Методика выявления локуса контроля личности
Опросник представляет собой методику выявления локуса контроля личности, рассчитанную на взрослых испытуемых и апробированную на возрастном контингенте от 17 до 87 лет.
Опросник содержит 40 утверждений, предъявляемых на слух или зрительно (в бланковом или компьютерном вариантах). От опрашиваемого требуется согласиться с каждым из высказываний или отвергнуть его, ответив или "да", или "нет". Методика представляет собой модификацию опросника УСК, стандартизированную на более широком возрастном и социальном контингенте испытуемых.
Опросник позволяет выявить локализацию контроля личности, т.е. убеждения человека относительно того, где находятся или локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его жизни.
Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь, находятся внутри их самих (т.е. их усилия, старания и способности), называются интерналами, или людьми с внутренним локусом контроля. Лица, убежденные в том, что происходящее с человеком зависит от внешних факторов (будь то другие люди, судьба или случай), называются экстерналами, или людьми с внешним локусом контроля.
Чем выше показатели интернальности исследуемого, тем более вероятно, что он чувствует себя "хозяином собственной судьбы", отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, т.е. чем ближе он к полюсу внешнего локуса контроля или экстернальности, тем менее он уверен в себе и больше нуждается в психологической и любой другой помощи, являясь недостаточно самостоятельным в решении различного рода жизненных задач.
Инструкция:
Вам будут предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не согласиться. Если Вы считаете, что: "Да, я думаю примерно так же", - то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ "да",илиплюс. Если считаете, что: "Нет, я думаю об этом иначе", - то поставьте рядом с номером ответ "нет",илиминус.
1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.
2. Большинство разводов происходит от того, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.
3. Ошибочно думать, что болезнь - это дело случая, и если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Одинокими становятся именно те люди, которые сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.
6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.
7. Внешние обстоятельства, например родители и благосостояние, влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.
9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности, например от настроения педагога, чем от меня самого.
10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.
11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгом целенаправленной деятельности.
12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.
13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.
14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.
15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.
16. В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
17. Жизнь большинства людей в основном, зависит от стечения обстоятельств.
18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.
19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.
20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
21. В конечном счете, за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.
22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.
23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.
24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей чаще оказываются бесполезными.
25. Практически все, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.
28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.
29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.
30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.
31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.
32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.
34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям, и не нравлюсь другим.
35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.
36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
37. В общении с людьми часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.
40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.
Ключ
Ио - интернальность общая:
+ 2,3,4,10,11,13,14, 16,18, 21,23,25,27, 28, 30,32,33, 35,38,40.
- 1,5,6,7,8,9,12,15,17,19,20,22,24,26,29,31,34,36,37,39.
ж - интернальность в суждениях о жизни вообще:
1,2,3,4,6,7, 11,12,17,19,20,21,24,26,27,30,32,36,37,38.
я - интернальность при описании личного опыта:
5,8,9,10,13,14,15,16,18,22,23,25,28,29,31,33,34,35,39,40.
Ид - интернальность в сфере достижений: 1,5,11,13,23,28,32,33.
Ин - интернальность в сфере неудач: 4,16,20,27,29,36,38,40.
Предрасположенность к самообвинению: Псоб=Ин-Ид
Интернальность в профессиональной деятельности:
Ип: пс + пп
пс - профессионально-социальный аспект интернальности: 1,9,13,18,21,26,28,36.
пп -профессионально-процессуальный аспект интернальности: 15,27,31,32,35,37,38,40.Интернальность в межличностном общении:
Им: мк + мо
мк - компетентность в сфере межличностных отношений:
6,22,23,24,26,29,34,37.
мо - ответственность в сфере межличностных отношений:
2,4,7,12,13,16,21,33.
Ис - интернальность в сфере семейных отношений:
2,4,7,12,16,22,33,37.
Из - интернальность в сфере здоровья:
3,8,14,17,19,25,30,31.
Оа - отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио):
Оа:+1,6,15,17,22, 24, 26, 37;
-10,11,14,25,32,35,38,40.
дт - Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей:
1, 6, 15, 17, 22, 24,26,37.
дс - Готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее:
10,11,14,25,32,35,38,40.
Для ручной обработки удобна следующая технология:
1) Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио, номера всех совпавших с ключом вопросов (независимо от "+" или "-") обвести кружком.
2) Посчитать баллы по шкалам ж (или я),Ид, Ин, пп, пс, мк, мо, Ис, Из, Дт и Дс, проставляя соответствующие буквы рядом с номерами вопросов, обведенных в кружки (т.е. совпавших с ключомИо).
3) Определить показателья, вычтя сумму ж из общего баллаИо.
4) Определить показательПсоб, вычтя из баллаИн баллИд.
5) Сложить баллыпп и пс, получив показатель Ип, а такжемк и мо, получив показательИм.
6) Сложить баллы Дт и Дс (соответствующие ключамИо) и определить показатель "Отрицание активности" (Оа), путем вычитания суммы баллов Дс и Дт из числа 16 (максимально возможного балла Оа).
Примечание: При массовых обследованиях (в случае ручной обработки результатов) достаточно пользоваться только интегральной шкалой Ио, позволяющей получить основную информацию о локализации контроля респондентов.