Глава 1. Общие принципы организации поиска информации в сети Интернет

Департамент образования

Администрация Ярославской области

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Филиал ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

«Поиск информации в Интернете»

Курсовая работа

Исполнитель:

Кирьянова Олеся Александровна

Специальность: 26005

Преподавание информатики УФ-47з

Научный руководитель:

Смирнова Любовь Викторовна

Углич

Содержание

Введение. 4

Глава 1. Общие принципы организации поиска информации в сети Интернет 8

1.1 Поиск информации в Интернет: стратегия и методика. 8

1.2 Поиск с помощью каталогов. 11

1.2.1 Принцип работы, преимущества и недостатки каталогов. 11

1.2.2 Электронные каталоги глобального масштаба. 13

1.2.3 Российские каталоги ресурсов Интернет. 17

1.3 Поиск с помощью поисковых машин. 19

1.3.1 Принцип работы, преимущества и недостатки поисковых машин 19

1.3.2 Глобальные поисковые машины.. 22

1.3.3 Российские поисковые машины.. 25

Глава 2. Задачи поиска информации в Интернете. 28

2.1 Сетевые информационные ресурсы.. 29

2.2 Средства поиска информации. 31

2.3 Методы поиска информации. 33

2.4 Поиск с использованием поисковых машин. 34

2.5 Составление и выполнение запросов к поисковым машинам. 38

2.6 Анализ ресурсов и сбор информации. 40

Глава 3. Теоретические и методические основы изучения «Поиска информации в Интернете». 45

3.1 Анализ программ и учебников. 45

3.2 Особенности элективных курсов по информатике. 48

3.3 Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами. 50

3.4 Конспекты уроков. 54

Заключение. 67

Список литературы.. 71

Приложение 1. 72

Приложение 2. 73

Приложение 3. 74

Приложение 4. 75

Приложение 5. 76

Приложение 6. 77

Приложение 7. 78

Приложение 8. 79

Приложение 9. 80

Приложение 10. 81

Приложение 11. 82

Приложение 12. 83

Приложение 13. 84

Приложение 14. 85

Приложение 15. 86

Приложение 16………………………………….......................................диск

Введение

Интернет— глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Она составлена из разнообразных компьютерных сетей, объединенных стандартными соглашениями о способах обмена информацией и единой системой адресации. Интернет образует ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире.

Для того чтобы различные компьютеры в Интернете могли сообщаться друг с другом, используются протоколы, т.е. правила или условия коммуникации. Язык Интернета называется TCP/IP, что означает протокол Управления передачей/Интернет-протокол. Любой компьютер для того, чтобы общаться в Интернете, должен уметь "говорить" на языке TCP/IP. Этот стандарт является "открытым", что означает, что он не является фирменным продуктом какой-либо одной компании. Основная операционная система называется UNIX, но стандарт Интернета приспособлен для использования на всех наиболее распространенных системах, таких как UNIX, PC и Macintosh.

Интернет состоит из взаимосвязанных сетей, эксплуатируемых университетами, государственными учреждениями, военными, корпорациями и другими организациями. Эти сети связаны друг с другом различными видами оборудования такими, как маршрутизаторы, мосты и коммутаторы. Маршрутизаторы решают, в каком направлении отослать сетевые данные, предварительно посылая пакеты по нужному адресу и затем "маршрутизируя" данные в направлении соответствующего компьютера, где эти пакеты собираются вновь. Мосты предназначены для соединения двух каких-либо сегментов кабельной проводки внутри сети; коммутаторы – это приспособления для замыкания и размыкания цепей.

Одной из наиболее популярных служб, возникших на базе сети Интернет, стала «Вceмирнaя пaутинa» WWW (Wоrld Widе Wеb).

Tипичнaя «Wеb-страница» представляет собой полный экран текстовой и графической информации, связанной с некоторым конкретным предметом или вопросом. Ключевые слова и (или) изображения на такой странице выделены. Если пользователь выбирает один из таких выделенных элементов, то на экране воспроизводится новая страница, посвященная выбранному слову или изображению. Пользователь может, следуя таким ссылкам, продолжить вывод на экран новых страниц. Программа, которая осуществляет поиск, выборку и воспроизведение Web-страниц, называется браузером, а компьютеры, хранящие информацию – Web-серверами.

Концепцию «паутины» разработал в 1990 Т.Бернерс-Ли в Европейском центре ядерных исследований ЦЕРН в Женеве (Швейцария). Он хотел создать систему, которая помогала бы ученым сотрудничать, применяя упрощенные способы создания и использования мультимедиа-информации. Систему связей (ссылок) между документами называют гипертекстом. Для создания системы гипермедиа «паутина» сочетает гипертекст с мультимедиа (текст, изображения, звук и видео). Совместное пользование информацией, содержащейся в «паутине», стало возможным благодаря применению для создания Web-стpaниц oбщeгo языкa, пoлучившeгo нaзвaниe гипepтeкcтoвoгo языкa oписaния дoкумeнтoв НТML, общего протокола для обмена информацией, названного гипертекстовым транспортным протоколом HTTP, и стандартного формата адресов (унифицированного указателя ресурсов) URL. Важным достоинством URL является то, что он может работать с любым протоколом, а не только с HTTP; отсюда следует, что «Всемирная паутина» спроектирована так, чтобы ее можно было использовать со всеми существующими и будущими сетевыми службами.

«Паутина» приобрела в ЦЕРНе исключительно высокую популярность и вскоре появилась в других научно-исследовательских центрах, включая национальный центр США по применениям суперкомпьютерных вычислений NCSA. В 1993 группа сотрудников NCSA, возглавляемая М.Эндрессеном, начала разработку улучшенного Web-браузера, получившего название «Мозаик». «Мозаик» мог работать на большинстве типов рабочих станций и персональных компьютеров. Бесплатный доступ к этой программе просмотра сделал «паутину» исключительно популярной, и число обращений к сети начало расти с феноменальной скоростью. За несколько месяцев количество используемых экземпляров «Мозаик» превысило миллион, а трафик WWW вырос в 10 тыс. раз. Эндрессен и его группа ушли из NCSA, чтобы работать над коммерческой версией «Мозаик». Затем появились и другие коммерческие браузеры, способствовавшие быстрому росту и развитию «Всемирной паутины».

Спектр пользователей WWW довольно широк. Ее мультимедиа-возможности удобны для астрономов, заинтересованных в совместных наблюдениях за кометами, для математиков привлекательны воспроизводимые на экране геометрические фигуры, а для биологов – доступ к обширным базам данных по белкам. Благодаря тем же средствам стали возможными «виртуальные туры», посвященные осмотру коллекций произведений искусств в разных музеях. Такие государственные организации, как НАСА, Смитсоновский институт и Библиотека Конгресса используют WWW для публикации текстовой информации и изображений. Корпорации размещают в узлах WWW рекламу, информацию о продаже аппаратных или программных продуктов и принимают заказы. Для индивидуальных пользователей, располагающих собственными компьютерными идентификаторами, наиболее увлекательным представляется создание своих «базовых Web-страниц», открывающих новые возможности для самовыражения и совместного пользования информацией.

Цели выполнения курсовой работы:

1. ознакомиться с всемирной компьютерной сетью Интернет и используемыми в ней технологиями;

2. освоить приемы эффективного поиска необходимой информации в сетевых ресурсах;

Проблема – каковы наилучшие поисковые системы.

Объект исследования – основные принципы организации поиска информации в сети Интернет.

Предмет исследования – практические условия способствующие решению задачи поиска и выполнению сбора информации в Интернете.

Во введение обоснована актуальность темы, сформулирована проблема. Определены цели и задачи исследования, выявлены объект и предмет исследования, отобраны методы исследования анализ методической литературы, обобщение материала по темам. Раскрыты теоретическая и практическая значимость работы.

Данная работа состоит из трех глав, которые в свою очередь делятся на параграфы.

В первой главе описываются общие принципы организации поиска информации в сети Интернет, которая включает в себя поиск с помощью каталогов и поисковых машин, а во второй главе непосредственно задачи поиска информации в Интернете, методы и средства поиска, анализ и сбор информации. В третьей главе теоретические и методические основы изучения «Поиска информации в Интернете», анализ учебных пособий, комплекс задач.

Практическое значение данной работы заключаются в том, что она может служить опорным и методическим материалом студентам и учителям, занимающимся проблемой выбора наиболее быстрого, удобного, а главное приносящего отличные результаты браузера.

В заключение сформулированы выводы по главам.

При написании использовалась обширная теоретическая база, которая представлена в списке литературы, состоящем из двадцати пяти источников, приложения, в которых приведены скриншоты поисковых систем.

Глава 1. Общие принципы организации поиска информации в сети Интернет

Наши рекомендации