Основные этапы современного урока

организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;

проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);

проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;

постановка цели и задач урока перед учащимися;

организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;

первичная проверка понимания нового материала;

организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);

творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;

подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

Типология уроков

Классические типы уроков:

1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы;

2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

4 - проверка выполненных работ;

5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

6 - задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 - сообщение темы, цели и задач урока;

2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;

3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;

4 - проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;

5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;

6 - применение учащимися знаний, практические задания;

7 - выполнение комплексных творческих работ;

8 - итоги урока;

9 - домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:

1 - организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;

3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 - сообщение темы, цели и задач урока;

2 - повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;

3 - повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;

4 - повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 - организация начала урока;

2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение;

5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 - подведение итогов и результатов урока;

8 - задание на дом;

9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Нетрадиционные типы уроков:

1 - ролевые игры;

2 - исполнение сказочного сюжета;

3 - урок фантазирования;

4 - деловая игра;

5 - круглый стол или конференция;

6 - пресс-конференция;

7 - урок открытых мыслей;

8 - урок-соревнование;

9 - урок-КВН;

10 - викторина;

11 - следствие ведут знатоки;

12 - аукцион знаний;

13 - урок-диспут;

14 - урок-турнир;

15 - урок-эврика;

16 - волшебный конверт;

17 - межпредметный интегрированный урок;

18 - урок-конкурс; '

19 - урок творчества;

20 - математический хоккей;

21 - урок-спектакль;

22 - смотр знаний;

23 - урок-игра;

24 - урок-зачет;

25 - урок-путешествие;

26 - урок-состязание;

27 - урок взаимообучения;

28 - урок-восхождение;

29 - урок-диалог;

30 - мозговая атака;

31 - урок-брифинг;

32 - актуальное интервью;

Наши рекомендации