Дидактические функций информационных образовательных ресурсов в учебном процессе
Дидактические функции - это внешнее проявление свойств средств обучения в учебно-воспитательном процессе, характеризующие их назначение, роль и место в учебном процессе.
- под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач ;
- дидактические функции - это внешние проявления мобильных технологий
Анализ исследований мобильных технологий позволяет авторам выделить дидактические свойства и функции. К.В. Капранчикова в своем исследовании указывает на следующие:
дидактические функции:
- информатизация учебного процесса;
- формирование информационной культуры обучающихся;
- возможность организации сетевого обсуждения на базе мобильныхтехнологий;
- возможность выполнения групповых и индивидуальных проектов на базе мобильных технологий;
- организация поисково-исследовательской работы;
- развитие умений самостоятельной учебной деятельности обучающихся;
- реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве»;
- развитие познавательной деятельности обучающихся;
- развитие профессиональных умений в изучаемой области знания;
- развитие продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование и чтение) видов речевой деятельности;
- формирование языковых навыков речи обучающихся (грамматических и лексических);
- формирование социокультурной и межкультурной компетенций [3, с. 49-50].
Среди дидактических функций мобильного обучения автор указывает на:
1) познавательную;
2) диагностическую;
3) адаптационную;
4) пропедевтическую;
5) ориентационную;
6) функцию управления учебной деятельностью;
7) контроля;
8) прогностическую
К основным дидактическим функциям мобильного обучения мы относим следующие:
а) относительно дидактического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:
1) когнитивно-образовательная - удовлетворение личных интеллектуальных, профессиональных, информационных потребностей обучающихся;
2) коммуникативная - удовлетворение потребности в общении, развитии умений обучающегося формулировать, высказывать, аргументировать и выражать собственную точку зрения;
3) развивающая - развитие новых умений, навыков и компетенций (информационных, коммуникативных, академических, социальных и др.), мышления, пространственного воображения, наблюдательности, творческих способностей обучающихся, их личностных и профессиональных качеств;
4) пропедевтическая - реализация педагогической поддержки обучающихся в образовательном процессе, отбор оптимальных и эффективных технологий обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
5) справочная - обеспечение возможности расширения знаний по учебной проблеме;
6) контролирующая - обеспечение возможности контроля деятельности обучающихся, синхронно или асинхронно, выявление пробелов в подготовке, выполнение дидактических тестов;
7) диагностическая - определение склонностей и способностей обучающихся, выявление уровня их подготовленности, индивидуально-психологических особенностей и направленности личности для формирования траектории развития;
8) мотивационно-активизационная - реализуется за счет способности мотивировать обучающихся путем применения оригинальных и новых вариантов представления образовательного контента, активизировать учебную деятельность обучающихся, способствуя сознательному усвоению материала;
9) прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала);
10) ориентационная - формирование у обучающихся готовности к осознанному и самостоятельному построению траектории профессионального развития, практическая подготовка к профессиональной деятельности;
11) организационно-оптимизационная - реализуется в возможности оптимизировать организацию образовательного процесса через выбор форм и методов обучения и реализацию персонализации (дифференциации и индивидуализации) обучения, а также интенсификации всех уровней учебной деятельности;
б) относительно технологического признака мобильного обучения к дидактическим функциям мобильного обучения:
1) наглядности и интегративности - реализуется за счет мультимедийного и интерактивного характера представления и взаимодействия с мобильными электронными устройствами и образовательным контентом, в ходе чего обеспечиваются возможности рассматривать изучаемый объект, явление или процесс и как часть, и как целое;
2) информационная - реализуется за счет того, что мобильные электронные устройства, как средства обучения, являются непосредственными источниками информации, а также в возможности выполнения различных операций с информацией увеличивать ее объем;
3) управленческая - реализации как внешнего управления учебной деятельностью обучающихся, так и самоуправления учебной деятельностью, основанные на гибкости, адаптивности и учете индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
4) интерактивная - обеспечение взаимодействия между участниками образовательных отношений в трех типах: «обучающийся - содержание обучения», «обучающийся - преподаватель», «обучающийся - обучающийся», за счет различных каналов и вариантов связи;
5) адаптационная - поддержание благоприятных условий протекания образовательного процесса, развитие информационной культуры, организация демонстраций и самостоятельной работы, обеспечение преемственности знаний и умений проектировать индивидуальную траекторию обучения.
Таким образом, мобильное обучение, за счет присущих ей дидактических свойств и функций, обладает рядом достоинств, которые делают образовательный процесс эффективным и, в конечном итоге, способствуют качественному и гарантированному достижению поставленных образовательных целей и планируемых результатов обучения.