Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения
Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожидания В. Врума, теория справедливости Портера-Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие.
Содержательные - основываются на том, что существуют внутренние побуждения (потребности), которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:
· теория потребностей Маслоу;
· теория существования, связи и роста Альдерфера;
· теория приобретённых потребностей МакКлелланда;
· теория двух факторов Герцберга.
Теория потребностей Маслоу
Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория мотивации кадров включает в себя следующие основные идеи:
· неудовлетворенные потребности побуждают к действиям;
· если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая;
· потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды» требуют первостепенного удовлетворения.
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей:
· Физиологические потребности;
· Потребность безопасности;
· Потребность принадлежать к социальной группе;
· Потребность признания и уважения;
· Потребность самовыражения.
Эта теория потребностей показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и его деятельность, как предоставить человеку возможность реализовать и удовлетворить свои потребности.
Теория существования, связи и роста Альдерфера
Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Он считает, что таких групп существует три:
· потребности существования;
· потребности связи;
· потребности роста.
Теория приобретённых потребностей МакКлелланда
Теория МакКлелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей:
· Потребность достижения;
· Потребность соучастия;
· Потребность властвования.
Из трех рассматриваемых теорий потребностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.
Теория двух факторов Герцберга
Эту теорию представляют два фактора: условия труда и мотивирующие факторы.
Факторы условий труда:
· политика фирмы;
· условия работы;
· заработная плата;
· межличностные отношения в коллективе;
· степень непосредственного контроля за работой.
· Мотивирующие факторы:
· успех;
· продвижение по службе;
· признание и одобрение результатов работы;
· высокая степень ответственности;
· возможности творческого и делового роста.
Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы.
Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения.
Имеются три основные процессуальные теории мотивации:
· теория ожидания Врума:
· теория справедливости Адамса;
· модель мотивации Портера - Лоулера.
Теория ожидания Врума
Теория ожидания базируется на том, что активная потребность не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определённой цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если их уровень полномочий, профессиональные навыки, достаточны для выполнения поставленной задачи.
Теория справедливости Адамса
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Основной вывод теории состоит в том, что пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность труда.
Модель мотивации Портера- Лоулера
Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.
В их работе фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно теории, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характера, а также создания ими своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечёт за собой вполне определённый уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т. е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Вывод модели Портера - Лоулера состоит в том, что результативный труд ведёт к удовлетворению потребностей.
Изложенные теории позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое - либо канонизированное учение, объясняющее, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация.
Каждая из теорий имеет что - то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определённые параллели между ними. Характерной особенностью всех теорий является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека. «Сравнивая классификации всех теорий, можно отметить, что выделенные в различных работах группы потребностей и механизмов в определённой мере дополняют друг друга».
Существует два вида стимулирования: экономическое и неэкономическое.
Экономическое стимулирование
Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых к ним требований. Эти выгоды могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными (свободное время, позволяющее заработать в другом месте)
Основной вид экономического стимулирования – это основная и дополнительная зарплата, премии и т.д. Общие принципы оплаты труда:
– рост зарплаты при повышении производительности труда работника
– соответствие личному вкладу
– четкость и обоснованность критериев выплаты
– изменение доли вознаграждения в зависимости от ситуации
– использование передовых систем (например, участи в прибыли)
– закрепление размера зарплаты в договоре
Выплата зарплаты может производиться:
– по тарифной модели, основанной на закреплении за каждой должностью определенного должностного оклада с учетом возможности выплаты дополнительной зарплаты, премий и т.д. (бывает повременная и сдельная)
– по бестарифной модели в которой выплата производится исходя из конечной суммы результата, например, сделки, гонорара за работу и т.д. также с вероятностью получения премий, надбавок и т.д. (бывает комиссионная или по плавающим ставкам)
Основным стимулирующим элементом зарплаты является возможность получения премии, пропорциональные достигнутому результату, акцентирующие (растут быстрее результата) или нивелирующие (растут медленнее роста результата).
Принципы премирования:
– вознаграждение любых, даже самых малых, результатов
– потенциальная неограниченность величины премии
– ясная взаимосвязь между результатами и величиной выплат
– превышение размера премии над минимально воспринимаемым порогом
– учет психологических особенностей субъекта при начислении и изменении его премии
Размер премии может относиться к результатам работы:
– прямо (при участии работника в прибыли, собственности, предпринимательстве)
– косвенно (назначается руководителем исходя из его субъективно-объективной оценки)
Достоинства и недостатки экономического стимулирования:
? Простота применения методов стимулирования
? Применимость к любым группам работников
? Четкая взаимосвязь между результатом и вознаграждением
? Человек всегда считает что вознаграждение недостаточно, т.к. оценивает работу не только с точки зрения достигнутых результатов, но и с точки зрения потраченных на нее сил, времени и т.д.
? Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, человек будет стремиться снова ее воссоздать
? Вознаграждение действует как стимул только до определенных (и сложно определимых) пределов
? Высокий уровень вознаграждения может привлечь неквалифицированную рабочую силу
Неэкономическое стимулирование
К неэкономическим стимулам относят организационные и морально-психологические стимулы.
Организационные стимулы:
– вовлечение работников к участию в делах организации
– приобретение работником новых знаний и навыков
– обогащение труда
Морально-психологические стимулы:
– профессиональная гордость
– присутствие вызова показать свои способности
– признание авторства результата
– высокая личная и публичная оценка
– высокие цели, воодушевляющие на эффективный или даже самоотверженный труд
– психологическая атмосфера
– предоставление всем равных возможностей для самореализации вне зависимости от должности, личных заслуг, прошлых вкладов и т.д.
Связь экономической и неэкономической мотивации обязательна. Яркий тому пример – продвижение в должности, где рост неэкономического стимулирования (гордость, власть, и т.д.) сопровождается экономическим стимулом роста зарплаты.
Контроль
КОНТРОЛЬ - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.