Базовые понятия социально-экономического прогнозирования

Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей.

В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.

Прямое воздействие осуществляется в следующих формах: а) финансовая помощь и финансовое участие государства (в деятельности регионов, предприятий); б) антимонопольный контроль; в) контроль за ценами; г) контроль за трудовым и социальным законодательством и т.д.

Формами косвенного воздействия выступают: а) налоговая политика; б) региональная политика; в) регулирование занятости и профессиональной подготовки и переподготовки; г) планирование и прогнозирование и т.д.

Таким образом, прогнозирование является одной из форм косвенного воздействия государства на экономику.

Экономическое прогнозирование получило широкое развитие почти во всех индустриально развитых странах мира. Причина кроется в том, что в условиях рынка государство вынуждено управлять экономикой, а, следовательно, предвидеть последствия принимаемых решений.

Дискуссия о том, возможно ли сочетание плана и рынка, длилась на протяжении многих десятилетий ХХ века.

Большинство экономистов современности придерживаются следующей позиции о соотношении плана и рынка: между ними нет противоречия, но план-приказ, план-директива несовместим с рыночной экономикой.

Прогнозирование экономики расширяет базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. Прогнозы необходимы для выработки долгосрочной экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития экономики, в основе разработки которых лежат экономические прогнозы.

В переводе с греческого «прогноз» означает предвидение. Предвидение может быть научным и ненаучным. Ненаучное предвидение основано на жизненном опыте, интуиции и предчувствии человека. Научное предвидение – это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов развития природы, общества и мышления. Предвидение в экономической жизни должно быть, как правило, научным.

Научное предвидениеимеет два взаимосвязанных аспекта:

- теоретико-познавательный (исследовательский). Выступает в форме предсказания, которое заключается в описании возможных или желательных перспектив, состояний решений проблем будущего;

- управленческий. Выступает в форме предуказания, которое связано с решением проблем на основе информации о будущем.

Формой предсказания является прогноз– научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.

Предуказание может выступать в следующих формах: планирование, программирование, проектирование.

Планирование – это преобразование информации о будущем в рекомендации (директивы) для достижения поставленной цели.

Программирование – это последовательность конкретных мероприятий по реализации планов.

Проектирование– разработка решения относительно конкретного мероприятия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы.

Прогнозирование и планирование отличаются друг от друга тем, что характеризуют разные ступени познания исследуемого объекта, различные, хотя и взаимосвязанные, формы предвидения его будущего состояния.

Планирование направлено на принятие и практическое осуществление управляющих решений, а прогнозирование заключается в создании научных предпосылок для их принятия.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Исследованием закономерностей разработки прогнозов занимается научная дисциплина прогностика.

Экономическое прогнозирование– это научная дисциплина, имеющая своим объектом процессы, связанные с экономической деятельностью, а предметом – познание возможных состояний, функционирующих экономических объектов в будущем. Согласно структуре экономического предвидения основная задача экономического прогнозированиязаключается, во-первых, в описании возможных состояний экономических объектов в будущем, во-вторых, в создании условий для принятия рациональных управленческих решений. Итог экономического прогнозирования – экономический прогноз, который позволяет:

а) оценить состояние и осуществить поиск возможных вариантов управленческих решений;

б) определить возможности для изменения будущих событий;

в) выявить проблемы, слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем;

г) осуществить поиск вариантов активного воздействия на объективные факторы будущего;

д) моделировать варианты событий при учете ведущих факторов.

Назначение экономического прогноза выражается в его функциях. К основным функциямэкономического прогноза относят:

- анализ социально-экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей этих явлений в конкретных условиях, в том числе оценку сложившейся ситуации и выявление проблем хозяйственного развития;

- оценку этих тенденций в будущем; предвидение новых экономических условий и проблем, требующих разрешения;

- выявление альтернативы развития в перспективе; накопление экономической информации и расчетов для обоснованного выбора и принятия оптимального управленческого решения.

Реализация функций прогнозирования позволяет определить общие и специфические подходы, составляющие его научную основу. В прогнозировании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирования следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее – закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими явлениями и процессами. Реализация этого подхода дает возможность учитывать многообразие факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на функционирование и развитие экономического явления (объекта).

Специфические подходы отражаются в принципах социально-экономического прогнозирования.

1. Принцип научной обоснованности означает, что при построении прогнозов любого уровня необходим всесторонний учет действия объективных экономических законов, базирующийся на изучении достижений отечественной и зарубежной теории и практики экономического прогнозирования.

2. Принцип системности прогнозирования означает, что, с одной стороны, экономика рассматривается как единый объект, а с другой стороны, как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогноза на основе системы методов и моделей, характеризующейся иерархией и последовательностью. Под системностью методов и моделей прогнозирования экономического развития следует понимать совокупность, позволяющую разработать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития по каждому направлению, основывающийся на изучении тенденций развития, складывающихся в текущем и будущем периодах.

3. Принцип адекватности прогноза требует, чтобы методы и модели, применяемые в процессе прогнозирования, были бы адекватны объекту прогностического анализа. Это означает создание теоретического аналога (модели) реальных экономических процессов с их, по возможности, полной и точной имитацией. Под теоретической моделью анализа и прогноза экономического развития понимается практически реализуемая модель (как правило, математическая), являющаяся формой научного отображения реальной действительности.

Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов, что означает необходимость оценки вероятности реализации, выявленной тенденции развития.

Формирование экономических прогнозов в данном случае предполагает апробацию методов и моделей прогнозирования с точки зрения их способности имитировать уже сложившиеся тенденции. Прежде чем стать инструментом предвидения, методы и модели, используемые при разработке прогнозов, должны быть инструментом познания. Поэтому для выполнения этого требования необходимы многочисленные экспериментальные расчеты, обеспечивающие постоянное соответствие используемых теоретических положений, системы показателей, математических моделей, исходной информации, содержанию анализируемых процессов.

4. Принцип целенаправленности означает, что прогностический анализ должен быть направлен на достижение четко поставленной цели.

5. Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития национальной экономики и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения возможных путей экономического развития. Вероятностный характер прогнозирования отражает наличие случайных процессов и отклонений при сохранении качественной однородности, устойчивости прогнозируемых тенденций. Альтернативность же исходит из предположения о возможности качественно различных вариантов развития экономики или ее подсистем.

6. Принцип эффективности предусматривает, что в процессе прогнозирования определяется наиболее экономически и социально эффективный вариант развития социально-экономической системы в прогнозируемом периоде. Исходя из этого процесс прогнозирования должен, по возможности, содержать рекомендации по обоснованию, оценке и выбору такого варианта с точки зрения принятия управленческих решений.

7.Принцип верификации прогнозирования требует систематического определения достоверности, точности и обоснованности разрабатываемых прогнозов с учетом поступления дополнительной (новой) информации об объекте.

В прогнозировании сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т.е. система их деления на классы согласно определенным признакам (критериям). Классификация прогнозов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Наши рекомендации