Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества
Билет №1.
1. Понятие социокультурного раскола в русской философской мысли. ( при ответе используем с.43 – 45 учебника + см. ниже)
Раскол социокультурный –специфическая форма социокультурного кризиса в России. Исследована известным культурологом А. С. Ахиезером. Он считает, что сущностным определением глубокого социокультурного кризиса, прослеживаемого в российской истории, является понятие раскола. Дело в том, что либеральная цивилизация, основу которой можно обнаружить еще в античности, развивалась в разных странах различным образом.
По мнению Ахиезера, в таких странах, как Англия, процесс становления либеральной цивилизации носил органический характер. Ценности и структуры, основанные на идее индивидуального самоутверждения, соревнования, свободе собственности, пройдя через целый ряд исторических трансформаций и в первую очередь, через нравственно-религиозную реформацию, обрели законченную целостность.
Другие страны — «второго эшелона» — такие, как Германия, претерпели значительные кризисные явления вследствие сопротивления новой цивилизации со стороны глубоко укоренившегося традиционализма. В целом же, несмотря на попытки вернуться к племенным ценностям (фашизм), Германия пришла к утверждению ценности частной инициативы.
В России, которая во 2-ой половине XIX века приступила к программе модернизации, возник своеобразный эффект бумеранга. Ценности капитализма, частной инициативы были весьма слабо распространены в массовом сознании. Поэтому внедрение рыночных отношений, частной собственности вызывало противодействие. При этом, чем более развитыми оказывались элементы либеральной цивилизации, тем сильнее оказывалось противодействие. Такая ситуация в потенциале вела к взрыву. В 1861 году, после великой крестьянской реформы, наблюдается рост ценностей культуры традиционной общины. Подобную ситуацию мы наблюдаем в период реформ Столыпина, когда крестьянский «мир» оказывал активнейшее сплоченное сопротивление попыткам царской администрации ввести деревню в систему частнособственнических отношений. Начавшаяся в XX веке борьба с кулаком получила свое логическое завершение в массовой депортации кулаков и создании нового варианта общинного землепользования – колхозов.
Таким образом, по мнению Ахиезера, Россия оказалась между двух цивилизаций: две социокультурные системы сосуществуют в едином историческом пространстве, и между ними действуют отношения непрерывного кризиса.
Это – раскол, патологическое состояние общества, в котором существует постоянное противоречие между традиционным культурным миром и новыми социальными отношениями. При этом активизация модернизаторской деятельности правящей элиты ведет к активизации деятельности традиционных элементов.
2. Дайте объяснение понятию «культурные типы».(При ответе используйте текст См. ниже)
Культурные типы
Для изучения феномена культуры применяется метод классификации или типологии.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит членение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления.
При этом существуют различные основания для типологии культуры. Основными выступают определенные совокупности показателей, включающие значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.
Типология культуры строится на основании нескольких критериев. Их может быть много, например, связь с религией, региональная принадлежность, связь с территорией, сфера общества или вид деятельности, уровень мастерства и тип аудитории и т.д.
Таким образом, типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частью одного целого. Например, китайская или русская культура. Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, поэтому невозможна «объективная» классификация культур «самих по себе», каковыми они являются «на самом деле».
Итак,
Культурные типы – это исторические, территориальные, функционально деятельностные и др. совокупности наблюдаемых черт культуры, выделяемые исследователями по разным основаниям с целью их изучения. |
Исследователи различают культурно-исторические стадии, эпохи и периоды, выделяемые по основаниям:
социально-экономическим, построенным на выделении способов материального производства как определяющих механизмов социокультурной организации;
технологическим, построенным на выделении технологий материальной и социальной деятельности и организации в качестве основных культурообразующих факторов;
археологическим, построенным на археологической классификации культур по типам жизнеобеспечивающих индустрий;
коммуникативным, построенным на выделении преобладающих технологий фиксации и передачи информации,
межпоколенной трансляции социального опыта;
культурно-стилевым, связанным с условными обозначениями исторических эпох по чертам доминировавших в это время художественных стилей;
общеисторическим, обозначаемым по сложившейся в научной традиции названиям эпох, выделяемым в разных случаях по различным сущностным или формально-стилевым признакам – первобытность, Античность, Средневековье и т.п.
Культурно-исторические типы, выделяемые по этнотерриториальным и транслокальным (цивилизационным) признакам – это культуры этнолингвистических семей, многонациональных государств (универсальных империй), мировых религий, зон хозяйственно-культурной общности, культурно-исторических областей (цивилизаций), изолированных географических регионов.
3. Какие общественные потребности вызвали появление публичной власти. Сопоставьте функции первобытной власти и власти государственной: общее и различие. ( при ответе используйте параграф 1)
Билет № 2
Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества
( при ответе использовать учебник с.77- 80)
В одном из студенческих общежитий после спектакля по пьесе Горького «На дне» возникла оживленная дискуссия по поводу формулы «Человек – это звучит гордо!». Аудиторя спорящих студентов разделилась на две группы. Одни считали, что эта формула в нынешних условиях звучит как пародия (миллионы живущих за чертой бедности, разгул преступности, наркомания, терроризм и другие язвы цивилизации); другие с жаром доказывали, что эта формула в авторском контексте призвана вселять в людей оптимизм даже в самые тяжелые времена. Пришедшая на шум дежурная посоветовала продолжить спор на следующий день в институте. Наутро один из студентов в порядке дискуссии приклеил у входа в столовую листок со своими вопросами: 1) Насколько формула Горького оправдана в свете преодоления животного начала усилиями сознания и трудовой деятельности? 2) Можно ли считать человека всегда находящимся на высоте своего призвания? 3) В чем причины утраты человеческого в человеке? В чем причины падения его нравственного уровня и достоинства? 4) Не является ли духовная безликость каждого из нас причиной, в силу которой нас нередко называют не народом, а населением?
Какая позиция в споре вам больше импонирует? Аргументируйте свой ответ (не менее 3-х аргументов)