Геоинформационные системы в туризме
Программное обеспечение, затронутое в п. 1.3, требуется на подготовительном этапе туристического отдыха как для работников предприятий турбизнеса, так и для их клиентов. Геоинформационные системы, о которых пойдет речь в данном разделе, являются значимым инструментом для качественного проведения самого путешествия. В современном туристическом бизнесе геоинформационные технологии являются неотъемлемой частью некоторых крупных туристических и социокультурных проектов.
Геоинформационные системы (geographic information system, GIS) (далее – ГИС) – многофункциональные средства анализа сведенных воедино табличных, текстовых и картографических бизнес-данных, демографической, статистической, земельной, муниципальной, адресной и другой информации.
ГИС содержит данные о пространственных объектах в форме их цифровых представлений (векторных, растровых, квадротомических и иных). В узком смысле ГИС-технология – это современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете. Эта технология объединяет традиционные операции при работе с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.
ГИС включает в себя системы сбора, хранения, анализа и представления координатно-привязанной информации.
Безусловно, главным преимуществом ГИС является наиболее «естественное» (для человека) представление как собственно пространственной информации, так и любой другой информации (рис. 1.3), имеющей отношение к объектам, расположенным в пространстве так называемой атрибутивной информации.
Рис. 1.3. Послойная организация данных в ГИС
Способы представления атрибутивной информации различны: это может быть числовое значение с датчика, таблица из базы данных о характеристиках объекта, его фотография или видеоизображение, наконец, звуковая запись.
Таким образом, ГИС могут помочь везде, где используется пространственная информация и информация об объектах, находящихся в определенных местах пространства. Сущность ГИС состоит в способности связывать описательную информацию (в первую очередь, цифровую и текстовую) с конкретной территорией. Поэтому для туризма ГИС-технологии играют не второстепенную, а первоочередную роль.
Для создания новых туристско-рекреационных проектов необходим не только экономический анализ территории, но и наглядное представление с помощью графиков, таблиц и карт существующих и прогнозируемых ресурсов туристической отрасли.
Перспективным направлением использования информационных технологий в туристско-рекреационном проектировании и освоении территорий является разработка тематических геоинформационных систем, в основе которых лежит электронное (цифровое) картографирование. ГИС позволяют создавать и редактировать электронные карты, создавать топографических планы, системы управления туристско-рекреационными ресурсами территорий, ведение кадастра и др.
Для задач государственного управления туристско-рекреационными территориями необходимо проведение геоэкологических исследований, моделируемых в картографическом виде. Это могут быть серии оперативных карт, характеризующих те или иные аспекты состояния окружающей природной среды, полученные в режиме реального времени. ГИС дают возможность для хранения, описания, анализа и графического отображения эколого-геохимической информации, которая, как правило, состоит из числовых значений (содержание различных химических веществ в почвах, воде, снеге, растениях; балльная оценка интенсивности проявления какого-либо процесса и т. д.). При описании факторов, влияющих на состояние окружающей природной среды, также применяются числовые показатели.
Таким образом, большой фактический материал о состоянии природной среды может быть проанализирован и представлен как в графической (карта), так и в табличной форме.
Современные ГИС дают возможность применения их для маркетингового анализа туристического предприятия с использованием пространственных данных в процессе планирования и осуществления деятельности в области сбыта, управления пространственно-распределенными объектами, характеризующими потребителя, конкурентную ситуацию и инфраструктуру территории.
Анализ рынка ГИС в СНГ показал:
· первое место и 36 % рынка занимает программное обеспечение ESRI Inc. – ArcInfo, ArcView, ArcCAD и др.;
· второе место и 17 % рынка принадлежит MapInfo;
· третье – четвертое места (по 11 %) поделили между собой Autodesk с системами AutoCAD MAP, World, MAPGuide и GeoGraph (Russia);
· пятое место (4 %) – у Bentley;
· шестое и седьмое места (по 3 %) удерживают Ziegler с CADDY и ERDAS Inc4.1.
На сегодняшний день геоинформационные системы постепенно завоевывают отечественный рынок программных продуктов. Создание земельного кадастра позволит на основе его карт строить другие, предметно ориентированные карты и дополнять их соответствующим атрибутивным наполнением. Для создания туристско-ориентированных ГИС потребуется объединение усилий всех заинтересованных сторон. Это необходимо для создания информационного контента баз данных, постоянного поддержания его актуальности и соответствия действительности. Также необходима финансовая и законодательная поддержка со стороны государства ввиду высокой дороговизны ГИС-проектов.