Иерархическая бюрократическая культура
Глава 4
ОТБОР И НАБОР ПЕРСОНАЛА,
СООТВЕТСТВУЮЩЕГО
ВАЖНЕЙШИМ КРИТЕРИЯМ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ___________________
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА СОТРУДНИКА, ИДЕАЛЬНОГО ДЛЯ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ
Набор и отбор персонала любой организации преследует цель найти людей, обладающих необходимыми знаниями, навыками И способностями для успешного выполнения работы, и выбрать из iшх лучшего по определенным критериям. Анализ практики отбора персонала свидетельствует о расширении в последнее время тре-i м жаний к кандидату на вакансию. Помимо опыта работы, знаний, к налификации и навыков все чаще требуется наличие определенных личностных качеств — ответственности, умения работать в команде, гибкости, оперативности, коммуникабельности, ориентированности на результат, лидерских качеств, способности нестандартно мыслить, креативности и т.п.
Чаще всего набор личностных качеств, необходимый для пре-гендента на вакансию, определяется в соответствии с требованиями сложившейся в компании организационной культуры. Это вполне оправдано. Необходимые знания и навыки сотрудник может получить либо пополнить недостающие в процессе работы — для этого существуют системы обучения, наставничества, раз-пития, обучающие тренинги и т.п. А вот перестроить свою систему ценностей, восприятия, изменить отношение к стилю лидерства и основам управления персоналом, изменять свои критерии успеха, систему целей и ценностей может лишь человек, склонный к подчинению требованиям организации в силу реального либо мнимого давления, оказываемого ею на своих работ-пиков. Причем чем старше сотрудник, тем сложнее ему перестроиться и адаптироваться в новых условиях к новым требованиям. Поэтому стремление организации нанимать людей с мировоззрением и ценностями, идентичными своей культуре, является вполне закономерным и естественным. Такой набор выгоден обеим
сторонам: работник быстрее социализируется и адаптируется и благоприятном для него микроклимате, растет его чувство удои летворенности трудом в силу совпадения личных целей с целя ми организации, снижаются стрессы и конфликты на рабочем месте и, наконец, укрепляется безопасность организации, поскольку при отборе отсеиваются кандидаты, которые впоследствии могут оказать разрушающее влияние на основные ценности и характеристики данной оргкультуры. С другой стороны, требования к кандидатам при отборе не должны быть одиозными и непомерно жесткими, поскольку в погоне за работниками, безукоснительно соответствующими организационной культуре, компания может не только потерять высококвалифицированный персонал, но и упустить свой шанс на дальнейшее развитие оргкультуры, внесение в нее перемен и на совершенствование.
«Ищу человека», — заявлял Диоген, разгуливая с фонарем по улицам города. Прошло много столетий, но проблема поиска нужного человека не стала менее актуальной.
Компания £(?так формулирует основные требования к кандидату1:
Такие требования к кандидату могла бы предъявить, наверное, любая компания. Но ведь необходимо учесть и специфику, особенности организационной культуры компании. Как это сделать?
Приведем качества работника, наиболее подходящие для его успешной адаптации в той или иной культуре.
Иерархическая бюрократическая культура
1. Ценит четкую иерархию и структурированность в организации, где ясно, кто за что отвечает, каковы его должностные обязанности.
1 www.lg.ru 228
!, Предпочитает стабильность, предсказуемость, постоянную MIDI гость.
>, Понимает «дистанцию власти», уважает иерархическую coin, мчи ценность, предан руководству.
4. Инициативу проявляет осторожно, дабы не нарушить плав-иос гь графиков и надежность процессов. Помнит, что часто инициатива бывает наказуема.
5. Предпочитает размеренный, неторопливый труд, без творчеств рывков и рискованных начинаний.
6. Сильны мотивы статусные, развития карьеры. Стимулирует и.1 шчие отдельного кабинета, секретаря, лучшего канцелярскому и ьютерного оборудования, собственного места парковки, слу-Кебного автомобиля и проч.
7. Руководитель самодоволен, самонадеян, самодостаточен (3 «о), \крспляет свои позиции в иерархии, окружает себя преданными,
(пойми» людьми, как правило, недоступен для подчиненных.
8. Работник предпочитает контроль, поддерживаемый прави-мми, специализированными задачами и централизованными решениями, учет, рентабельность, нормы, порядок, расчеты.
9. Поощрение и наказания подчинены регламентам, умение их i облюдать — залог успешности работы в данной культуре.
Рыночная культура
1. Непритязателен к условиям работы, своему статусу, кругу ипщения, социальному климату.
2. Нацелен на достижение цели, победу, движение только вперед, на освоение новых рынков, выпуск новых товаров, заключение новых контрактов.
3. Способен поставить все в зависимость от достижения ре-(ультата. Идет на риск, жесткое целеполагание.
4. Расценивает потребителей как разборчивых, заинтересованных в приобретении ценностей, считает, что они должны быть в цен-i ре всей деятельности, акцентирует работу на операциях с внешними клиентами.
5. Вынослив, настроен на жесткую конкурентную борьбу, требователен.
6. Считает, что единственный признаваемый регулятор и контролер — рынок и его механизмы монетарного обмена. Выгодно то, что нужно рынку.
7. Преимущественная ориентация на дело, достижение поставленной цели, пусть даже в ущерб собственному «Я» или хорошим взаимоотношениям с людьми, друзьями, коллегами.
229
Клановая культура
1. Преимущественно социальная ориентация. Считает, что крайне важны общение, соучастие, сопричастность, сплоченность, взаимовыручка.
2. Желание работать в бригаде с бригадным подрядом, полуавтономной работой бригад, самостоятельным наймом и увольнением членов бригад на основе добровольного отбора.
3. Доброе отношение к потребителям как к партнерам, забота о людях, социальная ориентация на дружеское общение.
4. Готовность к делегированию полномочий, проявлению преданности делу и приверженности организации, полная лояльность.
5. Готовность полностью разделять ценности, заповеди и цели своей «семьи».
6. Доверяет людям, не приемлет агрессивности и несправедливости.
7. Лидеры мыслят как воспитатели или родители, заботящиеся о совершенствовании подопечных, расширении сферы их компетентности и обретении больших возможностей для личного развития.
8. Наилучший психологический тип работника — экстраверт с высокой социальной ориентированностью и мотивами социального взаимодействия.
Адхократия
1. Безразличен к власти, так как она переходит от одного к другому в зависимости от проблемы.
2. Новатор, творческая личность, одержимая поиском новых знаний, новых решений, уникальных открытий.
3. Характерна организационная анархия, но с внутренним подчинением одной идее, базирующейся на предвидении будущего.
4. Нравится работа в составе временной целевой бригады или комитета, которые перестают функционировать после выполнения задачи.
5. Качества — адаптивность, гибкость, творчество, выносливость по отношению к неопределенности, перегруженности информацией, временному дефициту.
6. Акцент на индивидуальность, предвидение будущего, поощрение риска.
7. Безразличен к карьерному росту, но чувствителен к творческому статусу. Отсутствует организационная схема, должности и отделы меняются так быстро, что их невозможно зафиксировать, поэтому невозможно говорить о карьере как иерархическом продвижении по служебной лестнице. Статус базируется на наличии экспертных знаний и таланта.
8. Непритязателен к условиям труда, поскольку часто в таких
пркшизациях отсутствуют офис, фиксированное рабочее место,
нее роли — временные, зависят от решения проблем.
9. Важнейшие качества — готовность к изменениям и новшествам.
Теперь попытаемся выяснить, какой из типов работников в мак-
I имальной степени соответствует особенностям той или иной орга-шпационной культуры, кому отдать предпочтениепри отборе кан-
ш тагов.
Наиболее общим является деление персонала на «наемников» и «сотрудников»1. При этом учитываются вклад работника I достижение результата, его стремление работать именно в вами-ii компании, наличие продуктивных идей и так называемая нключенность в процесс. Наверняка, в каждом коллективе най-
i\ гея люди, работающие с высокой степенью отдачи, и люди, формально относящиеся к своим обязанностям. У каждого из
них работников есть свои цели, которые они стремятся реа-
1м швать. Принципиальное отличие в том, что один действу-• I, сочетая свои интересы и интересы компании, а другой —
ипиь в собственных интересах.
«Наемник» — это часто работник, которого руководитель не смог сделать игроком своей команды. Раньше под словом «наемник» подразумевались люди профессиональные и компетентные, с которыми заключался договор на выполнение той или иной работы, например служба в армии. Трудно предугадать, как «наемник» поведет себя в критической ситуации: если человек работает только за деньги, то может найтись тот, кто предложит 1'му больше. Увлеченность общей идеей, как правило, побуждает человека к большей отдаче. «Наемник» — это позиция работника, которая во многом формируется на основе опыта и под влиянием потребностей. Отношение работника к компании во многом определяется и отношением компании к персоналу в цепом, и к нему в частности. Отличия «сотрудника» от «наемника» приведены в табл. 4.1.1.
Коэффициент полезного действия «сотрудника» всегда выше, чем «наемника», поэтому предпочтение всегда на стороне «сотрудников». Но не следует забывать, что любой работник приходит в компанию в качестве «наемника», а вот станет ли он «сотрудником» и как быстро, зависит, в том числе и от того, насколько ценности и нормы культуры компании соответствуют его собственным представлениям о жизненных ценностях.
1 www.begin.ru
Таблица 4.1.1 |
В табл. 4.1.2 представлены наиболее распространенные виды работников в зависимости от их поведения в коллективе и степени влияния на внутриорганизационную жизнь.
232 |
Таблица 4.1.2
Продолжение табл. 4.1.2
233
Окончание табл. 4.1..' |
Для «романтиков», безусловно, необходима клановая организационная культура, для «профессионалов» и «собственников» скорее подойдет рыночная культура, для «новаторов» нужна адхок-
234
I'.n ия, а оставшиеся типы будут ощущать себя комфортно в лю-ВоЙ культуре, дающей им возможность осуществлять свои планы и вести привычный образ жизни.