Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий
Тема 1.Информационные технологии
Классификация и типология информационных технологий
Информационная технология – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих:
· методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации;
· вычислительную технику;
· методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения;
· а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Информационная технология - это системно-организованная последовательность операций, выполняемых над информацией с использованием средств и методов автоматизации.
Процедуры обработки информации являются главными в информационных технологиях. Остальные процедуры носят вспомогательный характер.
Классификация информационных технологий
Различают следующую классификацию информационных технологий:
В соответствии с методами и средствами обработки данных:
1. Глобальные – технологии, которые включают модели, методы, средства информационной базы в обществе
2. Базовые - информационные технологии, которые ориентируются на конкретную область применения.
3. Конкретные - технологии, которые обрабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.
В соответствии с обслуживаемыми предметными областями:
1. Технологии с областью применения в бухгалтерском учете.
2. Информационные технологии, которые используются для обеспечения банковской деятельности.
3. Информационные технологии, область применения которых распространяется на налоговую деятельность.
4. Информационные технологии для обеспечения страхования.
5. Информационные технологии в области статистики.
В соответствии с видами обрабатываемой информации:
1. ИТ, обрабатывающие данные с помощью СУБД, алгоритмических языков, таблиц и процессоров.
2. ИТ, которые обрабатывают текст с помощью текстового процессора.
3. ИТ, обрабатывающие графические изображения с помощью графических процессоров.
4. ИТ, обрабатывающие знания с помощью экспортных систем.
5. ИТ, обрабатывающие объекты реального мира с помощью технологий «мультимедиа».
В соответствии с типами пользовательского интерфейса:
1. ИТ, обслуживающие прикладной интерфейс. 2. ИТ, обслуживающие системный интерфейс.
3. ИТ, обслуживающие командный интерфейс. 4. ИТ, обслуживающие WIMP - интерфейс.
5. ИТ, обслуживающие SILK – интерфейс.
В основу любой из современных методик управления ИТ-сервисами заложен следующий основополагающий принцип: требования к информационным технологиям предъявляет бизнес.
В промышленности системы моделирования позволяют обходиться без дорогостоящих испытаний, сокращают время создания продукции.
В банковской системе возникают новые платежные системы, карточные системы, электронные кошельки, электронные клиринговые системы на основе достижений ИТ.
Новые ИТ позволяют расширить сферу услуг, ускорить платежи, удешевить стоимость денежного оборота.
Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий.
Стандартизация (в общем смысле) – принятие соглашения по спецификации, производству и использованию аппаратных и программных средств вычислительной техники; установление и применение стандартов, норм, правил и т.п. Стандартизация в области информационных технологий направлена на повышение степени соответствия своему функциональному назначению видов информационных технологий, составляющих их компонент и процессов. При этом устраняются технические барьеры в международном информационном обмене. Стандарты обеспечивают возможность разработчикам информационных технологий использовать данные, программные, коммуникационные средства других разработчиков, осуществлять экспорт/импорт данных, интеграцию разных компонент информационных технологий. К примеру, для регламентации взаимодействия между различными программами предназначены стандарты межпрограммного интерфейса (один из них - стандарт технологии OLE (— связывание и встраивание объектов). Без таких стандартов программные продукты были бы «закрытыми» друг для друга. Требования пользователей по стандартизации в сфере информационных технологий реализуются в стандартах на пользовательский интерфейс.
Стандарты занимают все более значительное место в направлении развития индустрии информационных технологий. Более 1000 стандартов или уже приняты организациями по стандартизации, или находятся в процессе разработки. Процесс стандартизации информационных технологий еще не закончен.
Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса, представленного классами и подклассами:
- символьный (подкласс - командный);
- графический (WIMP, подклассы - простой, двухмерный, трехмерный);
- речевой (SILK);
- биометрический (мимический);
- семантический (общественный).
Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами. Например, один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:
- стандарт ISO 9241-12-1998 регулирует визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.;
- стандарт ISO 9241-14-1997 - меню;
- стандарт ISO 9241-16-1998 - прямые манипуляции;
- стандарт ISO/IES 10741-1995 - курсор;
- стандарт ISO/IES 12581-(1999-2000) - пиктограммы.
Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:
- стандарт ISO 9241-10-1996 - руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость;
- стандарт ISO/IES 13407-1999 - обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта;
- стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 - требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования;
- стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126—93 - практичность, понятность, обучаемость, простота использования.