Тушение газовых и нефтяных фонтанов
Особенности обстановки пожара. Аварийное фонтанирование до воспламенения может продолжаться несколько суток, в результате вблизи фонтана (скважины) образуется зона загазованности и растекания нефти (загазованность на несколько километров, а розлив на сотни метров), а если фонтанирование происходит на море, то значительная площадь поверхности воды покрывается нефтью.
Через 15—30 мин после воспламенения фонтана металлоконструкции в зоне пламени теряют несущую способность, деформируются и загромождают устья. С течением времени от воздействия пламени, воды, нефти или газа может происходить ослабление крепления устьевого оборудования, повреждение скважины может привести к изменению вида фонтанирования, состава струи или дебита.
На кусте скважины располагают в 3 м друг от друга, и скорость распространения пожара значительно больше, чем в одиночной скважине.
Особенностью распространения пожара в условиях моря является создание угрозы соседним сооружениям за счет перемещения пламени и нефти по воде. Когда волнение моря до 2 баллов, пленка нефти способна перемещаться по направлению ветра до 1км/ч.
В целом особенности обстановки можно характеризовать следующими параметрами: большой скоростью распространения горения в объеме фонтанирующей струи, значительной скоростью стабилизации теплофизических параметров; возможностью распространения пожара в пределах зоны загазованности и розлива нефти, а также возможностью изменения во времени характера фонтанирования, состава, вида струи и дебита; образованием группового фонтанирования на кустах скважин.
Наличие кратеров или грифонов определяет формы организации, выбора способа тушения и огнетушащих средств.
Организация тушения пожара. Все организационные и технические мероприятия по тушению и ликвидации фонтана осуществляются под руководством штаба в соответствии с Инструкцией по безопасному ведению работ при ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов.
Для ликвидации пожара (аварии) приказом по объединению (управлению, министерству) создается штаб, который несет ответственность за состояние и результаты проведения работ. Ответственным руководителем этих работ (штаба) назначают представителя этого ведомства. Действия пожарных подразделений проводят с учетом решений штаба, в состав которых входит один из руководителей пожарной охраны УПО, ОПО.
Кроме пожарной службы создаются другие: транспортная, водоснабжения, строительная, медицинская, КПП, связи, подготовки, оборудования, снабжения и питания. Задачами пожарной службы являются: обеспечение водяной защиты людей, работающих на устье скважины, орошение фонтана и металлоконструкций, организация и тушение пожара.
Для тушения пожара фонтана создается оперативный штаб, задачи которого изложены в БУПО-85.
При организации тушения фонтанов большое значение придается проведению подготовительных работ: создание расчетных запасов воды; расчистка места пожара от оборудования и металлоконструкций; развертывание средств тушения и подготовка площадок для боевых позиций сил и средств; осуществление мероприятий, связанных с отводом и сбором нефти после тушения, защита ближайших объектов, населенных пунктов и т. д.
Если нет естественных или специальных водоисточников, создают искусственные водоемы, запас воды которых должен обеспечивать бесперебойную работу подразделений в течение светлого времени суток с пополнением запаса воды.
Способы тушения фонтанов и техника безопасности. Наиболее эффективными средствами тушения фонтанов являются: вода, газоводяные смеси от АГВТ, газообразные продукты заряда ВВ, огнетушащие порошки.
Основным критерием подачи огнетушащего средства является его Удельный расход, который зависит от вида огнетушащего средства, способа подачи, условий смешивания с горючим.
Процесс тушения фонтанов состоит из 3 этапов: первый этап - подготовка к тушению, что включает в себя охлаждение оборудования и техники, находящихся в зоне пожара, а также орошение факела фонтана, продолжительность этапа 1 ч.
Второй этап — тушение фонтана с одновременным продолжением операций, предусмотренных первым этапом. Продолжительность определяется способом тушения.
Третий этап — охлаждение устья скважины и орошение фонтана после тушения, продолжительность этапа 1 ч.
28..Руководитель тушения пожара, его права и обязанности.
Тушение пожаров - боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.
Боевые действия - предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
РТП обязан:
-обеспечивать управление боевыми действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;
-проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;
-принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;
-определять решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;
-производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;
-организовывать связь на пожаре с оперативным штабом, боевыми участками
-составлять акт о пожаре (приложение 9);
-выполнять обязанности, возлагаемые в соответствии со статьями 56, 62 - 64 БУПО на оперативный штаб, если указанный штаб напожаре не создается.
РТП имеет право:
-отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;
-назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;
-получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;
-принимать решения по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки