Эффекты межличностного отражения
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности. Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны. Он подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале, при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации. Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них: превосходство партнера по общению, привлекательность, отношение к наблюдателю. Фактор превосходства — «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, материальному, социальному положению и др.). Фактор привлекательности — реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Фактор отношения к наблюдателю — ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно. Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации. Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел эксперимент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры — до 178 см. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 см, и, наконец, рост профессора равнялся 184 см. Таким образом, на восприятие другого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение. Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например, когда у человека замечательное расположение духа, все окружающие кажутся ему милейшими людьми. Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, — стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль, помогают принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации. В результате стереотипизации формируется социальная установка — предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды. Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап — период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений. К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на формирование модели партнера по общению влияют субъективные факторы. Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения. Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувеличение качеств партнера (например, студент обращается к преподавателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит). Возникает эффект ореола — перенос уже известных качеств на всю личность, что искажает восприятие. Если общение нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз). При этом предполагается, что тот, кому нужно, должен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба. На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана и т.п. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие. За счет установки идет достраивание образа партнера и построение своих ожиданий. Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция), а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объекгивная атрибуция), или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция). Субъективные факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению. Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному налаживанию отношений.
47. Субъективные и объективные трудности познания людьми друг друга.
Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности общением. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наряду с потребностью в стимуляции при общении должна удовлетворяться потребность в событиях. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления.
Важнейшими потребностями, которые должны быть реализованы в процессе общения, являются потребности в достижениях и признании. Обе эти потребности связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением и относятся к так называемым высшим потребностям.
Для решения этих проблем необходимы время и знание некоторых социально-психологических феноменов общения как процесса познания людьми друг друга (социальная перцепция), взаимодействия (интеракция) и обмена информацией (коммуникации). Понимание сущности данных феноменов поможет специалисту (экономисту, правоведу, технологу, учителю, мастеру производственного обучения) устанавливать контакты со своими коллегами, учениками и их родителями и преодолевать многочисленные субъективные и объективные трудности.
Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры.
Что касается непосредственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей друг с другом. Поездка на работу в общественном транспорте, покупки товаров в магазине, просмотр спектаклей � все это способы времяпрепровождения, которые связаны с многочисленными контактами. Особенность таких контактов заключается в том, что, во-первых, они многочисленны; во-вторых, поверхностны. И то и другое не является критерием качественного общения.
В последние несколько десятков лет весьма популярны различные обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой � совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе � одиночество среди людей особенно в крупных городах.
Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что современный средний городской человек проводит у телевизора около 5 часов в день (!). Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происходит. Эго квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Приставка квази (от лат. � quasi) употребляется, перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Если индивид систематически смотрит какую-либо передачу, у него создается иллюзия знакомства с ведущими, ощущение, что он их хорошо знает, хотя на самом деле он всего лишь имеет некоторое устойчивое представление о телевизионном образе (имидже) ведущих. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром � также одна из особенностей современного общения.
Вполне понятно, что поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли квазиобщения, а также преобладание доминирующего массового и опосредованного общения снижает его качество повсеместно. Чем же может определяться качество общения? Во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми; в-третьих, возможностями саморазвития личности.
48. Проблема адекватности межличностного познания человека
человеком.
Проблему межличностного познания в отечественной науке в 60-е годы начал разрабатывать А. Бодалев, который положил начало большому кругу исследований в области восприятия и понимания людьми друг друга. Было накоплено много теоретических и эмпирических данных, проведена масштабная работа по их систематизации, выделению механизмов межличностного познания, таких как стереотипизация, проекция и т.д.
Анализ этих и других наработок по названной проблематике позволяет констатировать, что характер взаимодействия между людьми и его результаты во многом зависят от того, как люди воспринимают друг друга, понимают, воспроизводят и интерпретируют поведение, оценивают свои возможности и других участников общения.
В процессе взаимодействия достигается взаимопонимание или непонимание, возрастает способность прогнозировать поведение друг друга или оказывается неспособность предвидеть действие партнера по общению. Все это является следствием чувственного адекватного или неадекватного отражения и понимания партнерами друг друга, недостаточного или неправильного толкования информации, имеющейся в их распоряжении.
Сложный процесс межличностного познания можно описать с помощью таких составляющих:
· восприятие и оценка внешних признаков и поведения индивида;
· создание представлений о его психологической особенности и состоянии;
· оценки этих представлений и сопоставления внешних признаков индивида с личностными характеристиками;
· понимание и интерпретация полученной информации;
· оценка партнера в целом;
· общие умозаключения;
· прогнозирование действий и поступков партнера;
· создание стратегии собственного поведения.
К этому процессу можно добавить еще и такие характеристики, как принятие решения, принятие партнера по общению, его целей, мотивов, установок. Речь идет, таким образом, не только о понимании другого участника взаимодействия, но и о разделении его мнений, взглядов и т.д. А это уже из области взаимопонимания, достижения которого считается внутренней основой и целью общения.
Взаимопонимание является чрезвычайно сложным феноменом, чья эффективность зависит от информации, которую люди получают друг от друга, от степени заинтересованности друг другом, от уровня симпатии или антипатии и т.п.
Оно предполагает:
· совпадение, сходство или созвучность у разных людей взглядов на мир;
· понимание целей, мотивов, установок партнера по общению;
· принятие целей, мотивов, установок другого;
· взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей;
· принятия выполняемых в отношении друг друга ролей;
· понимание индивидуальных особенностей друг друга;
· понимания отношений, которые складываются и развиваются между партнерами;
· взаимное принятие способов понимания партнерами друг друга.
Конечно, названными признаками не исчерпывается все многообразие понятия взаимопонимания, вместе с тем они могут быть взяты за основу в характеристике этой дефиниции.
Восприятие людьми друг друга в ходе общения, формирование впечатления индивида можно считать исходной предпосылкой в его понимании и познании. При этом отметим, что речь идет о восприятии человека человеком как процесса гораздо активного, чем восприятие других объектов окружающего мира, которое активизирует умственные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждающие к действию, к осмыслению себя и других, к получению знания.
Непосредственный процесс восприятия одним человеком другого начинается с отображения внешности и поведения, и уже на этом этапе тот, кто наблюдает, определенным образом оценивает внешние признаки и делает некоторые умозаключения (иногда бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по взаимодействию.
При этом по одним признакам делается вывод о расовой и национальной принадлежности человека, по другим - о поле, возрасте, социальной принадлежности и уровне культурного развития, еще по другим - о характерологических особенностях человека, его способности, возможности выполнять то или иное дело.
Взаимное восприятие порождает к участникам взаимодействия высокий уровень требований, связанных с углубленным интеллектуальным анализом. Вместе с тем в условиях прежде дефицита времени и интенсивного роста коммуникативной информации партнеры по общению вынуждены пополнять недостаток данных им знаний о другом той информацией, которую дает им первое впечатление.
Конечно оно может частично или полностью не совпадать с последующими представлениями о человеке. А. Бодалев, рассматривая первое впечатление как сложный психологический феномен, в котором сочетаются чувственный, логический и эмоциональный компоненты, а также имеющееся эмоциональное отношение и более или менее осознанные и обобщенные оценочные суждения, утверждает, что оно зависит от многих факторов, таких как:
· опыт общения ;
· особенности внешнего вида, поведение человека, за которым наблюдают;
· ситуация, в которой происходит познание другого человека;
· собственные личностные качества того, кто наблюдает.
Общее личностное содержание другого человека устанавливается путем интерпретации элементов внешности, поведения и поступков индивида. В ситуации общения формирования в сознании человека образа другого человека возникает как результат взаимодействия и коммуникации. При таких условиях образ другого человека выполняет функции регулятора общения.
При этом другой человек предстает перед партнером как личность с определенными характерными чертами, эмоциональными, волевыми, интеллектуальными свойствами, поведенческих возможностями.
Раскрытие этих свойств является важной задачей межличностного понимания. Следовательно, вступая в межличностные отношения, личность должна учиться понимать людей, пытаться эмоционально откликаться на психические состояния: сочувствовать, сопереживать, вместе радоваться и грустить, а также выбирать адекватные способы перехода воздействий.
Понятие «понимание» отражает способность человека познать существенное, важное в другом человеке, раскрыть его в связях и взаимоотношениях с другими личностями.
В социальной психологии известно такое понятие, как «рациональное понимание», т.е. накопление информации, систематизация знаний о других людях и оперирование ими с целью достижения максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке ее объективно имеющимся чертами, свойствам, мотивам и возможностям.
На понимание других людей осуществляет влияние опыт общения того, кто пытается познать другого. Понимание человека человеком предопределяется также задачами взаимодействия, личными характеристиками участников совместного действия (жизненным опытом, уровнем развития самооценки и др.).
Проникновение во внутренний мир другого человека - крайне сложная задача, ведь, как уже отмечалось, человеку, который воспринимает другого человека, как правило, дается только его внешность. Т.е. мы можем наблюдать за поведением, высказываниями, переживаниями, коммуникативными возможностями индивида и т.д.
Возникают вопросы:
· Как с помощью особенностей, которые образуют внешний образ и поведение индивида, проникнуть во внутренний мир человека?
· Каким образом происходит процесс перехода межличностного восприятия в понимание и оценку другого человека?
В самом процессе понимания различают два уровня:
· первый, на котором происходит осознание целей, мотивов, установок другого человека;
· второй, который характеризуется способностью принять эти мотивы, цели, установки как собственные.
Обычно второй уровень отсутствует у детей, поскольку он является результатом позднего онтогенетического развития.
Вместе с тем не все взрослые люди способны познать человека именно на уровне восприятия его целей, мотивов, установок. Речь идет об уровне взаимопонимания, который предусматривает, что каждый из партнеров взаимодействия учитывает не только собственные потребности, мотивы, ценности, но и соответствующие запросы другого.
Исследователи отмечают, что впечатления, которые возникают при этом, играют большую регулятивную роль в процессе общения, потому что, во-первых, познание другого человека обеспечивает познание самого себя, а во-вторых, всесторонность, точность восприятия и понимания другого человека предопределяют характер успеха взаимодействия с ним.
Доказано, что становление представления о себе, которое основывается на основании представлений о другом, эффективно формируется тогда, когда люди взаимодействуют, когда они совместно принимают решения, составляют план совместных действий. Именно в такой ситуации возможно тестирование человека человеком, а также изменение своих действий и поведения партнера, построение стратегии собственного поведения.
Межличностное познание характеризуется несколькими процессами:
1. эмоционально-рациональной и абстрактно-логической оценкой другого человека;
2. эмпатического понимания и принятия другого;
3. интерпретации информации и поступков индивида;
4. образования обобщений о другом человеке как личности;
5. прогнозирования изменения его поведения, построения стратегии собственного поведения.
На основе этих операций в процессе совместной деятельности и общения формируются образы, понятия, представления, знания друг о друге, которые облегчают или затрудняют межличностные отношения.
Успешное межличностное познание становится возможным лишь тогда, когда люди могут осознать, понять и оценить, кем является партнер во взаимодействии, т.е. проявить свою способность проникнуть во внутренний мир другого.
В контексте анализа межличностного познания важно рассмотреть проблему точности межличностной перцепции. Здесь есть свои сложности, связанные с тем, что, наблюдая за физическими объектами, мы можем легко проверить точность восприятия, сопоставив результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств, а в случае познания другого человека сделать это гораздо труднее, ведь впечатление, полученное о нем субъектом восприятия, ни с чем сравнивать, поскольку отсутствуют методики непосредственной регистрации качеств личности другого человека.