Основные этапы работы над дипломной работой
1. Подготовка тематика и структура дипломной работы
1.1.Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников, позволяющая установить соответствие уровня и качества подготовки специалиста Федеральному Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.
1.2.К выполнению выпускной квалификационной работы допускаются студенты, завершившие полный курс теоретического и практического обучения базового уровня.
1.3.Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы.
1.4.Тематика выпускных квалификационных работ разрабатываются по дисциплинам профессионального модуля преподавателями профильных предметов колледжа совместно со специалистами предприятий и организаций, рассматривается на соответствующих предметно- цикловых методических комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной работе.
1.5.Тема дипломной работы может быть предложена студентом с полным обоснованием ее актуальности. Возможны направления исследований на базе курсового проектирования.
1.6.Тема квалификационной работы должна отвечать современным требованиям науки, техники, производства, экономики, должна быть актуальной. Должна прослеживаться непосредственная связь с возможным практическим применением знаний выпускников в соответствии со специализацией по направлению подготовки специальности , достаточная обеспеченность тем необходимой литературой и возможность использования фактологического материала.
1.7. Самоопределение в темах исследований и закрепление научного руководителя и консультантов проводится в течение октября, закрепляется приказом директора не позднее 25 декабря.
1.8.По утвержденным темам руководители ВКР разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента.
1.9.График выполнения ВКР
График выполнения ВКР предусматривает следующие этапы:
- разработка плана работы и примерного перечня необходимых для анализа научных, статистических, фактологических и прочих первичных материалов;
- составление предварительной библиографии по теме ВКР;
- сбор информации и ее обработка;
- написание первой (теоретической) части работы;
- написание второй (аналитической) части работы;
- написание третьей (рекомендательной) части работы;
- написание введения и заключения,
- представление первой редакции работы руководителю ВКР;
- подготовка окончательной редакции работы, ее оформление и сдача на отзыв руководителю ВКР;
- рецензирование работы (для специалиста);
- подготовка презентации ВКР.
1.10. План ВКР
Следующим важным документом является развернутый план ВКР. Он разрабатывается студентом и утверждается руководителем ВКР на основании задания в течение двух недель после его получения. В плане ВКР уточняются перечень рассматриваемых вопросов, наименования глав (разделов) и параграфов (подразделов) ВКР, состав привлекаемой литературы, определяются объекты и источники получения фактологического материала. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и практическое значение ВКР в целом. Необходимо учитывать, что изложение отдельных разделов (параграфов) должно быть подчинено раскрытию темы в целом. Структура плана должна быть логичной, намеченные к разработке вопросы конкретны и взаимосвязаны.
В план ВКРвключаются:
- введение, в котором обосновывается актуальность темы, и определяются цель и задачи исследования;
- три (или две) главы, где рассматриваются теоретические и методологические аспекты изучаемой проблемы, отмечается степень разработанности отдельных вопросов; дается профессиональная характеристика изучаемого объекта; анализируется его существующее состояние; формулируются рекомендации с обоснованием эффективности отдельных предложений;
- заключение, содержащее результаты проведенной работы.
План ВКР может уточняться в процессе выполнения работы в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактологического материала.
1.11.Сбор и обработка фактологического материала
Сбор фактологического материала осуществляется студентом, как правило, в процессе производственной практики (или самостоятельно) и является ответственным этапом подготовки ВКР. Ее качество, объективность выводов во многом будет зависеть от того, насколько правильно и полно проанализирован фактологический материал. Приводимые в ВКР факты и цифровые материал должны быть достоверны.
Анализ фактологического материала следует проводит в определенной последовательности. Прежде всего следует oпределить цель и задачи анализа,т.е. конечный результат, который должен отразить сущность рассматриваемой проблемы. Затем определяется совокупность показателей (или критериев),необходимых для анализа, ориентировочная последовательность их расчета (определения), изучаются методики и материалы по проведению анализа.
После выбора характеристических показателей (критериев) и методологии студент приступает непосредственно к анализу собранного материала. Анализируются не только система обобщающих показателей, но и частные показатели, и определяющие их факторы в динамике развития исследуемой проблемы (вопроса, объекта) за последние 3-5 лет. Затем формулируются выявленные тенденции, и дается их качественная и количественная характеристики.
Систематизация, анализ и обработка фактических материалов предполагают использование в ВКР таблиц, диаграмм, графиков, чертежей, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительнее раскрывают суть исследования.
Сбор и обработка фактического материала является самым трудоемким этапом в подготовке ВКР. В целях ускорения обработки и систематизации такого материала рекомендуется широко использовать системный подход, справочно-информационные системы и компьютерные технологии.
1.12. Структура и содержание ВКР
Опыт написания ВКР свидетельствует о том, что наиболее оптимальной для построения работы является структура, включающая введение, три (или две) главы, заключение, список использованных информационных ресурсов и приложения.
ВКР должна состоять из взаимоувязанных теоретической и практической частей:
1. Введение (2-4 страницы)
Во введении необходимо:
- обосновать актуальность выбранной темы(1-1,5 страницы)
- дать характеристику современного состояния вопроса по выбранной теме работы;
- определить объект исследования (что/кто исследуется в работе)
- предмет исследования (связи, действия, процедуры, происходящие с объектом; то, с какой стороны изучается объект)
- определить цель (цель должна быть ясной и лаконичной, выраженной в одном предложении и соответствующей теме ВКР)
- перечислить конкретные задачи, поставленные в ВКР (3-4 задачи) (задачи должны конкретизировать основную цель и соответствовать содержанию глав)
- перечислить методы исследования (теоретический анализ, обобщение, классификация, сравнение, измерение, моделирование, наблюдение, изучение документации, опрос);
- указать организации, материалы или база которых используются при выполнении ВКР.
Здесь же указывается структура дипломной работы, из какого количества глав состоит основной раздел, список информационных источников (количество источников), из какого количества глав состоит основной раздел, список информационных источников(наименований), приложение, иллюстративный материал содержится в тексте дипломной работы (например, рисунков-5, таблиц-6 и т.д).
2.В теоретической части раскрывается сущность исследуемой проблемы, основные теоретико-методические и практические подходы к ее решению. В практической части проводится анализ конкретного языкового материала, подобранного самостоятельно. При ссылке на конкретного автора или пример необходимо делать сноски. Лучше всего их оформлять в квадратных скобках, где первая цифра обозначает номер по порядку в вашем списке литературы, а вторая - номер страницы или страниц, на которых находится данный пример или цитируемый абзац. Если вы упомянули какого-либо ученого или его мнение в своей ВКР, то он и его работа должны быть обязательно в вашем списке литературы после заключения. Если у вас нет конкретных библиографических данных, то лучше не упоминать этого ученого. Наличие ссылок подтверждает работу студента с литературными источниками. Каждая глава может включать 3-4 параграфа. Каждая новая глава начинается с новой страницы, независимо от того, заполнена ли предыдущая страница до конца или нет. Каждый последующий параграф печатается подряд, без разбивки основного текста. В процессе изложения материала используется научный стиль изложения материала от первого лица во множественном числе (мы), возвратная форма глаголов или краткая форма причастий (например: мы проанализировали или анализируются, были проанализированы, изучены и т.п.)
Первая глава представляет собой аналитический обзор изучаемый проблемы, включающий изучение и оценку разработанности исследуемого вопроса на теоретическом уровне.
Аналитическая часть ВКР выполняется по литературным источникам; компьютерным справочно-информационным системам; статистической информации; различным прогнозным, законодательным, нормативным и прочим данным; материалам предприятий, собранным самостоятельно или во время практики. Состав анализируемых показателей (критериев) определяется планом работы по ВКР и уточняется руководителем ВКР.
В процессе анализа выявляются масштабы и темпы изменения отдельных показателей, закономерности их развития, взаимосвязи между ними, факторы, влияющие на уровень различных показателей и степень этого влияния. Кроме того, анализ вскрывает причины отрицательных сторон деятельности объекта, определяет способы повышения эффективности работы.
При анализе следует использовать различные методы и способы представления результатов: таблицы, графики, чертежи, схемы и диаграммы, которые дают конкретное и наглядное представление о взаимосвязях изучаемых показателей, степени влияния отдельных факторов и др. (В выполнении аналитической работы по экономическим вопросам следует применять методы математики и статистики).
Эта часть ВКР завершается конкретными выводами по результатам проведенного анализа. Методическая грамотность и глубина анализа свидетельствуют о профессиональных качествах выпускника.
Вторая глава посвящена исследовательской части работы и включает:
Теоретико-методологическая оценка изучаемой проблемы или объекта.В этой части на основе изучения литературы раскрываются роль и сущность изучаемой проблемы (объекта), необходимость и возможность ее углубленного анализа с учетом современных требований (и компьютерных технологий), обосновывается выбор методики и конкретных приемов работы студента по раскрытию поставленных в ВКР задач. Дается краткая характеристика степени разработанности отдельных аспектов проблемы (объекта), указываются их недостатки и намечаются основные пути совершенствования. При отсутствии в информационных исиочниках единой точки зрения по исследуемому в ВКР вопросу, следует привести (со ссылками на источники) различные позиции авторов, дать их сравнительную оценку и обязательно сформулировать собственное мнение.
В тексте ВКР не следует злоупотреблять различными цитатами. Цитаты должны приводиться к месту и быть органически взаимосвязаны с содержанием работы. При цитировании следует обязательно указать источник. Недопустимо дословное заимствование текста, выражений из учебников, специальной литературы, нормативных и инструктивных материалов без ссылок.
Третья глава Рекомендательная часть(увеличивается в случае необходимости).
Качественный уровень произведенного анализа предопределяет прикладную значимость ВКР. Рекомендательная часть ВКР разрабатывается на основе предыдущих результатов, обобщения опыта аналогичных рекомендаций и использования специальной литературы.
Следует выделить основные группы предложений для более обоснованного или улучшенного решения рассматриваемых в ВКР вопросов. Например, рекомендации могут быть подразделены на группы: организационного, технологического, экономического, социального, методологического, экологического и иного характера. После этого конкретно формулируются отдельные предложения, и обосновывается целесообразность их внедрения в изучаемом объекте.
Каждое рекомендуемое предложение сопровождается изложением его сущности и содержания, профессиональным обоснованием. Определяется место возможною внедрения предложения, его возможное влияние на организационный (технологический) уровень практической деятельности или иная ожидаемая эффективность. Глубина разработки отдельных предложений и расчеты (или обоснование) их эффективности устанавливаются совместно с научным руководителем в зависимости от содержания и важности рекомендации.
При наличии внедрения рекомендуемых в ВКР предложений прилагается соответствующий документ (акт о внедрении, решение руководителей объекта о целесообразности внедрения предложений и т.д.).
3. Заключение(2-3 страницы)
Заключение является итоговой частью всей ВКР. Здесь кратко излагаются основные теоретические достижения, даются наиболее важные выводы и, в обобщенном виде, показывается эффективность рекомендуемых предложений. Заключение должно содержать оценку результатов работы, выводы и предложения по использованию полученных результатов. Кроме того, в заключении следует указать пути и цели дальнейшей работы или обосновать нецелесообразность ее продолжения. Во введении и заключении ссылок быть не должно, также как и цитат.
2. Приложениесодержит вспомогательный материал, который из-за общности не может быть включен в основную часть работы. Основные положения, анализ и практические рекомендации ВКР необходимо иллюстрировать графически. Объем, состав, и содержание графической части определяются вместе с научным руководителем в зависимости от характера разрабатываемой темы и рекомендаций. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" и иметь содержательный заголовок. Каждое приложение располагается в порядке ссылок на них в тексте, начиная с новой страницы, нумеруя и снабжая содержательным заголовком. Нумерация страниц сплошная.