Оценка информации о внутренней и внешней среде
Для анализа макроокружения применяются следующие методы:
· SWOT – анализ;
· PEST – анализ;
· Метод «5*5»;
· «Перечень четырех вопросов» + Матрица «вероятность-воздействие».
Метод «5*5» для определения наиболее значимых элементов внешней среды был предложен в 1984 г. А.Х. Меском. Он включает в себя пять вопросов о пяти факторах внешней среды.
1. Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.
2. Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?
3. Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?
4. Если вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?
5. Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для вас.
Для того чтобы дать достоверные ответы на каждый из 5 вопросов, необходимо собрать уже существующую информацию об организационной среде и попытаться дать прогнозы ее будущего состояния [1].
Для анализа микроокружения применяются следующие методы:
· PEST – анализ;
· Метод «5*5»;
· «Перечень четырех вопросов» + Матрица «вероятность-воздействие»;
· Методы анализа конкурентных преимуществ (Портер, МакКинси, Омаэ, Матрица БКГ).
Другой метод оценки может представлять собой перечень из четырех вопросов, включающий основные критерии оценки влияния каждого значимого фактора среды на будущее организации.
· 1. Как (положительно или отрицательно) данный фактор может повлиять на положение организации?
· 2. Какова вероятность усиления этого фактора, можно ли будет его проследить?
· 3. Насколько велико будет воздействие фактора на организацию?
· 4. Когда воздействие этого фактора на организацию может ослабнуть? В ближайшее время? В среднесрочном периоде? Через длительное время?
Анализ внутренней среды:
· SWOT – анализ
· анализ функциональных областей;
· SNW – анализ.
SNW-анализ. Данный метод применяется при проведении стратегического анализа деятельности фирмы, при анализе внутренней среды организации и определения потенциала организации и ее слабых сторон.
SNW – это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S-Strength – сильная позиция (сторона), N-Neutral – нейтральная позиция, W – weakness- слабая позиция.
Таким образом, SNW подход четко фиксирует ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразную нулевую точку при конкуренции. В целях получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW-анализа предлагается заполнить таблицу, где все 30 позиций должны быть заполнены по материалам именно вашей. Элементы анализа:
· Общая стратегия;
· Бизнес стратегии;
· Организационная структура;
· Финансы;
· Конкурентность продуктов;
· Дистрибуция;
· Информационные технологии;
· Лидерство;
· Уровень производства;
· Уровень маркетинга;
· Торговая марка;
· Персонал;
· Репутация на рынке;
· Отношения с Органами государственной власти;
· Инновации;
· Послепродажное обслуживание;
· Степень вертикальной интеграции;
· Корпоративная культура;
· Стратегические альянсы [4].
В каждой строке трафарета нужно поставить только один крестик, в одной из колонок. «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций. Причем альтернатива – это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды организации в данной конкурентной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния.
Достоинством данного метода является простота в исполнении, учит наибольшее количество факторов, а также учет специфических особенности деятельности организации. Недостатки: субъективность метода, требует хорошего знания всех особенностей деятельности организации [2].
Выводы
В завершении вышерассмотренной темы хочется отметить следующие определяющие моменты, которые определяют высокую степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день внешняя и внутренняя среда имеют большое значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней и внутренней среды (а это является общими характеристиками современного окружения предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макроокружения, микроокружения и анализ внутренней среды организации.
Сегодня практически все основные функциональные подразделения функционирующих предприятий имеют определенное представление о внешней и внутренней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о них осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления об этих средах и их влияния на результаты деятельности предприятия.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является повышенное внимание осуществлению анализа внешней и внутренней среды. Для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учётом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Список использованных источников литературы
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2011. – 296 с.
2. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 236 с. – (Высшее образование).
3. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 224 с.
4. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений. Интернет-ресурс. [Режим доступа]:// http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4057. Дата обращения: 14.10.2015.