Референтная группа и ее место в процессе взаимодействия
Совместная деятельность людей, как уже отмечалось, происходит в разнообразных группах, участвуя в которых человек демонстрирует свою индивидуальность и выражает свою сущность. Социальные группы, где закладываются основы личности человека — семья, дружеские компании, учебные группы, спортивные команды, объединения по интересам, трудовой коллектив.
Под группой (от ит. — связка) понимается совокупность людей, которая базируется на общих взаимосвязях: люди имеют совместные цели, подчиняются общим правилам и нормам, осуществляют взаимодействие. Под малой группой понимается та, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г.Андреева).
С точки зрения управления наиболее общими характеристиками малой группы можно считать следующие:
направленность (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм);
организованность (ее способность к самоуправлению) и ее интегрированность (мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);
микроклимат, или психологический климат (он определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней). Каждый стремится быть среди других людей; быть членом хорошей группы; иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства;
референтность (степень принятия членами группы групповых эталонов, ценностей и поведения) и лидерство (степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);
интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия установления взаимопонимания);
эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);
волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных условиях, ее устремленность и настойчивость в конкретных ситуациях).
В главе V мы уже рассматривали такие характеристики группы, как формальность и неформальность, однако в малых группах проявления этих характеристик имеют свою специфику. Она заключается в том, что эмоциональные связи между людьми в формально организованных группах ослаблены, зато решения более продуктивны. Неформальные группы развиваются на основе общих интересов и взаимной симпатии; решения, принимаемые в таких группах, более продуктивны и долгосрочны, поскольку обусловлены более благоприятной обстановкой в процессе принятия решения, взаимопониманием и толерантностью участников, продолжительным характером их сотрудничества.
При анализе малых групп широко используется в настоящее время термин референтная группа. В нее входят обычно люди, которые симпатизируют друг другу и хотят друг с другом сотрудничать, а нормы поведения, взгляды и интересы у них совпадают и принимаются всеми. Такие группы являются как бы внутренним форумом личности: с их нормами и ценностями личность сверяет свое поведение, корректирует его. Потенциальный лидер выбирается методом социографии, т.е. для каждого члена группы с помощью опроса определяются люди симпатичные, антипатичные и безразличные. Таким образом, выявляется лицо, которому отдано наибольшее количество голосов, а также определяются «изгои», с которыми никто не хочет взаимодействовать. Их включать в группу нецелесообразно. Референтные группы могут выдавать очень высокий результат совместной деятельности, однако могут быть использованы и в манипулятивных целях.
Референтная группа, как правило, становится самой важной группой принадлежности, с которой человек считается более всего. Она обладает наивысшим рангом, за признание в ней люди борются и следуют необходимым стандартам. Референтные группы у каждого человека могут быть не только реальными, но и воображаемыми. В подростковом и юношеском возрасте референтной группой может стать не реальная первичная группа, к которой данный индивид принадлежит, а герои книг или кинофильмов, выдающиеся деятели истории или современности. Также и в зрелом возрасте с реальными референтными группами могут прекрасно сочетаться и воображаемые, что свидетельствует о полноте контактов и связей личности со средой и обществом. Роль такой группы, своеобразного эталона, может выполнять для конкретного человека и наиболее авторитетный для него член коллектива, или семья, или группа лиц из ближайшего окружения.
Каждая группа, независимо от степени ее формальности, при формировании проходит несколько стадий развития. Рассмотрим их подробнее.
1-я стадия — формирование первичной группы. Это стадия неуверенности (ориентации и зависимости). На этой стадии устанавливаются необходимые взаимоотношения, вырабатываются нормы и распределяются целевые роли, необходимые для существования группы: лидер, судья, миротворец и некоторые другие. Во время протекания этой фазы участники часто отказываются от личностного самовыражения.
2-я стадия — приобретение навыков. Стадия активизации (конфликта и протеста). На этой стадии происходит определение форм деятельности и окончательное распределение ролей. Она начинается примерно с того момента, когда группе поручают достаточно сложную работу, требующую общего решения. При этом индивидуальные мнения особого значения не имеют, так как важно групповое решение.
3-я стадия — упрочение. Структурирование группы (развитие связей и сотрудничества). Роли определены, выработаны собственные приемы групповой работы и ее характер (методичный, творческий, спонтанный). Будучи пока закрытой для внешнего мира, внутри себя группа открыта, но эта открытость регулируется жесткими нормами: сотрудничество, активность и ответственность. Основная проблема группы — компромисс между индивидуальностью и свободой, с одной стороны, и принадлежностью к группе и ее нормам — с другой, для каждого члена группы. Методы нормализации отношений — психологические.
4-я стадия — разделение на подгруппы. Целенаправленная деятельность на основе высокой сплоченности группы, выступает как единая система. Самая критическая стадия в развитии групповых отношений. Ускоренному прохождению этой стадии обычно способствует открытое обсуждение проблем и поддержание чувства единства, которое подтолкнет людей к необходимости сотрудничать и находить общий язык друг с другом. Иногда на этой стадии происходит разрушение группы или образование нескольких меньших групп с различными внутренними нормами.
5-я стадия — внутренняя гармония. Здесь происходит выработка общего согласия на достаточно прочной основе общности интересов и жизненных позиций; появляется признание ценности для группы каждого ее члена как личности, возрастает стабильность группы; окончательно складывается дружеская атмосфера и удовлетворенность работой. Основная проблема на этом этапе — самоудовлетворенность группы, ограничение притока новых членов, негибкость. Одно из решений проблем лежит в области повышения содержательности работы для группы и взаимоотношений с другими группами.
6-я стадия — дробление — разрушение группы. Эта стадия наступает в результате неразрешенных проблем. Если группа эффективна, то для ее восстановления требуется вмешательство лидера с разъяснениями о пользе группы для организации и ее признания. В противном случае разрушение становится логическим завершением групповых отношений.