Экономические методы управления
Принципиальный вопрос коллективной организации труда в органах внутренних дел − овладение экономическими методами управления, которые представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы сотрудника.
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить «отзывчивость» органа внутренних дел на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех сотрудников. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.
Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.
Совершенствование планирования, экономического стимулирования и управления должно обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения внутри организации, как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач.
Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и служебной деятельности. Основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых органы внутренних дел выполняли бы возложенные на них функции на самом высоком уровне.
В отличие от организационно-административных − экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых коллектив и его сотрудники побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т. п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм их применения.
Экономические методы руководства получают дальнейшее развитие: расширяется сфера их действия, повышается действенность и результативность экономических стимулов, что позволяет поставить каждого сотрудника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появляется возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой органов внутренних дел. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, финансирование.
Для решения экономических задач в управлении широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.
С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная «обратная связь». Не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв, поскольку потребности экономики опережают возможности математики.
Экономическая практика обусловила появление ряда математических дисциплин: математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, исследование операций и др.
Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания, которые решают органы внутренних дел.