Оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие, сущность и назначение оперативно-розыск­ной деятельности

Самое ценное из знаний и преобладающее над

служебным есть то, в котором содержится

понимание цели, ради которой все в отдельности должно делаться.

Аристотель

На фоне прогрессивных практически во всех сферах жизни преобразований в России очевидны и негативные, к сожалению, явления, обусловленные устойчивым ростом преступности. Она существенно меняет свое криминальное качество в сторону повышения общественной опасности, организованности и коррумпированности, вооруженности, транснациональности, использования новейших достижений науки и техники, что вполне реально угрожает жизни, правам и свободам граждан, их собственности, препятствует нормальному развитию многих государственных институтов.

Преступная среда всегда отличалась, а сейчас особенно, определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней сплоченностью, наличием мощных средств противодействия правоохранительным органам.

Все это, разумеется, требует от государства адекватных мер реагирования, поиска наиболее эффективных средств и методов предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска подозреваемых и обвиняемых. При этом совершенно очевидно, что получение сведений о подготавливаемых, совершаемых или совершенных замаскированных тяжких и особо тяжких преступлениях и причастных к ним лиц гласным процессуальным путем, даже при высоком уровне развития криминалистики, хорошем профессионализме следователей крайне затруднительно, а зачастую и невозможно. Например, было бы наивно ожидать заявлений или явок с повинной в качестве уголовно-процессуальных поводов для возбуждения уголовного дела о преступных деяниях в банковской и финансово-кредитной, налоговой системе, о взяточничестве и коррупции, об организованных преступных формированиях и их лидерах и др.

В силу указанных и иных обстоятельств фактически во всех странах мира, в том числе и в России, всегда уделялось большое внимание развитию особой государственно-правовой форме борьбы с преступностью – оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Объективная необходимость этого вида деятельности изначально предопределена самим существованием преступности, что с неизбежностью подтверждается многовековым историческим и современным опытом развития правоохранительной системы. Ее роль и социальная значимость обуславливается широкими потенциальными возможностями использования результатов в решении различных задач, в том числе и задач уголовного судопроизводства.

Следовательно, если наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений с одновременным снижением уровня раскрываемости или при недостаточно высоком ее уровне, то это свидетельствует и о серьезных упущениях в оперативно-розыскной деятельности по обнаружению неочевидных преступлений и лиц, их совершивших, в неумелом использовании результатов ОРД и других недостатков, с этим связанных.

Оперативно-розыскная деятельность законодательно определена как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» (ст. 1 Закона об ОРД[2]).

В самом определении заложена сущность оперативно-розыск­ной деятельности. Это, прежде всего:

1. Особый вид государственной деятельности.

Такой акцент необходим потому, что российским законодательством допускается и частная детективная деятельность, весьма схожая с оперативно-розыскной. Однако Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1[3] запрещается проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к исключительной компетенции государственных органов, осуществляющих ОРД, да и статус сотрудников государственных органов не распространяется на детективов. При этом следует отметить, что при осуществлении частной детективной деятельности сыщик не вправе скрывать от правоохранительных органов ставшие ему известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудника этих органов (ст. 1, 7 Закона о частной детективной и охранной деятельности).

2. Эта деятельность (ОРД) осуществляется гласно и негласно. Должностные лица, уполномоченные выступать от имени государственных органов, в зависимости от складывающейся ситуации проводят гласные оперативно-розыскные мероприятия по получению необходимой информации от представителей любых организаций, предприятий и учреждений вне зависимости от форм собственности, используют результаты ОРД в соответствии с действующими нормативными актами, руководствуясь принципом гласности административного или уголовно-процессуального законодательства.

Специфический негласный характер ОРД приобретает, как правило, когда необходимо обнаружить различные ухищрения лиц по маскировке преступных действий, установить орудия и средства совершения преступных деяний, при этом привлечь к работе конфиденциальных сотрудников, то есть в ситуации, когда гласными методами получить интересующие сведения невозможно.

3. Проводится оперативными подразделениями, уполномоченными на то федеральным законом (органы, осуществляющие ОРД) в пределах их компетенций.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, законодательно определен (ст. 13 Закона об ОРД). Право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:

– органов внутренних дел РФ;

– органов федеральной службы безопасности;

– федеральных органов государственной охраны;

– таможенных органов РФ;

– службы внешней разведки РФ;

– Федеральной службы исполнения наказаний;

– органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следует отметить, что указанные органы имеют свои специфические цели, задачи и функции, устанавливающие их сферу полномочий, которые определены соответствующими законами, но все они при осуществлении оперативно-розыскной деятельности руководствуются единым Федеральным законом «Об оперативно-ро­зыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ.

4. Эта деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Их исчерпывающий перечень дан в специальной законодательной норме (ст. 6 Закона об ОРД), а это означает, что изменение наименований ОРМ, дополнение или исключение из списка возможно только по закону (что иногда и происходит при изменении редакции ФЗ).

Из смысла анализируемой сущности законодательного определения ОРД очевидно, что ОРМ – это сердцевина всей деятельности, основной механизм ее осуществления. С учетом этого ОРМ будут рассмотрены подробно в их деятельностном аспекте.

5. И, наконец, особо важно то, что законодательно сформулирована цель всей оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, указанные признаки (элементы) сущности ОРД позволяют рассматривать этот уникальный вид деятельности как целостную систему. Ее элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены и работают на конечный результат – цель, ради которой и существует данная система. Цель – это главный фактор (элемент) системы. В соответствии с законом оперативно-ро­зыскная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В данной цели выражено основное назначение оперативно-ро­зыскной деятельности, ибо понятие «назначение» («предназначение») определяется через категории области, сферы применения, а также через категорию «цель»[4].

Раскрытию назначения цели ОРД в широком смысле и будет посвящено данное исследование. В связи с этим необходимо, на мой взгляд, высказать ряд общих принципиальных соображений по категории цели, попутно заметив, что данный вопрос в теории ОРД незаслуженно обойден вниманием.

С философской точки зрения цель представляет собой конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предопределяющий выбор соответствующих средств и систему специфических действий. Вместе с тем, цель является способом интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему и выступает в качестве непосредственного мотива, направляет и регулирует различные действия[5].

Вне цели нет деятельности, т. к. исчезают ориентиры и мотивация поведения, как в целом коллектива органа, так и его отдельных сотрудников.

В этом смысле «…цели выступают, – отмечают А.В. Малько, К.В. Шундиков, – как ценности, становятся определенными стандартами отношений или поведения. Подобные ценности переживаются уже не как нечто просто желаемое, но чтимое, и если они становятся нормами, то служат одним из важнейших факторов устойчивости общественной системы»[6].

Касаясь определения цели ОРД, необходимо сопоставить его с определением назначения (целью) уголовного процесса, в связи с тем, что они должны быть, на мой взгляд, весьма близкими, ибо оба вида деятельности имеют фактически общий объект воздействия – преступление.

Законодатель в статье 6 УПК РФ определил назначение уголовного судопроизводства как защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Как видим, с совпадением общего смысла можно согласиться. Но совершенно прав профессор А.В. Агутин, что цель уголовного процесса обозначена слишком общо: законодатель перемудрил, и в результате цель уголовного процесса, безупречная в политико-правовом отношении, «способна стать дезорганизующей в процессуальном плане»[7].

Цель оперативно-розыскной деятельности как сложная категория имеет следующие признаки:

– обусловлена наличием или угрозой нарушений уголовно-правовых отношений;

– устанавливается государством и воспроизводится в правовой норме;

– воспринимает наиболее значимые для личности, общества и государства интересы;

– детерминирует специфические оперативно-розыскные средства и методы (механизмы) своего достижения.

Таким образом, целями (главным предназначением) ОРД, являются защита человека и гражданина, его жизни, здоровья, собственности, прав и свобод, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Право человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) – это основополагающее право, естественное и неотъемлемое. Оно обеспечивается комплексом правовых средств, установлены меры ответственности, прежде всего, уголовным кодексом за действия, причиняющие вред жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Органы, осуществляющие ОРД, особое внимание уделяют проведению оперативно-розыскных мероприятий по выявлению фактов, свидетельствующих о преступном замысле и подготовке к преступлениям против личности, принимают меры по их пресечению и раскрытию.

Защита прав и свобод человека и гражданина обеспечивается всеми способами, предусмотренными Законом об ОРД. Спектр же таких правонарушений самый разнообразный. В уголовном кодексе они выделены в отдельную главу «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (глава 19. ст. 136–149).

Что же касается защиты собственности, то в соответствии с Конституцией РФ «защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Большое внимание уделяется цели обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз (Ст. 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1[8]).

Если иметь в виду субъекты, осуществляющие ОРД с присущими им целями, задачами и функциями (оперативные подразделения МВД, ФСБ, органы госохраны, таможенные органы, служба внешней разведки и др.), то нетрудно, хотя бы в первом приближении, представить содержание понятия безопасности. В целом национальная безопасность – это конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, материальные и духовные ценности, экономическая безопасность и т. д.

Особо следует отметить, что назначение оперативно-розыскной деятельности наглядно проявляется в ходе достижения цели уголовного процесса. В связи с этим многие авторы как теории ОРД, так и уголовного процесса, рассматривают основное назначение ОРД как средство обеспечения предварительного расследования, акцентируя внимание на том, что ОРД обслуживает уголовный процесс[9].

Разумеется, создавать все необходимые условия для нормального, и тем более эффективного хода процессуальной деятельности – это позитивная во всех отношениях миссия, и она, конечно же, в значительной мере присуща ОРД. Ничуть не умаляя этой роли, вместе с тем, следует более широко смотреть на ее предназначение. Кстати, это вытекает и из рассмотренного содержания ее цели. Иначе говоря, в соотношении с уголовным процессом ОРД выступает в качестве самостоятельного участникарешения общих с процессом задач как в сфере ОРД, так и в области уголовного процесса. И совершенно прав профессор Ю.С. Блинов в утверждении, что оперативно-розыскная деятельность в пределах своих полномочий принимает участие в раскрытии преступления наравне с иными участниками[10].

Это можно подтвердить и прямыми предписаниями уголовно-процессуального закона. Определяя общие правила следственных действий, законодатель в части 7 статьи 164 УПК указал, что «следователь вправе привлечь к участию (курсив мой – А.М.) в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о нем делается отметка в протоколе».

Более того, зачастую результаты ОРД, особенно по замаскированным преступлениям, таким как экономические, взяточничество и т. п., являются поводом и основанием для возникновения самого уголовного процесса – возбуждения уголовного дела, использования результатов ОРД в доказывании (ст. 89 УПК РФ) и т. д.

Определяя понятие и сущность ОРД, мы коснулись лишь деятельностной ее стороны. Существование ОРД как специфического вида правоохранительной деятельности вызвано социальной необходимостью – потребностью осуществлять борьбу с объективно существующей преступностью только ей присущими силами, средствами и методами. Но представляется очевидной обусловленность эффективной оперативно-розыскной практики результатами научных изысканий с разработкой и внедрением соответствующих рекомендаций.

Иначе говоря, существование теории ОРД объективно предопределяется необходимостью совершенствования практики. Для такой взаимообусловленной теоретической и практической деятельности принципиально важно постоянно выявлять и изучать объективную зависимость сторон, свойств, отношений, которая должна носить необходимый общий устойчивый, т. е. закономерный характер.

Именно в научной сфере (теории ОРД) можно проследить сложный эволюционный характер исследований ее истории, назначения, формирования принципов, основ правового регулирования, организации и тактики оперативно-розыскных мероприятий и иных закономерностей.

Многие ученые, прежде всего основоположники теории ОРД, их последователи, в том числе и современные, внесли существенный вклад в разработку научных основ ОРД, отдельных ее институтов. В их числе: Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь, В.Г. Самойлов, Г.К. Синилов, С.С. Овчинский, Б.Е. Богданов, В.А. Лукашов, В.Г. Бобров, А.И. АтмажитовИ.И. Басецкий, К.К. Горяинов, Л.Н. Калинкович, Ю.С. Блинов, В.С. Овчинский, М.А. Шматов, А.Е. Чечетин, И.А.Климов, П.И. Иванов, В.Ф. Щербаков, В.П. Кувадин, В.Н. Омелин, А.А. Фальченко, А.Ю. Шумилов, В.П. Хомколов и многие другие. Ввиду закрытости их работ автор при рассмотрении тех или иных значимых проблем будет ссылаться только на их имена.

Благодаря системному комплексному исследованию теория оперативно-розыскной деятельностистала общепризнанной научной юридической отраслью знаний и вошла в специальную научную классификацию вместе с уголовным процессом, криминалистикой и судебной экспертизой (специальность: 12.00.09).

Характеристика понятия ОРД будет неполной, если не сказать об оперативно-розыскной деятельности как учебной дисциплине, которая является сейчас обязательной для всех юридических вузов России, где имеется правоохранительная специализация.

Наши рекомендации