Технологические функции имиджа

Текст лекций по дисциплине

ИМИДЖЕЛОГИЯ

Студента 3-го курса

Специальности менеджмент организации

Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия.

Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать имидж и выстраивать модели поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых оказываются отдельные люди и организации.

Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться», из них последний наиболее эффективный Имиджелогия – это общеобразовательная дисциплина.

С понятием «имидж» начали работать американские экономисты в 60-х гг. XX века. Американский экономист Болдуинг обосновал необходимость имиджа в эффективной деятельности организации.

Имидж – преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Имидж в переводе с английского языка означает образ.

Образ (по В. Далю) – «вещь подлинная или снимок с нее, точное ее подражание»

Облик (по В. Далю) - «оклад и черты лица, внешность вида и выражение лица».

Имиджелогия – наука о том, как придать своему облику эффект личного обаяния, как овладеть умением нравиться людям.

Имидж (Еремин Ю.Л.) – устойчивый образ субъекта в общественном сознании.

Имидж (Чумиков А.Н.) – заявленная идеальная позиция, еще не укоренившаяся в сознании аудитории, т.е. имидж является замыслом.

Репутация – совокупность сведений о реальных делах, т.е. совокупность достоверных данных о реальности, формирующих истинный облик компании.

Особенности имиджа:

1. Имидж ориентирован на цель и оценивается по критерию соответствия цели;

2. Имидж выделяет принимаемые аудиториями доверительно репрезентированные ценности

3. Имидж построен на художественном образе.

Структура художественного образа (М.С. Каган):

1. жизнеспособность художественного образа (жизнеспособность – условность)

2. уровень обобщения (общее – единичное)

3. выразительность (мысль – чувство)

4. диалогичность (способен ли он «говорить» со зрителем)

Задачи и функции имиджа

Задачи имиджа

1.Повышение престижа фирмы, т.к. разработка фирменного стиля свидетельствует о внимании фирмы не только к вопросам производства.

2. Повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению товара. Облегчение введения на рынок новых товаров (услуг), т.к. фирме со сложившимся имиджем вывести товар на рынок легче.

3. Повышение конкурентоспособности фирмы, т.к. в условиях равного товара конкуренция ведется на уровне имиджей фирм.

Функции имиджа подразделяются на две группы: ценностные и технологические.

Ценностные функции:

1. личностно – возвышающая

2. психотерапевтическая

3. субъективное предназначение ценностных функций имиджа

4. объективное предназначение ценностных функций имиджа

Ценностные функции имиджа

Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.

Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.

Технологические функции:

1. социальная адаптация

2. высвечивание лучших деловых характеристик

3. сглаживание негативных данных

4. концентрация внимания людей

5. расширение возрастного диапазона воздействия

Технологические функции имиджа

Социальная адаптация. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.

Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.

Сглаживание негативных данных Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.

Концентрация внимания людей. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.

Расширение возрастного диапазона воздействия. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.

Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование.

Таким образом, имидж – это многостороннее явление, функции которого разнообразен. Главное его назначение – достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения.

Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда сознательно создается эпатажный имидж, тем самым привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

При разработке имиджа, к примеру, предпринимательской структуры, составляется концепция её деловых намерений, тщательно прописываются кадровые и технико-экономические характеристики, спонсорские и меценатские возможности. Затем создаётся технология презентации предпринимательской структуры для «глаз и ушей» партнёров и клиентов, для воспроизводства позитивного «социального эха». При реализации проекта задействуются реклама (особо тщательно готовятся пресс-релизы для СМИ), методы «паблик рилейшнз», дизайнеры для внутреннего и внешнего обустройства офиса.

Особое внимание придаётся подготовке персонала на предмет умения производить приятное впечатление на деловых партнёров и клиентов. Организуется специальная работа по освоению правил служебной этики и делового этикета, проведения брифингов и переговоров. В процессе такой работы нередки факты, когда фирмы обращаются к имиджмейкерам с просьбой создать «Кодекс профессиональной чести» сотрудников, провести серию практикумов, обучить технологиям протокольного общения.

При формировании имиджа любой структуры личная ответственность возлагается, прежде всего, на её руководителей. Вот почему целесообразно проводить с администраторами практические занятия по подготовке и произношению спичей, по приёму посетителей в своём кабинете, но общению с персоналом, по отработке модели поведения в командировках, по соблюдению требований к собственному внешнему виду. Как свидетельствует практика, инвестиции, затраченные на эти мероприятия, себя оправдывают.

Наши рекомендации