Основные этапы современного урока
организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
постановка цели и задач урока перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
первичная проверка понимания нового материала;
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
Типология уроков
Классические типы уроков:
1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 - проверка выполненных работ;
5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 - задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 - проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 - применение учащимися знаний, практические задания;
7 - выполнение комплексных творческих работ;
8 - итоги урока;
9 - домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 - организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 - повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 - повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 - организация начала урока;
2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 - подведение итогов и результатов урока;
8 - задание на дом;
9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Нетрадиционные типы уроков:
1 - ролевые игры;
2 - исполнение сказочного сюжета;
3 - урок фантазирования;
4 - деловая игра;
5 - круглый стол или конференция;
6 - пресс-конференция;
7 - урок открытых мыслей;
8 - урок-соревнование;
9 - урок-КВН;
10 - викторина;
11 - следствие ведут знатоки;
12 - аукцион знаний;
13 - урок-диспут;
14 - урок-турнир;
15 - урок-эврика;
16 - волшебный конверт;
17 - межпредметный интегрированный урок;
18 - урок-конкурс; '
19 - урок творчества;
20 - математический хоккей;
21 - урок-спектакль;
22 - смотр знаний;
23 - урок-игра;
24 - урок-зачет;
25 - урок-путешествие;
26 - урок-состязание;
27 - урок взаимообучения;
28 - урок-восхождение;
29 - урок-диалог;
30 - мозговая атака;
31 - урок-брифинг;
32 - актуальное интервью;