Диагностирование систем управления двигателем с использованием сканеров
Цель работы:изучить общие принципы диагностирования систем управления двигателем с использованием сканеров.
Сканеры являются мощным средством диагностики, позволяющими получать большое количество информации о работе СУД.
В общем виде, работу со сканерами можно разбить на следующие этапы:
1. подключение прибора к диагностическому разъёму автомобиля;
2. выбор соответствующей марки и модели автомобиля в меню прибора;
3. установление связи прибора и ECU автомобиля;
4. определение комплектации системы управления автомобиля;
5. получение информации о состоянии систем автомобиля во всех режимах, предусмотренных производителем автомобиля и возможностями сканера.
Поскольку, в настоящее время существует большое количество как программных, так и аппаратных сканеров рассмотрим один из них (аппаратный) для того, чтобы понять основные принципы диагностирования СУД с их помощью.
Диагностирование СУД с использованием аппаратного сканера рассмотрим на примере комплексного прибора DCN PRO.
Сканирование/диагностирование автомобилей, оснащенных электронными блоками управления – основная функция DCN PRO. В этом режиме, напрямую связываясь с электронным блоком управления автомобиля, DCN PRO выполняет:
- чтение кодов ошибок;
- отображение сигналов датчиков (Data Stream) как в цифровом, так и в графическом виде;
- отображение сигналов датчиков и рекомендации по устранению неисправностей;
- корректура управляющих сигналов;
- стирание кодов ошибок;
- запись информации о работе системы управления в режиме «Чёрный ящик»
Подсоединение кабелей.Для работы прибора необходимо подключить питание (через прикуриватель, или от аккумулятора автомобиля).
Подключить к основному кабелю прибора соответствующий адаптер, а адаптер подключить к диагностическому разъёму автомобиля (рис. 3.1).
При работе через разъём стандарта OBD-2 подключение питания не требуется, так как прибор будет получать питание через этот разъём.
Место нахождения диагностического разъёма может разным.
Обычно он находится под приборным щитком или в моторном отделении.
Рисунок 3.1 – Схема подключения адаптера к диагностическому разъема автомобиля
После того как прибор переведён в режим сканера на дисплее появится меню: Select Scan Function
1.Generic OBD
2.Hyundai Motors
3.Daewoo Motors
4.KIA Motors
(картридж для корейских автомобилей)
или меню:
Select Scan Function
1.Generic OBD
2.Toyota
3.Honda
4.Nissan
5.Mitsubishi
6.Mazda
(картридж для японских автомобилей).
Как мы видим в обоих случаях присутствует стандарт OBD, поэтому для работы в этом стандарте нет необходимости менять картридж. Для примера рассмотрим работу прибора с автомобилями корейского производства.
Выбор модели автомобиля.DCN PRO выводит на экран меню выбора производителя. Выбор осуществляется нажатием соответствующего номера или 'ENTER' после помещения высвеченной строки в нужном месте посредством клавиш '↑' и '↓' (эта процедура выбора в меню действует для всех других меню).
Select Scan Function
1.Generic OBD
2.Hyundai Motors
3.Daewoo Motors
4.KIA Motors
Select Scan Function
1.Generic OBD
2.Toyota
3.Honda
4.Nissan
5.Mitsubishi
6.Mazda
Для каждой операции дисплей разделен на 3 неравномерных окна:
- окно заголовка: наверху – отображает текущую функцию или операцію;
- главное окно: в середине – отображает меню, результаты сканирования, данные и графики;
- окно клавиш: внизу – отображает клавиши, применяемые в текущей операции.
В зависимости от выбора, DCN составляет список всех моделей автомобилей данного производителя.
Модели автомобилей, не показанные на дисплее, можно просмотреть, нажав клавиши
Select Vehicle Model
1.Excel
2.Scoupe
3.Elantra
4.Sonata
5.Grandeur
6.Galloper
В зависимости от сделанного выбора будет приведен детальный список марок автомобилей.
В приведенном выше примере пользователь выбирает Hyundai Excel DCN PRO показывает список типов Nyundai Excel.
Select Vehicle Model
1.Excel 1.5 Sohc
2.Excel 1.5 Siemens
Необходим расширенный список, т.к. каждая модель автомобиля требует различные протоколы связи с DCN PRO. Протоколы даже для одной и той же модели могут быть разными в зависимости от года выпуска модели.
Выбор проверяемой подсистемы. Когда завершена процедура выбора машины, появляется меню выбора контролируемой подсистемы ('Control System Selection).
DCN PRO ждет команды пользователя, какая система будет тестироваться.
Select Vehicle Model
1.Engine Control
2.Auto Transmission
Control
Когда выбрана система, DCN-PRO автоматически проверяет, может ли он связаться с ECU.
Выбор функций.На экране появятся функции, которые DCN может выполнить для выбранной перед этим системы автомобиля.
Этот пример показывает, что выбран «Раздел контроля двигателя» ('Engine Control Unit') SONATA III 1.8 (1996).
Sonata III 1.8 Sohc
1.Self Diagnosis
2.Service Data
3.Actuation Test
4.Blackbox Data
DCN PRO выполняет следующие функции по диагностике.
Описание этих функций:
1. Самодиагностика,обнаружение и считывание кодов ошибок:
- считывает коды ошибок из ECU;
- отображает коды ошибок;
- отображает на дисплее контуры соответствующего датчика;
- предлагает руководство по устранению ошибок;
- стирает код (ы) ошибок.
2. Отображение сигналов датчиков и управляющих сигналов в реальном масштабе времени (Data Stream):
- одновременно отображает сигналы датчиков;
- показывает стандартное значение каждого датчика;
- рисует графики данных (линии / точки).
3.Корректировка управляющих сигналов. Временно деактивирует или активирует исполнительные механизмы такие, как форсунки, механизм холостого хода, и топливный насос во время тестирования для того, чтобы пользователь мог оценить состояние каждого устройства.
Некоторые автомобили не поддерживают этой функции. Исполнительные механизмы бывают разными в зависимости от моделей автомобилей.
4. Черный ящик.Записывает данные (current data, data stream, etc)' до 700 фрагментов до и после обнаружения кодов ошибок. Позднее пользователь может восстановить записанные данные для дальнейшего анализа.
Рассмотрим реализацию этих функций подробнее.
Считывание кодов ошибок.Когда функция [1. Self Diagnosis] выбрана, DCN считывает и показывает на экране все коды ошибок из ECU. Когда вы нажмете клавишу [1] функционального меню, в зависимости от условий тестирования один из трех следующих результатов появится на экране.
Self Diagnosis
No Trouble Code
Коды ошибок не обнаружены.
Self Diagnosis
13.A.T.S.
14.T.P.S.
21.W.T.S. (Circuit)
12.M.A.P.
Trouble Code: 4
Обнаружены коды ошибок.
Self Diagnosis
Communication Error!
Check Cable or
Connector
Trouble Code: 0
Обнаружена ошибка связи.
В случае ошибки связи проверьте следующее:
Self Diagnosis
No Trouble Code
Self Diagnosis
13.A.T.S.
14.T.P.S.
21.W.T.S. (Circuit)
12.M.A.P.
Trouble Code: 4
Self Diagnosis
Communication Error!
Check Cable or
Connector
Trouble Code: 0
1) Проверьте подсоединение кабеля между DCN PRO и автомобилем. Неправильное подсоединение с любой стороны может вызвать ошибку связи.
2) Проверьте, правильно ли вы выбрали модель автомобиля в меню.
3) Проверьте наличие выбранного вами устройства.
4) Проверьте, включено ли зажигание [ON].
5) Повторите свои действия после нажатия клавиши [RESET].
Нажмите клавишу [Esc], чтобы вернуться в функциональное меню.
Электросхема устройства.Для кодов ошибок корейских автомобилей в DCN PRO имеется электросхема датчиков и исполнительных устройств.
Вы можете проверить схему, используя функцию мультиметра DCN PRO. Алфавитно-цифровые символы на диаграмме показывают число точек ECU.
13. Air Temperature
Sensor
C8 [Signal]: 0-5 (Varies
with Temperature When
Key On)
C17,C24 [Ground]: 0V
(When Key On)
Если найден код ошибки, на экране появится стандартное значение, когда вы нажмете клавишу [HELP]. Снова нажмите клавишу [HELP] для просмотра электросхемы [Circuit Diagram].
Если вы еще раз нажмете [HELP], на экране появится руководство по устранению ошибок [Repair Guide].
При большом количестве кодов ошибок вы можете выбирать между кодами ошибок, используя клавиши [↑] и [↓].
13. Air Temperature
Sensor
C8 [Signal]: 0-5 (Varies
with Temperature When
Key On)
C17,C24 [Ground]: 0V
(When Key On)
Диаграмма некоторых частей может быть слишком сложной для ее размещения на ограниченном пространстве экрана. В этом случае будет показано только руководство поустранению [Repair Guide] без отображения электросхемы [Circuit Diagram].
Отображение сигналов датчиков управляющих сигналов в реальном масштабе времени (Data Stream).Если выбрана [2. Service Data] в функциональном меню [Function Selection Menu], то DCN PRO отображает данные всех датчиков сигналов переданные ECU как показано на иллюстрации.
Service Data
Oxygen Sensor
58 mV
Mass Air Press Sensor 946
mmHg
Air Temperature Sensor -
38 °C
Throttle Position Sensor
19 mV
Step Motor 39.5%
Battery Voltage
11.3 V
Ignition Signal
off
Coolant Temp. Sensor -
29 °C
Engine RPM 0 rpm
Idle Switch off
Power Steering Switch
off
1: Graph 2: Full Enter: Fix
На экране может быть отображено до 11 датчиков сигналов. Для того чтобы просмотреть наибольшее количество датчиков сигналов, просто прокрутите окно вверх или вниз, нажав клавиши [↑] и [↓].
Остановка/заморозка данных по датчику.Функция [Sensor Freeze] помещает данные по выбранному датчику вверху [главного] окна таким образом, что пользователь может проверять и сравнивать желаемые результаты непрерывно без прокручивания вверх-вниз. Эта функция была создана по многочисленным просьбам пользователей DCN .
Эта функция отличается от функции 'Freeze Frame Data' для OBD2 автомобилей.
1) ШАГ ПЕРВЫЙ
Выберите нужный датчик с помощью клавиш [← →] и [↑↓].
2) ШАГ ВТОРОЙ
Нажмите клавишу [ENTER], чтобы заморозить выбранный датчик.
То есть когда выбраны и заморожены датчик O2 и датчик MAP, показание датчика будет находиться вверху экрана, как показано ниже (Рис 3.3).
Рисунок 3.3 – Показания датчиков О2 и МАР
3) ШАГ ТРЕТИЙ
Одновременно может быть заморожено до 5 датчиков. Например, если датчик времени впрыска, который высвечивается внизу экрана, выбран и заморожен, показания датчика времени впрыска будут находиться ниже показаний датчиков O2 и MAP (Рис 3.4).
Рисунок 3.4 – Показания датчика времени впрыска
Диаграмма данных.DCN PRO выполняет функцию [Data Graph] для более эффективного анализа результатов.
1) При нажатии клавиши [1] после высвечивания нужного датчика на экране появится диаграмма данных.
2) На экран вы можно вывести до 3 диаграмм, выбирая датчики так же, как и при процедуре [Sensor Freeze] – Нажмите клавишу [Enter] после высвечивания нужного датчика, затем нажмите [1]. При выборе более 4 датчиков на экране будут отображены диаграммы трех верхних датчиков.
3) Для каждой диаграммы данных на экран будут выводиться одновременно название датчика и его текущие показания (Рис 3.5).
Рис 3.5 – Название датчика и его текущее показание
4) Для того чтобы изменить датчик, вернитесь в Service Data, нажав клавишу [Esc], и выберите нужный датчик.
5) Для того чтобы остановить выход диаграммы на экран, нажмите клавишу [ENTER]. Для возобновления работы снова нажмите [ENTER].
Измерение параметров управляющих сигналов.Функция изменения управляющих сигналов временно активирует или деактивирует определенный исполнительный механизм такой, как форсунка или механизм холостого хода таким образом, что пользователь может оценить состояние системы, наблюдая за реакцией на включение/выключение устройства. Некоторые автомобили старого выпуска не поддерживают эту функцию, которая может быть разной в зависимости от модели автомобиля.
А. Выбор меню
1) Выберите [3. ACTUATION TEST] в функциональном меню [Function Selection Menu].
2)Название тестируемого исполнительного механизма, метод и условия тестирования показаны на экране. Но они могут различаться в зависимости от автомобиля.