Типы рыночных стратегий
Условно организационные стратегии фирмы могут быть разделены на две группы:
1. Конкурентные стратегии определяют модель ее поведения на рынке. Ее объектом является выпускаемый товар (услуга). По мнению американского исследователя этих проблем М. Портера, можно выделить три основных варианта таких стратегии:
А) лидерство в низких издержках. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах.
Б) дифференциация. Суть данной стратегии состоит в том, что фирма концентрирует свои усилия на нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности своей продукции.
В) фокусирование. Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов (части) рынка и достижении там безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий.
Помимо перечисленных, Портер выделяет портфельную стратегию, предполагающую ориентацию на производство широкого ассортимента товаров и услуг, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
2. Стратегии развития. Если конкурентные стратегии фирмы в первую очередь связаны товаром, то стратегии развитии в качестве объекта имеют ее потенциал и конкурентные преимущества. В настоящее время можно говорить о четырех типах осуществления этих стратегий: рост, умеренный рост, сокращение и комбинированная стратегия.
Стратегия роста присуща молодым фирмам независимо от сферы деятельности (они стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции) либо тем, кто находится на острие научно-технического прогресса.
Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности возникает в периоды перестройки организации, когда нужно провести ее санацию, избавиться от всего устаревшего, мешающего дальнейшему продвижению вперед.
Но чаще всего на практике имеет место комбинированная стратегия, включающая в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения (рыночные сегменты) фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальности хозяйственной жизни.
Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида:
- наступательная стратегия чаще всего реализуется через увеличение разнообразия выпускаемых товаров и услуг (диверсификация производства), развитие рынка, активизацию поведения на нем.
- наступательно-оборонительная (стратегию стабилизации) реализуется в условиях перестройки деятельности организации. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременной модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой продукции и услуг, захвата новых сегментов рынка.
- оборонительная (стратегию выживания) стратегия подчинена задаче выживания фирмы и укрепления ее пошатнувшегося положения. Здесь часто имеет место сокращение масштабов деятельности, тотальная экономия, потеря ряда позиций на рынке без завоевания новых.
Прогнозирование
Прогноз - система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения.
Методы прогнозирования
1. Наиболее простой из них — экстраполяция, или проекция в будущее. Ее суть — в автоматическом перенесении существовавших в прошлом тенденций развития организации, например, темпов и направленности роста производства, доли на рынке, рентабельности, численности работающих.
2. Математическое моделирование процессов.
Рассмотренные способы прогнозирования составляют суть генетического подхода к нему. С его помощью на основе знания прошлых событий, современной ситуации, направления и темпов ее изменения можно нарисовать приблизительную картину будущего.
3. Метод экспертных оценок основывается на сопоставлении по интересующему вопросу мнений специалистов в соответствующих областях. Это позволяет нарисовать ориентировочную, хотя и не очень надежную картину будущего.
Метод экспертных оценок составляет основу нормативного подхода к прогнозированию. Он непосредственно дает видение будущего, которое служит исходным моментом для поиска возможных стратегий его достижения.
6. Планирование: понятие и виды планов
Инструментом реализации стратегии является планирование.
Планирование — это процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Существует три основных типа планов.
1) планы-цели, представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.
2) планы для повторяющихся действий, предписывают сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях.
3) планы для неповторяющихся действий, составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации.
Принципы планирования:
1. Участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на ранних этапах его составления.
2. Непрерывность.
3. Эффективное планирование требует гибкости.
4. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требуют согласования ее планов в форме координации и интеграции. Координация осуществляется по горизонтали, т. е. между подразделениями одного уровня, а интеграция по вертикали — между выше- и нижестоящими.
5. Экономичность - превышения эффекта, приносимого выполнением плана, затрат на его составление.
6. Создание необходимых условий для выполнения плана.
Подходы к составлению планов:
1. Ориентация на ограниченные ресурсы. Планы составляют в первую очередь исходя из того, что ресурсы ограниченны и появления новых в будущем не предвидится, и в дальнейшем не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности, ибо на их реализацию может просто не хватить средств.
2. Ориентация на открывающиеся возможности. Более богатые организации могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности и привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают.
3. Оптимизация достигаемых целей. Организации, располагающие значительными ресурсами, оптимизируют планы исходя не из ресурсов, а из целей. Поэтому если проект ожидается прибыльным, средств на него не жалеют.
Виды планов
1. Перспективные планы - планы, составляемые на период до 10 и более лет.
А) Традиционные долгосрочные планы определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации. Строятся от настоящего к будущему. Основной объект планирования - внутренний потенциал организации.
Б) Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Основной объект планирования — внешние возможности и конкурентные преимущества.
2. Текущее планирование — это планирование на срок до одного года. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах. В них увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.
Формы краткосрочных планов:
А) Производственная программа предприятия и подразделений..
Б) Оперативно-календарный план.
В) Сменно-суточное задание.