II. Основные этапы работы над курсовой работой
Основные этапы работы над курсовой работой
I. Для чего пишется курсовая работа.
Цель написания курсовой работы: систематизация, закрепление, расширение и применение теоретических и практических знаний, полученных студентом в процессе обучения по разным дисциплинам.
Что это означает?
1.Применение предполагает формирование определенных навыков (не знаний, а умений):
- определение проблемы исследования, формулирование темы работы;
- умение работать с разными источниками информации; определение круга научной литературы и источников для раскрытия данной проблемы, отыскание их; составление библиографических списков, реферирование источников и литературы, их систематизация и анализ, составление обзоров;
- формулирование актуальности темы;
- формулирование целей и задач работы;
- применение методов научного исследования;
- определение структуры работы и ее рубрикации;
- изложения материала по теме работы в соответствии с ее целями, задачами, намеченной структурой, логично, аргументировано, последовательно;
- формулирование основных выводов в заключении в соответствии с поставленными во введении задачами;
- единообразное оформление научного текста (его рубрикация, применение научного аппарата, сокращений и т.п.).
- если курсовая работа предполагает выполнение исследовательских задач (научная новизна), то автор, соответственно, получает навыки исследования в избранной области науки и изучения источников (в том числе составления их обзора).
Т.о. все это продемонстрирует готовность студента самостоятельно решать теоретические и практические задачи в рамках его специальности и представлять результаты своей деятельности на публичную защиту.
2.Курсовая работа относится к категории оригинальных сочинений. Следовательно, это - авторский труд, самостоятельное творчество студента, формирование его личной позиции и практического подхода к выбранной теме.
3.Также курсовая работа относится к разряду учебных работ, хотя в ней студент проводит научное исследование, и элементы научности в ней присутствуют. А целью научной работы является получение нового знания (файл «Виды и формы научных работ»).
4.Выполнение курсовых работ непосредственно готовит студента к написанию в будущем выпускной работы (диплома).
II. Основные этапы работы над курсовой работой
Конечно, научные работы - курсовая, квалификационная (диплом), диссертация – имеют разные масштабы исследуемой проблемы, глубину научного исследования, предполагают различный уровень знаний и умений автора. Но все же при написании этих научных работ, существует схожая логика рассуждений, которую можно представить как некоторую идеальную схему пошаговых рассуждений и действий, (особенно, если тема разрабатывается автором «с нуля»).
Разумеется, представление о том, что все можно свести к некоторой универсальной схеме - это упрощение. Кроме того, научная работа – это творческая работа. И все-таки, сначала надо овладеть предлагаемой методикой, чтобы потом в ней что-то менять.
1. Первый шаг. Выбор темы исследования, формулировка (рабочего варианта) темы, выбор научного руководителя (об основных принципах выбора темы см. файл «Выбор темы курсовой работы»).
2. Второй шаг. Разработка календарного плана. Это не план курсовой работы, а план работы над курсовой работой, т.е. составление календарного плана, чтобы четко организовать свои действия. Календарный план вы составляете либо самостоятельно, либо исходя из требований научного руководителя. В плане необходимо прописать виды работ и сроки их выполнения.
Стандартно план состоит из трех больших разделов: подготовительный этап, рабочий этап, заключительный этап.
На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания курсовой работы, ее поиска и сбора. Поэтому в первый раздел плана обычно включают такие пункты, как работа по поиску материала (поиск в Интернете, работа в библиотеках по отбору необходимой литературы); выписки, конспектирование, реферирование; систематизация отобранного материала, его изучение; составление плана курсовой работы для представления научному руководителю. Рабочий этап включает в себя выдвижение рабочей гипотезы, написание чернового варианта курсовой работы; работу над выводами по параграфам, главам; написание заключения и введения; оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитаты, ссылки и т.д.); представление чернового варианта научному руководителю. На заключительном этапестудент дорабатывает курсовую работу с учетом замечаний и рекомендаций научного руководителя; сдача курсовой работы на защиту (внешнюю рецензию).
3. Третий шаг. Выявление, сбор, обработка и фиксация научной информации.
В российской традиции научную информацию разделяют на источники и литературу. Где их искать?
- Интернет (необходимо помнить, что сайты Интернета не всегда содержат достоверную информацию).
- Библиотеки и архивы (каталоги, справочно-библиографические указатели, аннотированные сборники, реферативные журналы и реферативные обзоры (например, реферативные сборники ИНИОН, Российской книжной палаты), библиографические списки в монографиях и журналах) (подробнее см. файл «Библиотеки и архивы для историка»).
Чтобы вначале не блуждать как «ежик в тумане» в дебрях информации, желательно выявить и прочитать несколько недавно вышедших обобщающих трудов по вашей теме, а затем уже уходить в историю изучения проблемы. И надо помнить, что для правильного понимания проблемы необходимо выявить всю доступную литературу и источники, относящиеся к теме исследования.
Исторический источник – это вещественный или письменный памятник, документ, в котором освещаются интересующие вас события, содержатся необходимые сведения и факты.
В БСЭ дается следующее определение исторического источника – «это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события». Это могут быть летописи, памятники устного творчества (фольклор), деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные, законодательные документы, воспоминания очевидцев и современников (в т.ч. мемуары), данные языка, газетные статьи и т.д. Источниками могут быть археологические артефакты, памятники архитектуры и искусства, фотографии и т.п.
С большой долей условности источники делят на опубликованные и архивные.
Научная литература – это научные труды, исследовательские работы (статьи, монографии (индивидуальные, коллективные)), где анализируется ваша проблема или отдельные аспекты этой проблемы.
Сначала изучив, как уже советовалось, недавно вышедшие обобщающие труды по вашей теме, вы составите себе общее представление о проблеме. Надо помнить, что любая научная работа, кроме библиографического списка, содержит краткий обзор литературы по интересующей вас теме (во введении или в отведенном для этого параграфе). Поэтому, читая их, вы попутно будете знакомиться с существующими точками зрения и их критическими оценками.
Затем, изучив современные работы и оценки по проблеме, вы можете приступить к рассмотрению трудов более ранних. Таким образом, у вас составится представление об историографии, т.е. истории изучения данной проблемы (вы сможете увидеть, как вводились в оборот источники, как накапливалась и анализировалась информация, как менялись точки зрения и оценки). Постепенно расширяя свои знания по проблеме, вы научитесь критически оценивать прочитанное, выражать собственную точку зрения аргументируя ее.
Кроме выявления научной информации, необходимо ее правильно зафиксировать.
Вы можете составлять каталожные карточки, делать выписки, конспектировать, реферировать, аннотировать материал. Это лучше всего делать не в толстых тетрадях, а на разъемных листах, т.к. впоследствии при группировке материала по разделам так будет удобнее с ними работать (подробнее см. файлы «Каталожные карточки», «Конспект и выписка», «Реферат», «Аннотация»).
Изучение научной литературы по проблеме помогает не только самому накопить информацию, но и понять, насколько эта тема изучена вашими предшественниками (т.е. определить степень изученности темы).
Если это курсовая работа первого курса, возможно, она будет носить еще ознакомительный характер с проблемой и ничего «нового» студент в разработку этой проблемы не внесет.
Но поскольку цель научной работы – производство нового знания (элементы которого могут содержаться уже и в курсовой работе), то, чтобы понять, что лично вы можете внести нового, и надо понять, какова на данный момент степень изученности проблемы.
4. Четвертый шаг. Группировка материала и выдвижение рабочей гипотезы.
По накоплению достаточного количества научной информации наступает момент, когда необходимо все подвергнуть ревизии. Для этого надо сгруппировать этот материал по основным проблемам темы и попытаться установить логические связи между выявленными фактами.
В процессе сбора материала, его первичного анализа и группировки у вас появляется первоначальный вариант ответов на поставленные в теме вопросы. Эти ответы еще не до конца аргументированные, продуманные, сформулированные, но позволяющие выдвинуть рабочую гипотезу.
Далее, прежде чем непосредственно приступать к написанию текста, желательно для себя четко сформулировать несколько пунктов (можно устно, но лучше изложить на листе бумаги).
Определить цель и задачи своего исследования.
Если курсовая работа не строится на исследовании малоизученных источников, то формулировки цели и задач работы скорее подразумевают не получение нового знания, а освоение известного специалистам материала, например: дать краткое описание чего-либо, или осветить что-либо (ход процесса, основные закономерности, принципы, доктрины, концепции и т.п.), определить основные или наиболее дискуссионные научные проблемы в рамках такой-то тематики, наиболее общие тенденции в изучении чего-либо, выявить и/или сопоставить основные концепции либо мнения специалистов по таким-то проблемам, и т.п.
Также вы определяете объект и предмет исследования.
Если необходимо, вы определяете хронологические рамки исследования и географические рамки исследования.
(Подробнее см. файлы «Научная проблема, цель, задачи исследования», «Введение в курсовой работе»).
Кроме того, желательно понять, какие источники вами будут использоваться, а также методы исторического исследования.
Благодаря использованию новых источников и новых методов (подходов) вы можете придти к новым выводам. Возможно и старые источники по-новому прочитать и/или интерпретировать.
Если необходимо, здесь вы можете спрогнозировать, в чем могла бы выражаться научная новизна вашего исследования.
Все это позволит вам более четко и ясно понимать что, как и зачем вы пишете.
Обратите внимание на то, что все предыдущие пункты (цель, задачи и т.д.) являются обязательными для формулировки во введении курсовой работы. Но речь идет не о том, что вы должны сначала написать введение, а потом уже саму работу. Нет, как правило, введение пишется в конце. Речь идет о том, что чем четче с самого начала вы будете представлять проблему и конечную цель своего исследования, объект и предмет, средства их достижения, тем проще вам будет отсеивать материал, продумать структуру работы и логично изложить гипотезу, а также избежать некоторых часто встречающихся ошибок (см. файл «Структура и текст работы»).
5. Пятый шаг. Разработка структуры и составление плана работы.
Теперь вы можете составить план работы, т.е. определить структуру (главы, параграфы, если надо). Хорошо, если вы составите развернутый план (т.е. с краткими пояснениями, о чем пойдет речь в каждом разделе).
Обратите сразу внимание на правила рубрикации, т.к. визуально должна быть видна соподчиненность заголовков.
Помните, что на каждом курсе вам рекомендуется определенный объем курсовой. На первом курсе – это 25 страниц. Исходя из этого, количество глав и параграфов не может быть большим. Логичнее всего выделить две главы.
(Подробнее см. файл «Структура и текст работы»).
Составленный план необходимо показать научному руководителю, т.к. он сразу сможет указать вам на недостатки и предупредить от ошибок.
6. Шестой шаг. Написание текста.
Написание текста, как правило, состоит из двух этапов: работа над текстом (т.е. написание первого варианта) и работа с текстом (новые варианты, редактирование).
(Подробнее см. файл «Структура и текст работы»).
Одновременно с написанием текста старайтесь правильно оформлять научный аппарат. По крайней мере, ссылки (сноски) необходимо расставлять по мере написания текста, а не потом.
В курсовых, квалификационных работах и диссертациях сноски делаются постранично (а не в конце главы или всей работы).
Сноски делаются 12 кеглем, с 1,0 межстрочным интервалом. Сноски не проставляются вручную, а в компьютерном варианте ставятся через «Меню» - «Вставка». Нумерацию сносок лучше делать на каждой странице, допустима сквозная нумерация сносок в главе. Но лучше не делать сквозную нумерацию сносок во всей работе.
(Подробнее см. файл «Научный аппарат»).
7. Седьмой шаг. Написание Заключения.
Это итоговые выводы.
Если вы ставили одной из задач дать периодизацию какого-то процесса, значит, в заключении в сжатой форме сообщается об этапах этого процесса. Если вы ставили задачей проверку какой-то гипотезы, значит, в заключении надо сжато написать, какие факты свидетельствуют в пользу этой гипотезы, а какие – против; какие перевешивают и почему.
В заключении в наиболее концентрированной форме высказывается позиция автора. Здесь уже нет необходимости вступать в полемику, оспаривать аргументы противников - это было нужно сделать в основной части работы.
Завершение анализа занимает несколько страниц, но оно не может быть механическим суммированием представленных в основной части проекта выводов. Их предстоит обобщить, концептуально осмыслить и представить в самой сжатой форме.
8. Восьмой шаг. Написание Введения.
Введение предназначено для того, чтобы в сжатом виде показать путь, которым вы шли при разработке данной научной проблемы, и обосновать свой вклад в тему.
Во введении вы обосновываете актуальность выбранной темы, определяете объект и предмет исследования, его цель и задачи. При необходимости обосновываете хронологические и географические рамки работы. Во введении предлагается анализ историографии (научной литературы) и источников. Также обосновываются избранные автором методы исторического исследования, определяется научная новизна, практическая значимость работы.
(Подробнее см. файл «Введение»).
Наконец, необходимо составить Список источников и литературы. Также к научному аппарату относятся примечания, комментарии, указатели (имен, названий, терминов), иллюстрации, таблицы, графики. Необходимо подумать, размещать их в тексте самой работы или выносить в виде Приложения. (Подробнее см. файл «Научный аппарат»).
9. Девятый шаг. Сведение всего написанного в первый вариант работы. Текст должен быть единообразно отформатирован и вычитан. Первый вариант – не значит черновой. Также необходимо оформить титульный лист (см. файл «Титульный лист курсовой работы»).
Теперь можно сдать на проверку первый вариант работы научному руководителю. Это не значит, что научный руководитель видит вас в первый раз. Все зависит от того, как вы работаете с ним, требует ли он от вас отдельные куски (главы работы).
10. Десятый шаг. Работа с текстом. Исправление сделанных научным руководителем замечаний. Написание второго (а если требуется и третьего варианта) текста (работа с научным руководителем), стилистическая правка, вычитывание напечатанного текста, удаление опечаток.
11. Одиннадцатый шаг. Сдача окончательного варианта работы научному руководителю. Получение его отзыва с оценкой. Получение результата проверки текста в системе Антиплагиат (процент оригинальности текста). Получение рецензии (внутренней) на работу.
Если курсовая работа не соответствует предъявляемым требованиям, студент будет обязан в установленный срок доработать ее в соответствии с полученными замечаниями научного руководителя или оформить ее заново, устранив недостатки.
(Подробнее об этом см. файл «Положение о курсовой работе ФГСН»)
12. Двенадцатый шаг. Защита курсовой работы.
Курсовая работа должна представляться к защите, во время которой автор отстаивает сделанные им выводы перед комиссией, составленной из преподавателей кафедры.
На защите курсовой работы студент должен кратко изложить цель, задачи, историографию проблемы и источники, сформулировать основные выводы, ответить на вопросы комиссии.
Курсовая работа оценивается с учётом работы над ней, качества её написания (по отзыву научного руководителя и рецензии), результатов проверки на оригинальность и результатов защиты.
(О сроках написания курсовой работы, образцах отзыва и рецензии см. «Положение о курсовой работе ФГСН»).