Организация просветительской работы с родителями (законными представителями)
• лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
• организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
3. Выделение приоритетов в работе ГКОУ СО «СКОШИ № 18», с учетом результатов проведенного анализа:
На основании проведенного анализа работы ОУ, были выделены следующие приоритетные направления программы:
· комплексная диагностика обучающихся с ЗПР, обеспечивающая исследования состояния здоровья воспитанников;
· создание электронного банка данных диагностики;
· оздоровительная работа, предполагающая комплекс психогигиенических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной активности;
· валеологическое образование, предполагающее обучение всех участников образовательного процесса.
Второй этап — организация работы образовательной организации по данному направлению.
Просветительско-воспитательная работас обучающимися с ЗПР, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
• внедрение в систему работы образовательной организации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, медицинского работника, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
2. Просветительская и методическая работас педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательной организации и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
• приобретение для педагогов, специалистов необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями) — и должна способствовать формированию у обучающихся с ЗПР ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Структура формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
1. Здоровьеберегающая инфраструктура.
2. Рациональная организация урочнной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР.
3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
4. Реализация дополнительных образовательных программ.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Содержание программы
1блок. Здоровьеберегающая инфраструктура
Задача:создание условий для реализации программы
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности администрации образовательной организации.
№ | Деятельность | Состав сотрудников здоровьесберегающей инфраструктуры | Планируемый результат |
1. | Осуществляет контроль за реализацию этого блока | Директор ГКОУ СО «СКОШИ № 18» | Создание условий: кадровое обеспечения, материально- техническое, финансовое |
2. | Осуществляет контроль за санитарно- гигиеническим состоянием всех помещений ОУ. Организует работу по соблюдению требований пожарной безопасности. Создает условий для функционирования столовой, спортивного зала, медицинского кабинета. | Заместитель директора по административно - хозяйственной работе | Обеспечение соответствие состояния и содержания зданий и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. |
3. | Организуют работу по индивидуальным программам начального общего образования для детей с ЗПР Разрабатывают построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Контролируют реализацию ФГОС для детей с ЗПР и учебных программ с учетом индивидуализации обучения (учёт индивидуальных особен-ностей развития: темпа раз-вития и темпа деятельности). | Заместитель директора по УВР | Приведение учебно- воспитательного процесса в соотвествие состоянию здоровья и физических возможностей обу-чающихся и учителей, организующих процесс обучения детей с ЗПР. Наличие условий сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности. |
4. | Организует воспитательную работу, направленную на формирование у обучаю-щихся с ЗПР ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ. | Заместитель директора по ВР | Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целостная личность. Наличие у обучающихся с ЗПР потребности ЗОЖ. |
5. | Изучают передовой опыт в области здоровье сбережения. Проводят коррекцию и контроль процесса формирования здорового образа жизни обучающихся с ЗПР и педагогов. Разрабатывают рекомендации по валеологическому просвещению обучающихся учителей и родителей. | Руководители методических объединений, классные руководители, воспитатели | Повышение валеологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к валеологической работе с учениками и родителями |
6. | Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с обучающимися с ЗПР, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической работы. | Классный руководитель, воспитатель, учитель физкультуры | Формирование у обучающихся с ЗПР потребности ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности |
7. | Организация просветительской работы по пропаганде основ рационального питания. Осуществление мониторинга количества питающихся | Ответственный за организацию питания, медицинские работники, педагоги | - обеспечение качественного горячего питания обучающихся с ЗПР, в том числе горячих завтраков, обедов, полдников, ужинов - формирование представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах |
8. | Обеспечивает проведение медицинских осмотров. Организует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы: - ведет диспансерное наблюдение за детьми с ЗПР; - выполняет профилактические работы по предупреждению заболеваемости; - обучает гигиеническим навыкам участников | Медицинский работник образовательного процесса. | Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; формирование потребности ребёнка с ЗПР безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья |
9. | Организует комплексное изучение личности ребенка с ЗПР. Обеспечивает выработку коллективных рекомендаций для учителей, родителей по дальнейшей тактике работы с данными детьми | Председатель ПМПк | Обеспечение условий для обучения детей с ЗПР, испытывающими трудности в обучении, отклонениями в поведении |
10. | Способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе: - занимается профилактикой детской дезадаптации - пропагандирует и поддерживает здоровые отношения в семье | Педагог – психолог, социальный педагог | Создание благоприятного психо-эмоционального фона: развитие адаптационных возможностей; совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности, развитие самопознания; формирование психологической культуры личности |
11. | Осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей. Способствует социальной адаптации детей логопатов | Учитель - логопед | Снижение речевых нарушений; социальная адаптация детей логопатов |
12. | Контролирует соблюдение требований СанПиН. Участвует в обсуждении совместной деятельности педколлектива, обучающихся, родителей по здоровьесбережению. Участвуют в совещаниях по подведению итогов по сохранению здоровья обучающихся | Родители – члены управляющего совета | Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы. |
2 блок. Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Задача: повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Планируемый результат:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся с ЗПР; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям иособенностям обучающихся с ЗПР;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования