Виды знания. Понятие науки. Критерии научного знания
Понятие знания используется практически во всех областях человеческой жизни. Знание выступает одной из наиболее широких и часто используемых категорий. Однако на вопрос «что такое знание?» не так просто ответить, как кажется на первый взгляд. Мы с равным успехом употребляем это слово, когда говорим «я знаю этого человека» и «я знаю ответ на вопрос». Но очевидно («интуитивно ясно»), что в первом и во втором случае речь идет о разном знании. Можно привести множество примеров, показывающих иную трактовку слова «знание».
Объясняется это тем, что в самом понятии знания заложено множество различных, порой даже противоречащих друг другу смыслов. Классифицировать знание, выделив основные черты каждого типа знаний –крайне непростая задача, которую, тем не менее, необходимо разрешить хотя бы в первом приближении. Основой любого знания является информация, которая понимается в данном контексте как сведения, получаемые или передающиеся людьми.[1]
Во-первых, с точки зрения способа получения, с давних пор разделяют знание непосредственное, получаемое при помощи органов чувств, и опосредованное, умопостижимое. К непосредственному знанию относится информация, получаемая человеком при воздействии окружающего мира на органы зрения, слуха и т.д. Современная психология выделяет три уровня непосредственного, чувственного познания — ощущение, т.е. отражение человеческой психикой отдельных качеств исследуемого объекта окружающего мира при воздействии на органы чувств; восприятие, т.е. отражение целостного образа исследуемого объекта в человеческой психике при воздействии на органы чувств; представление — отражение целостного образа предмета без воздействия на органы чувств.
Опосредованное, или выводное, знание — знание, получаемое при помощи абстрактного мышления. Известный афоризм о том, что ученый по капле воды должен сделать вывод о существовании мирового океана, отражает именно эту человеческую способность — получать знания без непосредственного воздействия на органы чувств.
Древнегреческий философ Парменид разделял два пути знания — «путь мнения» и «путь разума». Путь мнения подразумевал именно чувственное познание, и уже в античности он считался ненадежным, поскольку чувства склонны обманывать человека. Такие явления человеческой психики, как иллюзии и галлюцинации, подтверждают правоту Парменида. В эпоху Нового времени сходную мысль высказывал французский философ и математик Рене Декарт.
Во-вторых, знание можно разделить на теоретическое и практическое. Очевидно различие между знаниями физических законов и знанием мест, пригодных для рыбной ловли. Практическое знание может называться также умением или навыком, но по сути своей оно также представляет собой определенную информацию, воспринятую человеком.
В-третьих, знание можно разделить по истинности или ложности, хотя при таком делении возникает множество вопросов. Категория истины является сложной и неоднозначной, существуют различные философские теории истины, поэтому с уверенностью утверждать, что то или иное знание является истинным или ложным, зачастую невозможно. Именно поэтому в современной науке гораздо чаще используются такие характеристики, как достоверность или недостоверность знания. Под достоверным понимают такое знание, которое соответствует сложившейся системе фактов. Следует учесть, что достоверность знания не является абсолютной величиной и зависит от многих факторов, в частности — от мировоззрения. Так, для людей докоперниковской эпохи знание о том, что Солнце обращается вокруг Земли было достоверным, поскольку непротиворечиво вписывалось в систему сложившихся к тому времени знаний и подтверждалось ежедневным чувственным опытом.
Достоверность знания может быть подтверждена или опровергнута новыми знаниями, которые, в свою очередь, несут в себе достоверную или недостоверную информацию.
Наконец, наиболее важное для настоящего курса деление знаний можно провести с точки зрения отношения знания к науке. Деление знания на научное и ненаучное может считаться наиболее корректным, поскольку существуют исторически сложившиеся критерии научного знания. Для отнесения того или иного вида знаний к научному необходимо вначале дать определение науки.
В самом общем виде можно сказать, что наука — это особый род человеческой духовной деятельности, направленный на создание системы объективных знаний об окружающем мире и человеческом сознании, их сущности и законах развития.
Научная структура состоит из следующих элементов:
— научные факты;
— научные проблемы;
— гипотезы;
— теории;
— метатеории.
Также в структуру науки обязательно входят объект науки, предмет науки, научный метод, субъект науки, средства науки. Разберем каждую составляющую научной структуры подробнее.
Научный факт —это явлениеокружающего мира, несущее определенную достоверную информацию о нем, входящее в сферу интересов данной науки, подтверждающее или опровергающее сложившуюся систему знаний.
Научная проблема —необходимость создания системы знаний, принципиально отличающейся от уже имеющихся, или объяснения научного факта.
Гипотеза (от греч. ΰπό&εσις — основа, предположение) — научное предположение или допущение, истинностное значение которого неопределенно. Неопределенность в данном случае означает, что имеющихся фактов недостаточно для подтверждения или опровержения гипотезы, т.е. для заключения о ее истинности или ложности. Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения какой-либо конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. Замена какой-либо гипотезы в процессе развития науки другой, более подходящей, не означает признание её абсолютной ложности и бесполезности на определенном этапе познания: выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой (даже в том случае, когда эти результаты были отрицательными). Поэтому выдвижение гипотезы в конечном итоге оказывается необходимым историческим и логическим этапом становления науки
Теория(греч. θεωρία, от θεωρέω — рассматриваю, исследую), в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области действительности. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории— по определенным логико-методологическим принципам и правилам.
Метатеория(греч. μετά — после) — теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории — так называемой предметной (или объектной) теории. Наиболее развитый характер имеют метатеория логики (металогика)и метатеория математики (метаматематика). Объектом рассмотрения в метатеории оказывается не сама но себе содержательная научная теория, а её формальный аналог — исчисление (формальная система). Подлежащая исследованию в метатеории содержательная теория предварительно подвергается формализации. Часть метатеории, называемая синтаксисом,изучает структуру своей предметной теории, а также её дедуктивные средства. Метатеория рассматривает различные интерпретации исследуемой формальной системы; эта часть метатеории, воспринимающая предметную теорию как формализованный язык, называется семантикой.
Понятие метатеории впервые было выдвинуто Гильбертомв связи с его программой обоснования классической математики средствами созданной его школой теории доказательств (метаматематики). В последние годы появилась и другая трактовка метатеории. Так стали называть комплексное непротиворечивое знание, состоящее из нескольких согласующихся друг с другом теорий. В этом смысле понятие метатеории приближается к категории мировоззрения.
Все вышеназванные элементы выполняют функции «ступенек» в лестнице научного знания, восходящего от самого простого — сбора эмпирического материала — к сложному: постановке проблемы, выдвижению и проверке гипотез и т.д. Это вертикальная структура научного знания. В свою очередь субъект, объект, предмет, метод, средства науки составляют его горизонтальную структуру.
Объектом науки называется фрагмент окружающей действительности, изучаемый данной наукой. Можно выделить значительное количество таких фрагментов, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что все они сводимы к двум. Такими фрагментами являются окружающий мир, т.е. природа, и человек. Такое деление сложилось исторически и науки по своему объекту делятся на две группы: естественные и гуманитарные.
Неисчерпаемость знаний об окружающем нас мире и о человеке приводит к необходимости выделить в этих объектах более узкие, специфические области. Такие области называются предметами изучения определенной науки. Предмет науки — это отдельная сторона объекта исследования. Например, объектом изучения оптики, как и всех остальных естественных наук, является окружающий мир, а предметом — свет, законы его распространения, преломления и т.д., объект формальной логики — человек, а предмет — законы и формы рационального мышления. Увеличение количества предметов изучения отражает расширяющийся спектр познавательной деятельности человека, дифференциацию и структурную реорганизацию системы наук.
Различие в объектах и предметах ведут к различию методов научного исследования. Научным методом (от греч. μέθοδος — путь исследования или познания, теория, учение) называют способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и операций, при помощи которых происходит теоретическое и практическое освоение действительности.
Все методы, используемые в науке, можно разделить на две большие группы — универсальные (или общенаучные) и специфические — используемые конкретной наукой. Общенаучные методы принадлежат группе наук и определяются объектом изучения, конкретно научные определяются предметом науки. Такое деление в значительной мере условно, поскольку, как уже было сказано, в настоящее время наблюдается тенденция переноса методологии одних наук в другие, но оно традиционно указывается для получения представления о происхождении тех или иных методов.
Средства науки включают в себя все предметы, необходимые для осуществления научной деятельности. Часто можно встретить разделение средств на материальные и духовные. К духовным относятся научный язык — его называют понятийным аппаратом или дискурсом данной науки, методы мышления, принятые в той или иной науке и т.д. (хотя включение методов науки в средства не совсем корректно, т.к. может привести к подмене понятий). Чаще под средствами науки понимаются именно материальные предметы — приборы, оборудование и т.д.
Субъект науки — это носитель сознательной целенаправленной деятельности по исследованию явлений окружающего мира или человека. Субъектами науки являются ученые, группы ученых, а так же коллективы, обслуживающие научную деятельность.
Научное знание (в первую очередь — естественнонаучное) определяется по ряду четко выраженных характеристик, которые называют критериями научного знания. К таким критериям относят достоверность, повторяемость, проверяемость, всеобщность.
Достоверность научного знания — это соответствие суждения о предмете самому предмету, причем это соответствие должно иметь возможность эмпирического подтверждения. Этот критерий привел к появлению одного из наиболее известных научных принципов — принципа верификации. Согласно этому принципу, знание может считаться научным только в том случае, если оно подтверждено чувственным опытом. Различают прямую и косвенную верификацию. При прямой знание подтверждено непосредственно, оно поддается эмпирической проверке. Однако многие науки оперируют такими объектами окружающего мира, которые недоступны непосредственному восприятию человеком. В этом случае возможна косвенная верификация — суждения должны быть логически непротиворечивы другим суждениям, уже верифицируемым прямо. На практике это означает, что верифицируемое знание должно предсказывать такие явления окружающего мира, которые связаны с ним причинно-следственными связями и воспринимаемы эмпирически. Например, утверждение о воздействии радиации на живые организмы не верифицируется прямо, поскольку у человека нет органов чувств, способных непосредственно воспринимать радиационное излучение. Однако подвергнув такому излучению подопытное животное, мы сможем наблюдать результат его воздействия, и это послужит доказательством истинности или ложности нашего суждения.
Принцип верификации применим во многих науках, однако есть такие системы знания, где он оказывается бессильным. Например, теология называет себя наукой (дословно теология — наука о Боге), однако никаких данных чувственного опыта или логических доказательств, опять-таки сводимых к эмпирически проверяемым суждениям, она представить не может. С другой стороны, и атеизм не в состоянии представить эмпирические знания, опровергающие тезис о существовании Бога. Любые факты могут быть использованы в данном случае как в пользу одного, так и другого утверждения. Поэтому принцип верификации имеет определенные границы, за пределами которых он не выполним.
К. Поппером был предложен, в дополнение к принципу верификации, принцип фальсификации. Он гласит, что система знаний лишь тогда может претендовать на научность, когда она в принципе опровержима. Если нет возможности опровергнуть какие-либо положения, утверждаемые данной дисциплиной, она не является наукой. Принцип фальсификации использует утверждение, согласно которому всего один факт, противоречащий какой либо теории, ставит под сомнение всю теорию в целом, сколько бы подтверждающих фактов не существовало. Если научное знание невозможно подвергнуть процедуре верификации, т.е. не существует условий, при которых это знание подтверждается эмпирически, то его следует попытаться подвергнуть процедуре фальсификации, т.е. представить саму возможность существования опровергающих фактов, условий, при которых они могут возникнуть, и направить усилия на создание таких условий. Если логическая конструкция позволяет хотя бы теоретически фальсифицировать данное знание, то оно является научным. Иначе говоря, возможность опровержения теории служит таким же подтверждением научности теории, как и возможность ее доказательства.
Критерий повторяемости научного знания означает требование строить научную теорию не на отдельном произвольно взятом факте, а на повторяемых фактах, которые позволяют исключить или свести к минимуму возможность случайного совпадения. Такие области человеческого знания, как парапсихология или астрология претендуют на научность, однако в большинстве случаев оперируют единичными фактами, в отношении которых нельзя сказать, что они образуют какую-либо систему. Чаше всего повторить проведенное исследование или наблюдаемое явление оказывается невозможным.
Проверяемость— критерий, который выражает требование возможности проверки данных, полученных одним исследователем, другими учеными. Этот критерий тесно связан с предыдущим.
Всеобщность научного знания — требование подтверждения знания, независимо от времени и места его получения, при сохранении начальных условий. Например, опыты по измерению величины ускорения свободного падения должны дать одинаковые результаты, независимо от того, в каком месте и в какое время они проводятся. Как известно, впервые такие опыты были проведены Галилеем, и с тех пор значение этой величины является четко установленным и неизменным.[2]