Перспективные направления развития телевидения — кабельное телевидение, вещание через спутники
Спутниковое ТВ:1. Телевидение высокой четкости в Европе и в России развивается не столь высокими темпами, к 2018 г. составит не более 20-22% от общего объема вещания. Основная проблема развития ТВЧ в России состоит не столько в отсутствии достаточного контента этого вида вещания, сколько в том, что жители нашей страны пока не очень желают смотреть дорогие каналы высокой четкости.
2. В Европе и в России наряду с ростом числа каналов телевидения высокой четкости в вещательных платформах сохраняется устойчивая тенденция наращивания числа каналов телевидения стандартной четкости.
3. Роль спутниковых систем непосредственного вещания при переходе на цифровое телевидение и телевидение высокой четкости становится все более значимой. Для ретрансляции каналов HDTV понадобится существенное увеличение спутниковой емкости, а это значит, что в следующее десятилетие бизнес спутниковых операторов будет развиваться.Александр Крылов
директор ЦКС "Сколково" (http://www.tssonline.ru/articles2/rabandusl/spytnikovoe-televidenie-visokoi-chetkosti-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya)
Кабельное ТВ: Ранее основой кабельного ТВ был - коаксиальный кабель, позже внедрили оптическое волокно и появились волоконно-коаксиальные сети.
Сеть кабельного ТВ включает головную станцию, магистральные каналы связи, субмагистральные линии и домовые распределительные сети.
В США появилось в 1973 году, с середины 80-ых развивается в Западной Европе.
Преимущества систем кабельного телевидения перед эфирным вещанием:
- более высокое качество сигнала;
- высокая помехозащищённость;
- отсутствие проблем с передачей сигнала в городах с многоэтажной застройкой;
- возможность расширения предоставляемых абоненту услуг и количества каналов.
КОСМОС ТВ
У нас зритель привык к бесплатным эфирным каналам.- Рынок платного телевидения в России еще очень молодой. Говорят, что ему двадцать лет, реально же развитие происходит последние 5 лет. то достижение за этот недолгий срок впечатляющие. Вместе с каналами развивается и реклама. привыкнут смотреть 100-200 каналов. Будет определенное ядро аудитории, которое будет понимать, что такое платное ТВ. С другой стороны, мы живем в век информации, и она проникает очень быстро и эта разница между маленькими и большими городами стирается, и так происходит во всем мире. Одну и ту же информацию вы можете получить через интернет, и эти же зрители захотят смотреть кабельное ТВ. Кабельное ТВ - это одно из самых дешевых развлечений - ты платишь определенную сумму, это заменяет зрителю поход в кино и много что еще, и главное - гораздо дешевле. (Лакшми Харихаран, директор по маркетингу UNI. http://www.dv-reclama.ru/russia/articles/detail.php?ELEMENT_ID=20875)
Ужесточение конкуренции внутри телевизионного рынка, связанное с распространением платных телевизионных услуг (на технологической базе кабельного, спутникового и IP-телевидения) и с ростом числа доступных населению телеканалов, является основой долгосрочной тенденции фрагментации телевизионной аудитории, которая проявляется в перераспределении аудитории и рекламных бюджетов между массовыми, универсальными телеканалами и «длинным хвостом» тематических, нишевых (эфирных и неэфирных) телеканалов.
"спутниковое телевидение" - непосредственный прием спутникового сигнала на индивидуальную приемную установку с антенной малого размера (обычно менее одного метра). - это трансляция телевизионного сигнала для местных телевизионных станций или кабельных сетей через спутник. - рынкаспутникового телевидения в России практически нет .Все запускаемые спутники предназначены исключительно для федеральных программ, и развиваться в ближайшее время будет именно государственное ТВ. Стоит также отметить, что в России до 2015 года не планируется запуск спутников, созданных специально для передачи телевизионного сигнала. Запускаемые же в России спутники будут цифровыми, но с возможностью передачи телевизионного сигнала. Трудно получить лицензию.
13. Режиссура эфира.
1. Разница между «кинематографическим» и «прямоэфирным монтажом».
Понятия монтажа, кадра, плана и ракурса, точки съемки и угла зрения, применяемые в кино, вполне адекватны и в телевидении. Благодаря способности сознания к абстрагированию процесс мышления «монтажен», и поэтому психологически оправдано на экране «сжатие» и «растягивание» времени и связанного с ним пространства, «поворот» времени вспять и т. п., Эффект Кулешова — при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом. Описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым в книге «Искусство кино», опубликованной в 1929 году, и более ранних статьях. Кино. Чтобы монтажно снять какой-то кусок действительности кинокамерой, необходимо тем или иным образом расчленить снимаемый процесс или действие, запечатлевая на пленке каждый раз различные его детали. Иначе кинематографическое изложение на экране будет невозможным. Телевидение. Эти же самые действия на экране могут быть воспроизведены только так, как они происходят – последовательно. Причина этого – в подлинности времени, в одновременности передачи и действия.
прямоэфирного монтажа на советском телевидении – конец 1930-х годов, 1948 – появление второй камеры. Начало использования приемов монтажа, позаимствованных из кино.
3. Технический и конструктивный монтаж. Процесс склеивания пленки – технический монтаж. Процесс выбора этих кусков пленки, установления последовательности кадров – конструктивный монтаж. Его можно считать творческим процессом.
4. Междукадровый и внутрикадровый монтаж на телевидении
Кадр – часть фильма «от склейки до склейки» (или часть телепередачи от включения до отключения камеры) Монтаж изображений, снятых с различных точек зрения, называют междукадровым монтажом. Изменения содержания кадра (крупности изображения, ракурса, угла зрения), получаемые при перемене точек зрения при съемке с движения одной камерой, называют внутрикадровым монтажом.
Внутрикадровый монтаж в телевидении он имеет совершенно особое, первостепенное значение. Причины: пространственно-временная непрерывность– изображение на телеэкране по природе своей гораздо более достоверно, чем изображение на киноэкране. Достоверность эта скорее психологическая, чем чувственная, зрительная, но она несомненна. Характеру телевизионного изображения свойственны привычные для человека, обычные в реальной действительности точки съемки. Вот почему пользоваться ракурсом, важным средством выразительности, следует с осторожностью, не злоупотребляя им, чтобы не разрушить достоверность изображения на телеэкране, сохранить эффект присутствия.
5. Крупные планы на телевидении
С другой стороны, крупный план на экране (в телевидении, как и в кино) за счет кадрирования исключает возможность увидеть то, чего, по замыслу режиссера и сценариста, нам в этот момент видеть не нужно.
3. Конструктивный монтаж, т. е. воспроизведение движения и выявление логической связи между кадрами, Природное свойство прямого телевидения – одновременность – зачастую исключает для телевизионного режиссера одно из главных условий творчества
14. Соотношение изображения и слова в телевидении («Телевизионная журналистика», Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский).
Экранное слово персонифицированно, наделено чертами самого образа, который живет на экране, будь то человек, предмет, процесс – любое явление действительности. зрительный образ, созданный телевидением, требует подкрепления изображения словом, Слово активизирует восприятие, углубляет его, расширяет границы кадра, дает зрителю материал для раздумий.Связь слова и изображения на телеэкране сложна. В некоторых документальных передачах показ события не нуждается в пространных комментариях:изображение говорит само за себя и может превалировать над звучащим с экрана словом.
Признак качественно новой телевизионной драматургии, широко применяющийся в художественных передачах,– прием введения рассказчика, непосредственное обращение к зрителю с помощью слова.
В заключение следует сказать об особом характере слова, произносимого по телевидению. Благодаря способности прийти в дома людей телевидение обладает особым характером общения – с телеэкрана звучит живое слово. Хотя мы и не можем ответить человеку на телеэкране, все же он в гораздо большей степени наш собеседник, чем человек на киноэкране.
Специфика восприятия телепередач – у себя дома – определяет особый характер звучащего с телеэкрана слова. Человек с экрана телевизора должен разговаривать со зрителями, беседовать с ними, а не вещать. Интонация, выразительный жест, мимика подчеркивают и усиливают воздействие произнесенного слова.
Обратим внимание, вот на какое специфическое требование: звучащее с экрана слово, произносимое и в кадре, и в закадровом тексте, в силу условий просмотра передачи непременно должно обладать качеством интимности, задушевности., Комментатор – это точка зрения на факт, событие, процесс. достаточный опыт, владеющий историей вопроса, являющийся специалистом по данной тематике, имеющий, таким образом, моральное право выступать с оценками и прогнозами. Его функция – разъяснить зрителям сложный вопрос, репортерская работа – основа современного телевидения Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико. Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. Шоумен – ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра – зрелищность, поэтому шоумен – это массовик-затейник высокого класса. Модератор– если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто – остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии.
От заявки к сценарию.
Сценарий –завершает подготовительную часть (знакомство с материалом, его отбор, формулировку темы) и одновременно является началом нового периода – съемочного.
Тему либо дает редакция, либо сам журналист.
основные стадии работы автора над сценарием телеочерка
– первое знакомство с жизнью объекта и героев (на месте или по источникам);
– конкретизация темы, проблемы, идеи на избранном автором материале действительности;
– написание заявки, обсуждение ее с редактором и режиссером, утверждение темы и заявки редакцией;
– первый, а иногда повторный выезд на объект, детальное его исследование, изучение, выбор персонажей, событий, которые войдут в будущую передачу или фильм;
– написание сценария;
– утверждение сценария редакцией.
На этом работа сценариста не всегда кончается: часто он принимает участие в съемках фильма или записи передачи, изменяя написанный текст в соответствии с конкретным моментом. Заявка – это сложившийся замысел. Она решает две задачи: развивает замысел и помогает вступить в контакт с редакцией, с производством, так как является юридическим документом и служит основанием для заключения договора на написание сценария. синопсис репортажа темА, идея, проблематика и тд по Лыткиной.
16. Средства создания публицистического телесценария.
См 15
Материал произведения – та социальная реальность, которая не безразлична автору и которую он изучил настолько хорошо, чтобы рассказать о ней глубоко и интересно.
Цельность произведения проявляется в таких элементах драматургии, как тема, идея и композиция.
Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала и времени его рассмотрения.
Идея– это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Композиция – это составление, соединение, связь, закономерное построение произведения, Фабула, сюжет. Задача, сверхзадача.
Композиция помогает справиться и с чисто техническими трудностями.
Структура сюжета включает три основных компонента – начало, середину и конец. экспозиция (пролог) – заявка (начало) – перипетии (развитие действия) – кульминация (высшая точка воплощения авторской позиции, напряжения мысли или конфликта) – перипетии (действия, ведущие к развязке) – развязка (конец) – эпилог.
– кульминация. Важный компонент неигрового сценария – сюжет. Фабула Движение сюжета включает и развитие конфликта.
Сложились три основных типа конфликтов
– борьба с физическими препятствиями, природой или обстановкой;
– борьба с социальной средой, с людьми;
– борьба с самим собой, конфликт психологический.
Ремарка (от фр. remarque) не перечень подробностей, она не просто называет действие, а дает его экранное решение. И вместе с тем она должна быть ассоциативна.. Поэтому сценарий в какой-то степени «руководство к действию» для режиссера и оператора, и содержится оно в описательной части.
17. Сценарист в съемочной группе.
15,16
Главные творческие фигуры в группе, создающей передачу или фильм, – это автор, режиссер и оператор.
Сценарист не только обязан знать тему передачи или фильма и законы драматургии, но и уметь найти нужных героев, вступить с ними в контакт, вызвать на необходимый по замыслу разговор. Подчас не столько важна работа сценариста за письменным столом, над «проектом» будущего фильма или передачи, сколько работа в студийном павильоне, на съемочной площадке, в монтажной, т. е. в процессе выстраивания произведения. Постоянный контакт его с режиссером необходим.
Профессия режиссера требует не только творческих, но точно так же и организаторских способностей. Собрать группу, привлечь в нее людей профессиональных, заразить их своей идеей, создать в группе атмосферу коллективного творчества, побуждающую работать слаженно и, что не менее важно, оперативно – все это входит в состав режиссерской профессии.
Это, конечно, не значит, что взаимоотношения автора-сценариста, режиссера и оператора всегда благостные. В любом коллективе, а особенно в творческом, должен быть лидер. Им может быть и публицист (в тележурналистике это вполне закономерный случай), и режиссер, и, что реже, оператор (в случае, когда жанр произведения предполагает главенство пластического, изобразительного материала). Кем бы по своей профессиональной принадлежности ни оказался в данном конкретном коллективе этот лидер, все другие его участники должны подчиниться его авторитету, а точнее – общей творческой задаче, которую преследует создание данного произведения.
«Я глубоко убежден, что главная задача сценаристов, — развлекать аудиторию. Именно развлекать! процесс получения эмоционального и интеллектуального удовольствия. Образцовыми фильмами в этом плане я считаю работы Ингмара Бергмана, который следовал в своем творчестве трем основным принципам. Первое — в каждый фильм нужно вкладываться так, будто он последний (ведь по сути, так и может произойти на самом деле). Второе — нельзя идти на компромисс с собственным чувством правды. И третье — зрителей следует развлекать.
18. Типология телевизионной публицистики.
Виды телевизионных жанров — группы жанров, подразделяемых либо на две — публицистику и информацию, либо на три группы — информационную, аналитическую и художественную публицистику
1)Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж). Как правило, оперируют простой, первичной информацией. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров -
новизна.
2)Аналитические (проблемный репортаж, корреспонденция, комментарий, проблемное интервью, беседа). Эту группу объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. Журналист проводит анализ социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, отделяя главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
3) Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, очерк, фельетон). Для этой группы свойственны: образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами.
В содержании публицистического произведения должны быть тема, проблема, идея:
Тема – о чём мы пишем материал. Идея – зачем мы пишем материал. Проблема – поставленный вопрос, исследуемый в материале.
19. Жанры информационной публицистики.
Брифинг — жанр (жанровая разновидность) информационной публицистики, означающий открытую, обычно деперсонифицированную передачу официальной точки зрения или информации (оригинальной или субъективно обработанной) органа власти (от его пресс–центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно–значимом явлении в открытые СМК через специально приглашенных журналистов. Может иметь закрытый характер, не предназначенный для прямого эфира. Вопросы при этом обычно не задаются.. Документальный фильм — Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино. Номинально документалистика должна строиться на съемках подлинных событий и собственно именно этот жанр является родоначальником всех прочих в экранном искусстве. Заметка (видеосюжет) — общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией». Интервью —(от англ. interview — обмен мнениями) — жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д.
Новости. В принципе, подача новостной информации — стандартный метод и его надлежащее место должно было бы быть в следующем разделе.
Отчет —подающий протокольно–фиксированную информацию о событии или мероприятии в длительном и детальном показе
Репортаж — жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический. Репортажность — имманентное свойство подавляющего большинства журналистских жанров.
Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи.