Криминалистические типы преступных групп и их структура
Типология преступников — единая, обобщающая система их научного подразделения. На протяжении многих десятилетий, она привлекает внимание ученых. Решение данной проблемы, — одна из актуальных задач в психологии и криминалистике.
Типология преступников (в широком смысле этого понятия)[69] предстает как система из трех различающихся мерами общественной опасности типов преступника, каждый из которых подразделяется на подтипы, порознь фиксирующие типические качественные и количественные особенности общественной опасности преступников[70]. Данное положение, имеет решающее значение, для определения криминалистических типов преступных групп.
Важным основанием для типизации преступных групп является степень их организованности. В правовой литературе выделены следующие криминалистические типы преступных групп: 1)случайные; 2) типа компании; 3) организованные; 4) преступные организации.
Эти типы преступных групп необходимо рассматривать в динамике от простых групп низкого развития до более сложных. Постоянное развитие преступных групп обьясняет тот факт, что на практике редко встречается криминалистический тип преступной группы в чистом виде. Обычно изучаемый тип группы, одновременно может обнаруживать признаки как более высокого, так и более низкого по развитию типа группы. Случайная группа это случайно или ситуативно обьединившиеся для совершения группового преступления лица. Первоначально целью обьединения здесь является не совершение преступления, а удовлетворение потребностей общения. Многие члены группы принимают участие в совершении первого преступления из чувства солидарности, случайно, в силу того, что оказались со всеми в данном месте либо в результате внезапно возникшей ситуации. Роли в случайной группе обычно не распределяются, степень сплоченности участников группы малая.
При продолжении преступной деятельности случайная преступная группа постепенно превращается в более опасный тип преступной группы — преступную группу типа компании. Эти группы более организованы и хотя в таких группах еще нет лидера, но уже имеется ядро из наиболее активных и авторитетных членов. Однако данное криминальное формирование характеризуется низкой организацией, существующей как правило, относительно непродолжительное время, деятельность которых связана с совершением краж, грабежей, разбоев, вымогательств и т.п. преступлений. Однако преступная деятельность постепенно начинает играть ведущую роль в деятельности членов этих групп.
Организованная преступная группа отличается от предыдущих стабильностью личного состава. В ней вырабатываются свои нормы поведения и ценностная ориентация. В этой группе четкая ролевая дифференциация членов группы, строгая дисциплина и конспиративность действий. Члены такой группы “обладают преступным опытом и опытом общения со следственными и оперативными работниками органов внутренних дел, а также знают приемы следственной и оперативной работы, поэтому добиться от них правдивых показаний — задача сложная”[71]. Организованные преступные группы формируются, как правило, по территориальному или профессиональному принципу. Различаются формирования воров в законе и “новых” авторитетов преступной среды.
Преступные организации это те же организованные группы, но с более высокой степенью сплоченности и организованности. Как правило, они совершают тяжкие преступления и имеют защиту от правоохранительных органов, в лице коррумпированных, государственных служащих.
Для некоторых авторов они представляют целостное явление, где представители ее высших эшелонов организуют и обеспечивают преступность без учета ее ведомственной принадлежности, основное внимание уделяя корыстным преступлениям. Они характеризуют ее также сплочением криминальной среды в рамках региона страны, как социальное явление, в котором выделяют иерархические уровни и лидеров, осуществляющих организаторские, управленческие, идеологические функции[72].
Некоторые авторы понимают под преступным сообществом (а равно организованной преступной группой или группировкой) устойчивое, иерархическое обьединение лиц, не менее как с двухступенчатой системой управления, созданное для систематического совершения корыстных преступлений и обладающее (или стремящиеся обладать) системой защиты с помощью коррумпированных связей с работниками аппарата государственной власти и государственного управления, в том числе — и с работниками правоохранительных органов. Таким образом, они представляют собой наиболее опасную форму организованной групповой преступной деятельности, которая носит сложный, многостепенный опосредованный характер, приводит к формированию стойких организационных форм связи соучастников, выработке и усвоению надежных способов совершения и сокрытия преступлений, созданию сплоченной организации, где непосредственные общения между членами по соображениям конспирации зачастую заменяются информационными и деятельностными связями[73].
А.И. Гуров различает уровни организованной преступности[74]. Первый уровень включает устойчивые группы, совершающие хищения государственного имущества в сфере экономики, а также занимающиеся мошенничеством, вымогательством, разбоем, грабежами и кражами. Второй уровень организованной преступности образуют те же преступные организации, но имеющие коррумпированные связи с представителями государственных органов. Третий уровень — это объединение ряда групп в одну преступную организацию, имеющую функционально иерархическую систему управления. В западной литературе такое обьединение получило название сетевой структуры организованной преступности. Именно на этом уровне происходит сращивание “белых воротничков” и профессиональных преступников.
Особое место занимают преступные группы и организации, отдающие предпочтение сфере экономики. Состав таких формирований нередко “беловоротничковый”[75]. Участники образований не связаны или имеют опосредованные отношения с обычной преступной средой.
Среднегодовой прирост организованной преступности в сфере экономики составляет 12,5%[76]. Каждое четвертое регистрируемое в экономике преступление относится к числу тяжких. При этом наблюдается постоянное увеличение их доли в структуре преступности.
Действующие в сфере экономики преступные организации распространили свое влияние на ключевые отрасли и направления экономической деятельности, включая внешнеэкономическую, финансово-кредитную, процесс приватизации[77]. Опасность экономической организованной преступности заключается не только в причинении существенного материального ущерба обществу и гражданам, но и в способности к дестабилизации экономической системы в целом. Ее масштабы и в силу этого влияние на все стороны жизни общества таковы, что противоречие между цивилизованной и преступной хозяйственной деятельностью превращается из второстепенного в существенное противоречие всей жизни. В обществе происходит образование и воспроизводство параллельных целостных социально — экономических структур противоправной ориентации, способных при сохранении существующих тенденций подчинить себе все ресурсы страны, завершить дрейф экономической системы России к мафиозно — клановому типу.
Таким образом, по сравнению с организованной группой, преступная организация — это более крупное, более мощное формирование, с определяющим преступную организованность признаком, в виде наличия блоков защиты из коррумпированных, государственных служащих.