Принципы оперативно-розыскной деятельности

Понять и отстаивать принципы

всегда легче, чем жить по ним.

В.И. Кнорринг

Разрешение сложных системных задач оперативно-розыскной деятельности невозможно без основных правил, руководящих и основополагающих начал – принципов, на которые опирается эта деятельность.

Следует сразу же оговориться, что учение о принципах настолько важно для любой социальной деятельности человека и настолько всеобъемлюще, что к его разработке и толкованию причастны ученые практически всех областей знаний. Здесь и такие мыслители, как Аристотель, Кант, Демокрит, Спиноза, Гегель, и другие ученые, имеющие свои философские взгляды на понятие и сущность принципа. И сегодня в каждой научной отрасли, включая юридические, особое внимание обращается на выявление и исследование принципов их существования. Оперативно-розыскная деятельность как особая отрасль юридических знаний исключением не является. Автор, учитывая разнообразие существующих мнений, предпринял попытку изучить наиболее приемлемые, на его взгляд, подходы к определению сущности принципов ОРД и сформулировать рекомендации по их правовому и практическому обеспечению.

В теории ОРД (относительно молодой научной отрасли знаний) практически все исследователи в той или иной мере анализировали принципы. Существенный вклад в разработку этой пробле­мы внесли Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь, А.И. Алексеев, В.Г. Боб­ров, Г.К. Синилов, В.М. Атмажитов, В.А. Лукашов, И.А. Климов, Ю.С. Блинов, К.В. Сурков, Н.П. Водько, А.Ю. Шумилов, Е.Д. Лукь­янченков. Неоднократно к ней обращался и автор.

Вопрос о принципах ОРД остается достаточно сложным и прежде всего по причине трансформации сущности их понимания в связи с началом действия Закона об ОРД в условиях фактически изменившегося типа нашей государственности. При рассмотрении истории становления и развития государства и права, становится очевидно, что с изменением формы государственного устройства и общественной жизни людей меняются право, методы и, убежден, сами принципы жизнедеятельности, в том числе, разумеется, и в правоохранительной.

Принципы, являясь основополагающими идеями, выражают сущность государственно-правовых исходных начал всей деятельности, служат ориентиром в правотворческой деятельности. Они обеспечивают нормативное регулирование и развитие правовой системы, а также правоприменительной системы[52].

Поскольку любая социальная деятельность связана с человеком как личностью, то принцип следует понимать не только в объективном, но и субъективном смысле, как внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действующим нормам поведения и сознательной деятельности. И хорошо, если принцип им будет пониматься как всеобщее необходимое жизненное и реальное правило поведения. Наверное, можно сказать, что принцип мышления в таком случае будет адекватен принципу действия.

Принципы оперативно-розыскной деятельности как таковые имеют право на существование, так как детерминируют саму эту деятельность, выражают ее сущностную определенность и тем самым отграничивают от смежных видов деятельности (например, криминалистики, уголовного процесса). Они имеют в своей основе систему базовых положений, которые присущи только ОРД, и при этом опираются на законы, изучаемые другими науками, тесно с ней связанными (уголовное право, уголовный процесс, криминология, криминалистика, психология и др.). Принципы ОРД неразрывны со всей правоохранительной деятельностью, они выражают объективные и существенные закономерности, сложившиеся в борьбе с преступностью, с учетом глубинной (коренной) особенности использования специфического вида деятельности (ОРД). Будучи порожденными конкретной действительностью, принципы не только отражают объективные закономерности, но и выступают средством переустройства этой действительности.

Находясь в органической среде с правом, обладая высоким уровнем обобщения (всеобщности), большой устойчивостью и стабильностью, принципы могут быть закреплены в норме права, но это вовсе не означает, что законодатель их порождает (вырабатывает). Совершенно прав профессор В.Т. Томин, когда, рассматривая принципы уголовного процесса, пишет: «… принципы вырабатываются не законодателем. Законодатель получает их в готовом виде. Будучи выработанными, принципы становятся равно обязательными как для рядового участника уголовного процесса, так и для законодателя»[53]. Не закрепленные в норме принципы обладают такими же признаками, что и закрепленные. Например, принципы законности и негласности в оперативно-розыскной деятельности прошли большой исторический путь, прежде чем нашли свое нормативное закрепление в статье 3 Закона об ОРД. К слову, принцип негласности, по сути, – вечный спутник сыскной работы, хотя таковым и не назывался.

Все принципы равны и самостоятельны. Не может быть ранжировки принципов по уровням: главные и второстепенные. Однако по существу своего внутреннего содержания отдельные принципы могут принадлежать только данному виду деятельности. Это принципы конспирации, сочетания гласных и негласных начал в ОРД, отражающие разведывательно-поисковую суть этой деятельности. Они пронизывают цель и задачи ОРД, пути и средства их достижения. Такие принципы принято называть специальными.

В настоящее время еще не сформировано единое представление относительно состава и системы принципов ОРД, что требует активизации научных исследований в этом направлении. Зачастую к принципам данной деятельности относят положения, которые имеют большое значение для решения задач ОРД, но, тем не менее, не являются основополагающими и общеобязательными. Проведя анализ имеющихся точек зрения по этой проблеме, можно сделать следующие выводы:

– во-первых, не всегда строго выдерживаются признаки, присущие принципам, в частности, обязательное отношение ко всем видам оперативно-розыскной деятельности всех ее субъектов;

– во-вторых, происходит практическая подмена понятий «принципы» и «требования». В отличие от принципов требования относятся к отдельным видам деятельности отдельных субъектов. Они, как правило, содержатся в ведомственных нормативных актах применительно к конкретным оперативным ситуациям;

– в-третьих, некоторые из предложенных исследователями принципов есть не что иное, как способ и средство обеспечения оперативно-розыскной деятельности и т. д.

Отсюда и стремление многих авторов включить в число принципов и принципы тактики, и принципы организации управления, и принципы негласной работы, и многие другие. Иначе говоря, наличие какого-либо института ОРД или более-менее самостоятельного направления деятельности, или взаимодействия с другими видами правоохранительных органов с неизбежностью вызывает «порождение принципов».

Думаю, что принципы ОРД должны определять не очевидные, а более глубокие, именно принципиальные закономерности, и одновременно служить руководством к практическим действиям.

Полагаю такой подход нецелесообразным и непринципиальным. До сих пор малоисследованной в теории оперативно-розыскной деятельности остается проблема определения системы принципов ОРД.

Напомним, что в общепризнанном понимании система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство[54]. Именно системный подход позволяет, на мой взгляд, определить основные черты принципов ОРД:

1. Состав принципов ОРД обусловлен закономерностями существования этой деятельности как целостного и самодостаточного образования, объективно необходимого в системе правоохранительной деятельности государства.

2. Принципы детерминируют систему ОРД, отражают ее сущность и направления деятельности, способствуют определению целей, задач и функций.

3. Принципы ОРД универсальны, т. е. они адресуются всем субъектам, осуществляющим ОРД, и по всем направлениям их разведывательно-поисковой деятельности.

4. Принципы ОРД должны определять закономерности формирования управленческой системы, направленной на противодействие преступности (в том числе, и со стороны организованных преступных формирований).

5. Принципы равноправны и не могут рассматриваться друг от друга изолированно. Они в системе интегрированы и в этом смысле совместимы.

6. Каждый из принципов имеет свои типичные признаки, вместе с тем, проявляется в конкретных специфических условиях.

Учитывая общепризнанные философско-правовые учения о принципах, объективные закономерности их проявления и нормативные установки в рассматриваемой сфере, а также, разумеется, существующие обоснованные научные мнения, можно представить принципы ОРД в следующей системе:

Общие принципы: принцип законности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип опоры на содействие граждан ОРД.

Последний принцип не закреплен в норме Закона об ОРД, но он имеет право на самостоятельное существование, так как содержит все общие признаки, присущие пониманию принципа. Выработан он был в период становления и развития теории ОРД в конце шестидесятых годов прошлого века и сразу же нашел единодушную поддержку теоретиков и практиков ОРД. В числе наиболее активных его разработчиков можно выделить Д.В. Гре­бельского, В.Г. Боброва, В.А. Лукашова, В.Г. Самойлова и других ученых. Автор относит себя к последователям исследования этого принципа. Правда, назывался данный принцип по-разному: «опора на трудящихся и повседневная связь с общественными организациями» (Д.В. Гребельский), «связь с трудящимися» (В.Г. Бобров), «связь с трудящимися и общественностью» (В.А. Лукашов) и др. Автор представил этот принцип, как ему показалось, в более современной терминологии и в некотором сочетании выражений, употребленных в действующем Законе об ОРД[55].

Это действительно всеобщие принципы, относящиеся ко всем видам юридической деятельности, в том числе в специфическом проявлении в ОРД.

Специальные принципы: конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, а также принцип наступательности, кстати, также не закрепленный в норме права.

Полагаем, что указанные принципы нуждаются хотя бы в их краткой характеристике применительно к оперативно-розыскной деятельности (к практике и законодательству).

Принцип законности

Законность – универсальный и неизменный (с точки зрения постоянства) общеправовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в Конституции РФ. Законность при всем многообразии толкований следует рассматривать как специфическое правовое явление. Содержание законности составляет законодательство, адекватно отражающее правовые принципы.

В понятие законности следует вкладывать исполнение закона. Именно из этого вытекает объективная необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, изданных на основе закона, в точном соответствии с законом и во исполнение закона.

Федеральный закон об ОРД не только подтверждает данную позицию, но и служит гарантом обеспечения законности данной специфической деятельности. Ведомственные нормативные акты, соответствующие закону, отражая содержание его норм, выступают средством обеспечения их реализации, а, следовательно, и средством обеспечения законности. Отсюда и закономерный вывод о том, что субъектами законности могут быть только должностные лица[56].

Обеспечение законности предполагает осуществление оперативно-розыскной деятельности специальными субъектами – органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, уполномоченными законом (ст. 13 Закона об ОРД, ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Законность находит свое выражение, прежде всего, в правовой регламентации прав и обязанностей, специальной компетенции указанных субъектов и в содержании их деятельности. Это определяется социальным и правовым статусом субъектов ОРД, уровнем и системой правового регулирования ОРД, процедурой и условиями реализации законодательных и подзаконных нормативных актов, наличием и эффективностью гарантий, обеспечивающих законность.

Практика показывает, что наиболее остро проблема обеспечения законности возникает в сфере соблюдения:

– прав и свобод личности;

– оснований и условий проведения ОРМ;

– гарантий социальной и правовой защиты должностных лиц, органов, осуществляющих ОРД, а также граждан, содействующих этим органам, в том числе и на конфиденциальной основе, а так же при: производстве оперативной проверки (разработки); исполнении обязанностей и реализации прав органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД;

– оснований и порядка использования результатов ОРД;

– организации и порядка финансового обеспечения.

Меры по обеспечению законности в разрешении этих и других проблем выражаются в следующем:

– недопустимо осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД (ч. 2 ст. 5);

– никто не вправе сомневаться в законных действиях должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на это законом (ч. 2 ст. 16 Закона об ОРД);

– оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться посредством ОРМ, определенных только законом. Приведенный перечень ОРМ может быть изменен или дополнен исключительно федеральным законом (ст. 6 Закона об ОРД);

– оперативно-розыскные мероприятия должны проводиться только на основаниях и условиях, указанных в законе (ст. 7 и 8 Закона об ОРД);

– ОРМ не должны вызывать нарушений охраняемых законом прав и интересов не только не причастных к преступлениям граждан, но и тех лиц, в отношении которых они проводятся (они не должны ставить под угрозу жизнь, здоровье и собственность граждан, организаций, учреждений);

– указанные мероприятия не должны содержать элементов провокации и фальсификации добытых данных, приведших (или могущих привести) к нарушениям закона;

– необходимо соблюдение социальных и правовых гарантий лицам, сотрудничающим с органами, осуществляющими ОРД на конфиденциальной основе.

Следует отметить, что указанные меры, помимо обеспечения законности в непосредственном осуществлении ОРД, имеют решающее значение и для использования полученных результатов.

Имеется в виду, что если в ходе представления результатов будет обнаружено сотрудниками, имеющими право использовать их для принятия предусмотренных законом решений, хотя бы одно нарушение указанных мер, то они будут, безусловно, отнесены к недопустимым сведениям для использования в доказывании.

Важно иметь и правильное понятие о нарушении законности, так как определение критерия оценки отнесения конкретных действий к нарушениям законности помогает определить меры по их предупреждению и делать правильные выводы о состоянии законности в ОРД и их структуре (видах нарушений). Последнее позволяет видеть степень общественной опасности. Всякое нарушение законности является правонарушением, которое характеризуется нарушением конкретной правовой нормы должностным лицом и причиняет вред законным правам и интересам граждан, государственным и общественным организациям. Противоправность и общественная опасность причиняет ущерб тем общественным отношениям, которые находятся под охраной права. Но здесь имеется особенность в том, что степень общественной опасности нарушений законности заранее специальными правовыми нормами не определяется, на что, кстати, почему-то сетуют некоторые авторы. Думаю, что особого объяснения давать не надо тому, чего в праве нет, да и не может быть конкретных признаков специального состава нарушения законности. Попросту сказать, невозможно сформулировать такую универсальную норму. Руководствоваться следует соответствующими отраслями права, а именно: признаками общественной опасности преступлений, административных правонарушений в области исполнительно-рас­порядительной деятельности государственных органов и служебных дисциплинарных проступков, которые могут усматриваться в действиях должностных лиц, осуществляющих ОРД[57].

Такой подход позволяет прийти к необходимости соотношений требований закона и подзаконных ведомственных нормативных актов и к тому, что всякое ли нарушение ведомственных актов влечет за собой нарушение законности.

Ведомственные нормативные акты, соответствующие закону, должны отражать содержание его норм. Это относится и к правовой компетенции субъектов, издающих ведомственные акты, регулирующие ОРД, а также отдающих приказы, указания и распоряжения по организации подготовки и тактике проведении ОРМ. Образно говоря, государство в лице своих органов не только использует законность в целях надлежащего управления, но и само должно неукоснительно следовать требованиям законности.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что нарушение ведомственных актов, не повлекшее нарушений предписаний конкретных норм закона, не есть нарушение законности.

При этом необходимо отметить правовую (законную) допустимость причинения вреда правоохраняемым интересам в процессе оперативно-розыскной деятельности.

В Законе об ОРД (п. 4 ст. 16) при строго определенных обстоятельствах допускается вынужденное причинение такого вреда при правомерном выполнении должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, своего служебного или общественного долга.

Обеспечение законности в оперативно-розыскной деятельности осуществляется посредством развития ее основных гарантий. При анализе определений принципов нетрудно увидеть, что почти все внимание исследователей, в том числе и мое, сосредоточено на их деятельностной и правовой стороне, но ведь есть и не менее важный их аспект – внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. Имеем в виду уровень правосознания субъекта законности. В определении понятия принципа – это органически взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие. Совершенно очевидно, что мировоззренческие взгляды, выраженные в нормах идеологии и морали, оказывают непосредственное влияние на выработку и реализацию решения в той или иной сфере, в данном случае в оперативно-розыскной деятельности. В рассматриваемой ситуации существенное значение в обеспечении законности имеет правосознание сотрудников, осуществляющих ОРД. Оно выступает в виде сложной совокупности ориентаций, привычек, убеждений о правовой действительности окружающей его среды, где особое место занимает криминальная ее часть, о месте и назначении оперативно-розыскной формы борьбы с преступностью, о значимости собственной роли в использовании правовых средств и методов обеспечения законности в достижении целей и решении задач ОРД.

Существенными гарантиями в обеспечении законности являются также:

– совершенствование законодательства, ведомственного нормативного творчества с учетом современных реалий;

– предупредительный и текущий контроль за ОРД;

– судебный контроль за обоснованностью (законностью) проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан;

– прокурорский надзор за ОРД;

– профилактика нарушений законности, выявление фактов нарушений Закона об ОРД и соответствующая правовая реакция на них.

Содержание указанных направлений будет подробно рассмотрено в соответствующих разделах работы.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Законность как объективная необходимость служит, в свою очередь, гарантией реализации прав и свобод человека и гражданина, создает условия для законопослушания и стабильного правопорядка. Очевидно, что нарушение принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина будет нарушением принципа законности. Законодательное выделение принципа по правам человека обусловлено необходимостью отразить данное всеобщее конституционное положение применительно конкретно к оперативно-розыскной деятельности, а также нормативно определить права и обязанности каждого на обжалование незаконных решений и действий оперативно-розыскных органов и должностных лиц.

Указанный принцип имеет ярко выраженный международный характер, он базируется на соответствующих международных правовых актах, среди которых особо выделяются «Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (1960 г.), «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1999 г.). «Правовое государство, – отмечается в документе Копенгагенского совещания конференции СБСЕ, – означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности»[58].

Своеобразие современной борьбы с преступностью как раз и состоит в том, что она протекает в условиях, когда отношение к правам человека резко меняется в сторону уважения прав любого человека и гражданина, его личной неприкосновенности, невмешательства в его личную и семейную жизнь, неприкосновенности жилища, тайну его корреспонденции, телефонных переговоров, недопущения других посягательств на его честь и репутацию.

Наше законодательство восприняло основополагающие положения международных актов, в том числе конкретизировало их применительно к деятельности правоохранительных органов, при осуществлении которой чаще всего происходит вхождение в сферу прав и свобод граждан. В Федеральном законе об ОРД в качестве основной обязанности сотрудников, осуществляющих ОРД, предписано «принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина» (п. 1 ст. 14). Вопрос этот особо остро встает и в части сбалансированности прав и обязанностей сотрудников правоохранительных органов с правами и свободами человека и гражданина, нашедшими свое конкретное отражение в международных актах и национальном законодательстве, включая и предписания Закона об ОРД.

Такое соотношение прав и обязанностей не должно входить в противоречие, особенно в ситуациях, когда возникает необходимость в борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями применять ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе оперативно-розыскной деятельности. Допустимость подобных ограничений предусмотрена законодательством большинства стран. Ограничения устанавливаются не произвольно, а с учетом общих критериев, изложенных в международных документах по правам человека, указаний Конституции РФ и конкретных предписаний Закона об ОРД. «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).

В Конституции РФ (ст. 55 ч. 3) говорится, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Соблюдая правовую преемственность в разрешении данной правовой проблемы, Закон об ОРД предусматривает основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст. 9).

При этом в Законе об ОРД определяется правовой механизм защиты любого лица от неправомерного вмешательства в его права и свободы. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд (ч. 1 ст. 5).

Если же виновность лица в совершении преступления не доказана, (в отношении него отказано в возбуждении дела либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или состава) и если лицо располагает результатами проведения в отношении него ОРМ и полагает, что при этом нарушены его права, оно вправе истребовать от органа соответствующие сведения, объяснения (ч. 4 ст. 5).

Такие результаты ОРМ лицо может обнаружить в материалах об отказе в возбуждении дела или в уголовном деле, которое прекращено (результаты опросов по месту жительства или работы, применение технических средств, кино- фото- видео – аудионосители и др.). Не исключено, что такое лицо может потребовать и возмещения соответствующего вреда – морального и материального. Более того, если лицо было все-таки причастно к совершению правонарушения, но виновность его не доказана в установленном законом порядке, то истребование им информации будет вызвано и желанием ознакомиться с характером добытых сведений о его соучастниках и прочее, и попытками установить источники их получения.

Предполагая такую возможность, закон разрешает ознакомление с имеющейся информацией только в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

Если лицу будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или оно будет не удовлетворено их объемом и содержанием, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие сведения, в ознакомлении с которыми было отказано заявителю. Бремя доказывания обоснованности отказа сведений, в том числе и их объема, не удовлетворяющих заявителя, лежит на самих органах. При этом следует руководствоваться правовым запретом представлять кому бы то ни было сведения «о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе» (ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД).

Это означает, что представлять сведения о характере имеющейся информации с обеспечением при этом принципа конспирации можно лишь путем исключения сведений о негласных источниках ее выявления, методах и средствах ее получения.

Ситуация для органов, осуществляющих ОРД, прямо скажем, неблагоприятная и нежелательная. Чтобы она не наступила и не мешала их работе по обнаружению и разоблачению опасных преступников, следует придерживаться указанных гарантий обеспечения законности. В данном случае, как минимум, не допускать осуществления ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законом, и проводить ОРМ при строгом соблюдении правовых оснований и условий (ст. 6, 7, 8 Закона об ОРД). Весьма важно осуществлять ОРД так профессионально грамотно, чтобы лицо, обоснованно подозреваемое в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений, не могло располагать фактами и не имело бы поводов полагать, что оперативно-розыскные мероприятия в отношении него проводились.

Оперативно-розыскная деятельность объективно невозможна без определенной степени негласности оперативно-розыскных мероприятий, и засекречивание сведений в области ОРД само по себе, как подтвердил Конституционный Суд, не нарушает прав человека и гражданина.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда по этому же вопросу «сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами не подлежит отнесению к государственной тайне и засекречиванию»[59].

Если все-таки указанная ситуация с правами граждан образуется, то письменное заявление или жалоба будет наиболее целесообразной формой обращения в соответствующие органы (суда, прокуратуры, вышестоящие оперативные подразделения). Лицо должно изложить характер своих притязаний: в чем конкретно он усматривает нарушение своих прав и свобод, какой, по его мнению, причинили ему вред вмешательством оперативно-розыск­ных мероприятий и каким образом, на его взгляд, должен быть компенсирован причиненный ущерб.

При установленном нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий оперативно-ро­зыскной орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством обязаны принять меры по восстановлению этих прав и интересов и возмещению причиненного вреда.

Заявление или жалоба будет рассматриваться по правилам гражданского судопроизводства. Порядок и сроки рассмотрения подобных дел ничем не отличаются от установленной законодательством процедуры рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

Принцип опоры на содействие граждан в оперативно-розыск­ной деятельности.

Без оказания помощи и содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, такая деятельность в принципе не может существовать. Это означает, что данный принцип пронизывает все институты ОРД.

Опора на активное содействие граждан существенно повышает эффективность ОРД и прежде всего:

– по обеспечению возможности получения информации о фактах и лицах, представляющих оперативный интерес;

– в содействии при проведении отдельных оперативно-ро­зыскных мероприятий. Этим, как правило, целенаправленно создается будущая свидетельская база о конкретных эпизодах события преступления, о характере деятельности проверяемых лиц; о документировании отдельных фактов, очевидцами которых стали граждане, привлеченные к осуществлению ОРМ. Чаще всего они привлекаются к участию в проведении таких ОРМ, как проверочная закупка, наблюдение, оперативный эксперимент, сбор образцов для сравнительного исследования. Кроме того, это и один из путей легализации оперативно-розыскных сведений. Реализация данного принципа способствует реальному вхождению результатов ОРД в уголовный процесс. Свидетельские показания граждан, привлеченных к осуществлению ОРМ, являются доказательствами и могут иметь существенное значение в доказывании по выявленному оперативным путем преступлению. Значительную роль отдельные граждане могут сыграть и в оперативно-розыскном предупреждении преступления на этапах формирования преступного замысла от подготовки к противоправному деянию.

– в содействии граждан органам, осуществляющим ОРД на конфиденциальной основе, в интересах борьбы с преступностью, без которого вообще немыслима оперативно-поисковая деятельность.

О круге решаемых с помощью граждан задач, о гарантиях их правовой и социальной защиты будет особо сказано как о самостоятельном оперативно-розыскном институте.

Специальные принципы

Принцип конспирации

В оперативно-розыскной деятельности помимо термина «конспирация» употребляются еще несколько близких по смыслу: «тайна», «секрет», «негласность», «конфиденциальность». Ученым, видимо, предстоит в целях совершенствования оперативно-розыскного языка толковать эти и другие специфические термины, ибо познание оперативно-розыскной сущности во многом зависит от правильного определения языкового носителя смысла. И в этом отношении прав профессор А.С. Александров, обращая внимание на то, что, если внимательно присмотреться к ряду дискуссий о сущности того или иного утверждения, то становится очевидным, что спор идет о словах[60].

Опираясь на авторитет словарей русского языка, выберем наиболее подходящее, на мой взгляд, значение для определения конспирации. В некоторой нашей интерпретации – это методы, применяемые для соблюдения тайны оперативно-розыскной деятельности. Поскольку метод – это путь, способ достижения цели, совокупность приемов деятельности, то принцип конспирации объективно отражает разведывательно-поисковую суть ОРД, основную специфику ее содержания. Закон обращает особое внимание на соблюдение правил конспирации при решении задач ОРД (п. 5 ст. 12 Закона об ОРД).

Объективная необходимость принципа конспирации является в значительной мере адекватным ответом на большинство тайно подготавливаемых и совершаемых тяжких и особо тяжких преступлений. Обращая внимание на значение принципа конспирации для улучшения процесса борьбы с преступностью, следует особо отметить заслуги профессора И.И. Басецкого (Беларусь), который особый акцент делает на то, что сохранение в тайне направлений поисковой (разведывательной) работы, специальных средств и методов, используемых при проведении мероприятий в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, адекватно стремлению преступников остаться безнаказанными, скрыть или ликвидировать следы преступлений, не попасть в поле зрения оперработников. Сфера распространения этого принципа – практически вся оперативно-розыскная деятельность. Отметим наиболее значимые, на мой взгляд, направления.

1. Определенная область нормативного регулирования. Издание секретных ведомственно-нормативных актов.

2. Органам, осуществляющим ОРД, предоставлено право «использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств, а также личности граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе» (п. 5 ст. 13 Закона об ОРД).

3. Организация оперативно-розыскного производства. В Законе об ОРД указано, что органы, осуществляющие ОРД, заводят дела оперативного учета. Перечень таких дел и порядок их ведения определяются только нормативными актами этих органов (п. 1 и 5 ст. 10). Устанавливается и особый порядок ведения оперативно-розыскного делопроизводства и правила обращения с оперативно-служебными документами.

4. Организация формирования специальных автоматизированных банков информации оперативно-розыскного назначения и строго ограниченный доступ к ознакомлению с ними и их использованию.

5. Определение перечня сведений об ОРД, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 12).

6. Законодательный порядок использования конфиденциального сотрудничества граждан (ст. 17 и 18).

7. Строгое ограничение перечня секретной информации, которая не может быть предоставлена суду (ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9) и не входит в предмет прокурорского надзора (ч. 3 ст. 21).

Следует особо отметить, что соблюдение принципа конспирации непосредственно отражается на реализации принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Законодатель возлагает обязанность сохранять в тайне ставшие известными должностным лицам сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Такие сведения отнесены к конфиденциальным. Необходимость соблюдения конспирации в отношении таких сведений вызвана, прежде всего, защитой граждан от необоснованной их компрометации по первичной, непроверенной информации. Недоброкачественной информация может быть в силу различного рода ошибок в ее анализе, добросовестного заблуждения источника ее представления, а то и по причине оговора, клеветы со стороны недоброжелательно настроенных граждан по отношению к конкретному лицу, вызвавшему оперативный интерес у органов и т. п.

В этом отношении интересно (а скорее поучительно) сформулирована международная норма – статья Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и официальный комментарий к ней. В статье 4 указанного документа сказано: «сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного». И комментарий к ней: «По характеру своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка получают информацию, которая может относиться к личной жизни других лиц или потенциально повредить интересам таких лиц и особенно их репутации.

Наши рекомендации