Грузовая марка и марки углубления
Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 года.
Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.
Надводный борт – расстояние, измеренное по вертикали у борта на середине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки.
Палуба надводного борта – это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет постоянные средства закрытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого закрытия.
Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каждом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания (рис. 10.15).
Грузовая марка, соответствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.
Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.
Рис. 10.15. Грузовая марка
Применяются следующие грузовые марки:
¾ летняя грузовая марка – Л (S);
¾ зимняя грузовая марка – З (W);
¾ зимняя грузовая марка для Северной Атлантики – ЗСА (WNA);
¾ тропическая грузовая марка – T (T);
¾ грузовая марка для пресной воды – П (F);
¾ тропическая марка для пресной воды – ТП (TF).
Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над горизонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обозначение Регистра судоходства Российской федерации – РС.
Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов.
Марки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте (рис. 10.16).
Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстояние между основаниями цифр также 10 см) и определяют расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля.
До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифрами, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см).
Грузовая шкала представляет собой таблицу для определения водоизмещения (дедвейта) по вычисленной или снятой средней осадке судна (табл. 10.2). Обычно она рассчитывается для двух плотностей воды: морской – 1,025 т/м3, пресной – 1,000 т/м3.
Для пользования грузовой шкалой необходимо провести через известную величину (например, осадку) горизонтальную линию и снять интересующие величины (например, водоизмещение).
Грузовая шкала
3. Схема огней, применяемых на судах согласно МППСС: с механическим двигателем; ЛВУ, ОВМ; СССО (на якоре, на мели).
Билет № ____
1. Подготовка судна к плаванию в шторм. Влияние штормовых условий на мореходные качества судна. Способы штормования. Расчет резонансной зоны качки и способы выхода судна из нее.
ПОДГОТОВКА К ПЛАВАНИЮ В ШТОРМОВУЮ ПОГОДУХорошая морская практика требует, чтобы независимо от района плавания и прогноза погоды судно перед выходом в рейс было готово к любым изменениям погоды. Поэтому подготовка к плаванию в штормовую погоду должна начинаться еще в порту, перед выходом в рейс, с момента получения рейсового задания. Составление грузового плана предусматривает обеспечение общей и местной прочности корпуса судна и его мореходных качеств как на момент выхода из порта, так и во время рейса. Перед выходом судна в рейс необходимо тщательно провести анализ предстоящих погодных условий рейса по всей имеющейся информации.
На этом этапе подготовки судна проводится ряд перечисленных ниже мероприятий:
- задраивают и проверяют горловины всех танков и отсеков, двери водонепроницаемых переборок;
- танки и цистерны или полностью заполняют или опорожняют так, чтобы в них не имелось свободных поверхностей жидкости;
- в грузовых помещениях проверяют льяла и приемные сетки, опробывают в действии водоотливные средства, проверяют исправность водомерных трубок;
- проводят внешний и внутренний осмотры корпуса и переборок;
- при загрузке грузовых помещений производят тщательную штивку и крепление груза;
- осматривают состояние люковых закрытий, проверяют плотность прилегания крышек к комингсам люков;
- при наличии палубного груза производят надежное крепление его найтовами.
За подготовку судна к плаванию в штормовых условиях отвечают старший помощник капитана и старший механик.
При получении штормового предупреждения на район плавания необходимо выполнить следующее:
- проверить закрытие трюмов;
- проверить крепление палубного груза;
- проверить крепление грузовых стрел, кранов, спасательных шлюпок, плотов, дополнительно закрепить по штормовому судовое имущество по заведованиям ответственных;
- якоря берутся на дополнительные стопора, проводят цементирование якорных клюзов;
- задраить люки, двери, иллюминаторы;
- проверить чистоту шпигатов;
- с верхней палубы удалить все ненужные растительные и синтетические тросы, а также предметы, которые могут находиться во внутренних судовых помещениях;
- трюмные вентиляторы разворачивают по ветру и закрывают чехлами;
- обеспечивают свободный и безопасный проход по верхней палубе;
- другие меры предосторожности, зависящие от особенностей судна.
В процессе плавания судна в штормовых условиях на судне ведется постоянное наблюдение за изменением давления, ветра, температуры воздуха, волнения, облачности и другими признаками погоды.