Коммерческая тайна и налоговая тайна
В число сведений, которые составляют налоговую тайну, входят коммерческая и производственная тайны налогоплательщика (абз. 2 п. 2 ст. 102 НК РФ).
Сразу отметим, что российское законодательство не устанавливает специального режима производственной тайны. Однако из понятия коммерческой тайны следует, что конфиденциальные сведения о производственном процессе могут быть коммерческой тайной (ст. 1465 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").
Итак, коммерческая тайна - это любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и др.), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам и которые отвечают двум признакам:
- к этим сведениям нет свободного доступа. То есть сведения защищены (в том числе физически), их нельзя получить, не приложив определенных усилий по преодолению (устранению) средств защиты (заперты в сейф, запрещен и контролируется вынос документов с охраняемой территории и т.п.);
- обладатель таких сведений (в нашем случае - налогоплательщик) ввел в отношении них режим коммерческой тайны. То есть издал приказ о перечне сведений, которые составляют коммерческую тайну, установил порядок обращения с ними и контролирует его соблюдение, организовал учет лиц, получивших доступ к информации, и т.д. (п. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ).
Обратите внимание!
Тот факт, что информация является вашей коммерческой тайной, не означает, что вы вправе на этом основании отказать в доступе к ней налоговому органу, который действует в рамках своих полномочий. Основание - ст. ст. 6, 15 Закона N 98-ФЗ.
Отметим, что введение в отношении важных для вас сведений режима коммерческой тайны будет дополнительной гарантией в ваших отношениях с налоговиками (абз. 2 п. 2 ст. 102 НК РФ).
Поэтому не забудьте нанести на документы, которые составляют коммерческую тайну, гриф "Коммерческая тайна" с указанием своего полного наименования и места нахождения (для организаций) или фамилии, имени, отчества и адреса (для индивидуальных предпринимателей) (п. 4 ст. 6 Закона N 98-ФЗ).
СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ
НАЛОГОВОЙ ТАЙНОЙ
Законодатель определил перечень сведений, которые налоговой тайной не являются (п. 1 ст. 102 НК РФ). Это:
- общедоступная информация <1> о налогоплательщике, в том числе ставшая таковой с его согласия (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).
--------------------------------
<1> Общедоступная информация - общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений на ее распространение (п. п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ);
- ИНН налогоплательщика (пп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- сведения о нарушениях налогового законодательства, которые допустил налогоплательщик, и примененных к нему мерах ответственности (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Обратите внимание!
Если нарушение закона не является налоговым правонарушением согласно гл. 16 НК РФ, то информация о нем является налоговой тайной. К такому выводу пришел ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.08.2007 N А14-15673-2006/614/34;
- сведения, которые предоставляются налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств на основании международных договоров (соглашений) о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (пп. 4 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- сведения о размере и источниках доходов, а также о собственном имуществе кандидата на выборную должность и его супруга, которые предоставляются избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах (пп. 5 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- сведения, которые предоставляются в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пп. 6 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- сведения о специальных налоговых режимах, которые применяет налогоплательщик, а также информация о его участии в консолидированной группе налогоплательщиков (пп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ).
С 1 января 2015 г. не относятся к налоговой тайне сведения, которые предоставляются органам местного самоуправления для контроля за полнотой и достоверностью информации, предоставленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по указанным сборам (пп. 8 п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).
Тот факт, что перечисленные сведения не являются налоговой тайной, не означает, что налоговики должны предоставлять их по требованию любого третьего лица. Это их право, но не обязанность. Такой подход находит отражение в отдельных судебных актах (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620, ФАС Уральского округа от 27.06.2005 N Ф09-2678/05-С7). При этом некоторые судьи ссылаются на пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В нем перечислены те сведения, которые налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику.
В то же время существует и противоположная судебная практика. Так, часть судов полагает, что информацию, не составляющую налоговую тайну, налоговый орган обязан предоставить по требованию третьего лица, если она влияет на его права. Основание - ст. 8 Закона N 149-ФЗ (см., например, Определение ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08).
В заключение добавим: инспекция не может отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проведенной в отношении него проверки, ссылаясь на то, что они составляют налоговую тайну (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2011 N Ф09-6378/11).
Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли инспекция отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки в связи с тем, что они содержат налоговую тайну, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
В то же время сведения, на основе которых налоговики принимают решение о проведении налоговой проверки конкретного налогоплательщика, являются налоговой тайной. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.06.2005 N Ф09-2414/05-С7 отказал налогоплательщику, который настаивал на том, чтобы инспекция выдала ему копию заявления физического лица, послужившего основанием для проведения налоговой проверки.