Методика выявления локуса контроля личности

Опросник представляет собой методику выявления локуса контроля личности, рас­считанную на взрослых испытуемых и апробиро­ванную на возрастном контингенте от 17 до 87 лет.

Опросник содержит 40 утверждений, предъяв­ляемых на слух или зрительно (в бланковом или компьютерном вариантах). От опрашиваемого требуется согласиться с каждым из высказыва­ний или отвергнуть его, ответив или "да", или "нет". Методика представляет собой модифика­цию опросника УСК, стандартизированную на более широком возрастном и социальном кон­тингенте испытуемых.

Опросник позволяет выявить локализацию контроля личности, т.е. убежде­ния человека относительно того, где находятся или локализуются силы, подвергающие влиянию, управлению и контролю то, что происходит в его жизни.

Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь, находятся внутри их самих (т.е. их усилия, старания и способности), на­зываются интерналами, или людьми с внут­ренним локусом контроля. Лица, убежденные в том, что происходящее с человеком зависит от внешних факторов (будь то другие люди, судьба или случай), называются экстерналами, или людьми с внешним локусом контроля.

Чем выше показатели интернальности иссле­дуемого, тем более вероятно, что он чувствует се­бя "хозяином собственной судьбы", отличается уверенностью в себе и обладает более высоким уровнем развития саморегуляции жизнедеятель­ности. Чем ниже показатели интернальности, т.е. чем ближе он к полюсу внешнего локуса контро­ля или экстернальности, тем менее он уверен в се­бе и больше нуждается в психологической и любой другой помощи, являясь недостаточно са­мостоятельным в решении различного рода жиз­ненных задач.

Инструкция:

Вам будут предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не со­гласиться. Если Вы считаете, что: "Да, я думаю примерно так же", - то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ "да",илиплюс. Если считаете, что: "Нет, я думаю об этом иначе", - то поставьте рядом с номером ответ "нет",илиминус.

1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.

2. Большинство разводов происходит от то­го, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.

3. Ошибочно думать, что болезнь - это де­ло случая, и если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Одинокими становятся именно те лю­ди, которые сами не проявляют интереса и дру­желюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний очень час­то зависит от везения или невезения.

6. Бесполезно стараться завоевать симпа­тию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7. Внешние обстоятельства, например роди­тели и благосостояние, влияют на семейное счас­тье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на про­исходящие со мной события.

9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности, например от настроения педагога, чем от меня самого.

10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.

11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгом це­ленаправленной деятельности.

12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.

13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.

14. Думаю, что случай или судьба игра­ют не очень важную роль в моей жизни.

15. Я стараюсь не планировать далеко впе­ред, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

16. В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной сторо­ной.

17. Жизнь большинства людей в основном, зависит от стечения обстоятельств.

18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.

20. Как правило, именно неудачное стече­ние обстоятельств мешает людям добиться успе­ха в своем деле.

21. В конечном счете, за плохое руковод­ство организацией ответственны все люди, кото­рые в ней работают, а не только руководитель.

22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

23. Если я очень захочу, то смогу располо­жить к себе любого.

24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родите­лей по воспитанию своих детей чаще оказывают­ся бесполезными.

25. Практически все, что со мной случает­ся, - это дело моих собственных рук.

26. Трудно бывает понять, почему руково­дители поступают именно так, а не иначе.

27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

28. Я могу добиться от окружающих ме­ня людей того, что я хочу.

29. Причиной моих неприятностей и не­удач очень часто были другие люди.

30. Ребенка можно уберечь от просту­ды, если его правильно одевать и правильно растить.

31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разре­шатся сами собой.

32. Успех, как правило, является результа­том упорной работы и мало зависит от случая или везения.

33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям, и не нравлюсь другим.

35. Я принимаю решения и действую са­мостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

37. В общении с людьми часто бывают та­кие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помо­щи других людей.

40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или ле­ни.

Ключ

Ио - интернальность общая:

+ 2,3,4,10,11,13,14, 16,18, 21,23,25,27, 28, 30,32,33, 35,38,40.

- 1,5,6,7,8,9,12,15,17,19,20,22,24,26,29,31,34,36,37,39.

ж - интернальность в суждениях о жизни вообще:

1,2,3,4,6,7, 11,12,17,19,20,21,24,26,27,30,32,36,37,38.

я - интернальность при описании личного опыта:

5,8,9,10,13,14,15,16,18,22,23,25,28,29,31,33,34,35,39,40.

Ид - интернальность в сфере достижений: 1,5,11,13,23,28,32,33.

Ин - интернальность в сфере неудач: 4,16,20,27,29,36,38,40.

Предрасположенность к самообвинению: Псоб=Ин-Ид

Интернальность в профессиональной деятельности:

Ип: пс + пп

пс - профессионально-социальный аспект интернальности: 1,9,13,18,21,26,28,36.

пп -профессионально-процессуальный аспект интернальности: 15,27,31,32,35,37,38,40.Интернальность в межличностном общении:

Им: мк + мо

мк - компетентность в сфере межличностных отношений:

6,22,23,24,26,29,34,37.

мо - ответственность в сфере межличностных отношений:

2,4,7,12,13,16,21,33.

Ис - интернальность в сфере семейных отношений:

2,4,7,12,16,22,33,37.

Из - интернальность в сфере здоровья:

3,8,14,17,19,25,30,31.

Оа - отрицание активности (ключи Оа противоположны Ио):

Оа:+1,6,15,17,22, 24, 26, 37;

-10,11,14,25,32,35,38,40.

дт - Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудно­стей:

1, 6, 15, 17, 22, 24,26,37.

дс - Готовность к самостоятельному планированию, осуществле­нию деятельности и ответственности за нее:

10,11,14,25,32,35,38,40.

Для ручной обработки удобна следующая технология:

1) Проверить совпадение ответов по каждому утверждению с ключом Ио, номера всех совпав­ших с ключом вопросов (независимо от "+" или "-") обвести кружком.

2) Посчитать баллы по шкалам ж (или я),Ид, Ин, пп, пс, мк, мо, Ис, Из, Дт и Дс, проставляя со­ответствующие буквы рядом с номерами вопро­сов, обведенных в кружки (т.е. совпавших с клю­чомИо).

3) Определить показателья, вычтя сумму ж из общего баллаИо.

4) Определить показательПсоб, вычтя из бал­лаИн баллИд.

5) Сложить баллыпп и пс, получив показатель Ип, а такжемк и мо, получив показательИм.

6) Сложить баллы Дт и Дс (соответствующие ключамИо) и определить показатель "Отрица­ние активности" (Оа), путем вычитания суммы баллов Дс и Дт из числа 16 (максимально возмож­ного балла Оа).

Примечание: При массовых обследованиях (в случае ручной обработки результатов) достаточ­но пользоваться только интегральной шкалой Ио, позволяющей получить основную информа­цию о локализации контроля респондентов.

Наши рекомендации