Получение экспертных оценок. Понятие шкалы. Типы шкал

ИБозс-110 Волков И.С.

Проверил: Плашенков В.В.

Дата защиты :____________

Оценка:_________________

Подпись :_______________

Череповец, 2012 г.

Введение……………………………………………………………………3

1.Методы экспертных оценок…………………………………………….4

1.1.Основные понятия метода экспертных оценок……………………...4

1.2.Этапы подготовки и проведения экспертизы………………………..5

1.3.Получение экспертных оценок. Понятие шкалы. Типы шкал……...6

1.4.Способы измерения объектов…………………………………………9

1.5.Обработка результатов опроса экспертов…………………………...10

2.Система защиты персональных данных……………………………….15

2.1.Особенность объекта защиты………………………………………...15

2.2.Изучение объекта защиты……………………………………………15

2.3.Обработка персональных данных и определение их перечня……..16

3.Практическая часть……………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………..19

Литература………………………………………………………………...20

Введение

На сегодняшний день система защиты информации очень востребованы как среди государственных, так и среди коммерческих организации. Персональные данные нуждаются в надежной защите ввиду повсеместно распространившихся краж информации, превратившихся в проблему мирового масштаба.

Серьезность и острота проблемы потребовали от органов государственной власти принятия конкретных мер по ее урегулированию. В 2007 году в России вступил в силу Федеральный закон «О персональных данных» ( № 152-Ф3), направленный на обеспечение всех необходимых мер по защите информации, используемой коммерческими и государственными организациями.

В соответствии с 152-Ф3, каждое предприятие должно обеспечить защиту персональных данных своих сотрудников, клиентов и партнеров и принять все необходимые меры во избежание следующих правонарушений:

ü Кража персональных данных;

ü Изменение;

ü Блокирование;

ü Копирование;

ü Разглашение информации и другие незаконные действия, указанные в 152-Ф3.

Целью данной курсовой работы является выбор методики оценивания системы защиты персональных данных методом экспертных оценок.

В теоретической части рассказывается о методах экспертных оценок и о системе защиты персональных данных.

В практической части приведен алгоритм проведения оценивания системы защиты персональных данных.

Методы экспертных оценок

Основные понятия метода экспертных оценок

В случаях чрезвычайной сложности проблемы, ее новизны, недостаточности имеющейся информации, невозможности математической формализации процесса решения приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов, прекрасно знающих проблему, — к экспертам.

Их решение задачи, аргументация, формирование количественных оценок,

обработка последних формальными методами получили название метод экспертных оценок.

Эксперты — это лица, обладающие знаниями и способные высказать аргументированное мнение по изучаемому явлению.

Процедура получения оценок от экспертов называется экспертизой.
Метод экспертных оценок включает в себя три составляющие:

1.Интуитивно-логический анализ задачи. Строится на логическом утеплении и интуиции экспертов, основан на их знании и опыте. Этим объясняется высокий уровень требований, предъявляемых к экспертам.

2.Решение и выдача количественных или качественных оценок. Эта процедура представляет собой завершающую часть работы эксперта. Им формируется решение по рассматриваемой проблеме и дается оценка ожидаемых результатов.

3.Обработка результатов решения. Полученные от экспертов оценки должны быть обработаны с целью получения итоговой оценки проблемы. В зависимости от поставленной задачи изменяется количество выполняемых на этом этапе расчетных и логических процедур. Для обеспечения оперативности и минимизации ошибок на данном этапе целесообразно использование вычислительной техники,

В условиях недостаточно полной и недостоверной информации метолы экспертных оценок дают вполне приемлемые результаты.

В настоящее время, характеризующееся ускорением научно-технического прогресса, появлением новых проблем организационного, технического, экономического, социально-психологического плана, сфера применения метода расширяется.

Приведем некоторые примеры задач, при решении которых могут использоваться экспертные оценки:

ü выбор вариантов технического и социально-экономического развития предприятия;

ü отбор проектов при проведении тендеров;

ü отбор заявок на получение грантов и разработку научных тем;

ü формирование тематики НИР и ОКР;

ü определение стратегических целей фирмы и т.п.

Этапы подготовки и проведения экспертизы

Качество получаемых экспертных оценок в значительной степени определяется подготовкой экспертизы, а также применяемыми методами обработки информации, получаемой от экспертов.

Единых правил подготовки и проведения экспертизы нет. Однако можно выделить основные этапы ее подготовки и проведения.

К ним относятся:

ü формулировка цели экспертного анализа;

ü

ü формулировка цели экспертного анализа;

ü формирование группы организаторов;

ü разработка процедур проведения экспертной оценки;

оценк

ü подбор экспертов;

ü получение экспертных оценок;

ü обработка результатов опроса и анализ полученных данных;



Получение экспертных оценок. Понятие шкалы. Типы шкал.

Рациональное использование информации, получаемой от экспертов, возможно при условии преобразования ее в форму, удобную для дальнейшего анализа.

Формализация информации, получаемой от экспертов, должна быть направлена на подготовку решения таких задач, которые не могут быть в полной мере описаны математически.

Одна из главных трудностей при оценивании состоит в том, что помимо явлений, объектов, факторов, состояние которых может быть выражено количественно (в руб., $, кг, км, % и т.п.), приходится оценивать качественные факторы, уровень которых нельзя точно определить. Часть информации, не поддающуюся количественному измерению, необходимо представить в виде косвенных оценок.

Если эксперт способен сравнить и оценить какие-либо объекты, явления, факторы, варианты действий, приписав каждому из них какое-либо число, то говорят, что он обладает определенной системой предпочтений.

В зависимости от того, по какой шкале заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации и обладают различной способностью к математической формализации.

Шкала —это инструмент (принятая система правил) оценки (измерения) каких-либо объектов или явлений.

Различают четыре типа шкал.

1. Номинальная школа. Реализует простейший тип измерения. В этом случае проводится сравнение свойств объекта (явления) с каким-либо признаком-эталоном, результатом является упорядочение по двухэлементной шкале, где каждому из объектов (явлений) присваивается балл, равный нулю либо единице.

Примером измерения по номинальной шкале может служить проведение зачета. В этом случае эксперт-преподаватель оценивает уровень знаний студентов и выносит решение: зачет (объекту-студенту присваивается балл, равный нулю)или незачет (объекту-студенту присваивается балл, равный единице).

2. Порядковая шкала. Цель состоит в упорядочении объектов (явлений), а точнее, в выявлении с помощью экспертов скрытой упорядоченности, которая, по предположению, присуща множеству объектов. Результатом оценки является решение о том, что какой-либо объект (явление) предпочтительнее другого в отношении какого-то критерия.

Примером может служить определение жюри победителей и призеров какого-либо конкурса. Здесь эксперты должны решить, что участник, занявший первое место, оказался предпочтительнее (с точки зрения целей конкурса) участника, занявшего второе место. Участник, занявший второе место, в свою очередь, признается лучшим по отношению к третьему и т.д.

3. Интервальная школа. Оценка по данной шкале позволяет не только определить, что один объект (явление) предпочтительнее другого, но также определить: на сколько предпочтительнее. Нулевая точка и единица измерения выбираются при этом, произвольно.

Ярким примером оценки по интервальной шкале является проведение экзамена. Здесь эксперт-преподаватель, оценивая уровень знаний студентов, должен не только решить, что один студент знает материал лучше другого, но сказать: на сколько лучше. Измерение фактически производится по шкале из четырех баллов ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"). При этом уровень знаний, соответствующий нулевому баллу (нулевая точка) не известен.

Измерение по интервальной шкале используется при выставлении экспертами-судьями оценок в таких видах спорта, как фигурное катание, прыжки в воду, художественная и спортивная гимнастика.

4. Шкала отношения. Вданном случае предполагается, что известно абсолютное значение свойств объекта, т.е. известна истинная нулевая точка. Шкала используется для тех факторов, которые могут быть представлены количественно.

Например, при помощи такой шкалы эксперты могут оценить размер прибыли, которая может быть получена в результате реализации какого-либо проекта.

В зависимости от существа исследуемых объектов для их оценки могут быть использованы различные шкалы.

Такие факторы как затраты, прибыль, время могут быть оценены по шкале отношения или интервальной шкале.

Для оценки таких факторов как срок окупаемости или сравнительная эффективность может быть использована интервальная или порядковая шкала.

Качественные факторы могут оцениваться по порядковой или номинальной шкалы.

Наши рекомендации