Подготовка к проведению подвижных игр
Выбор игры, перед всем зависит от задания, которое она должна решать. Определяя ее, необходимо учитывать вековые особенности детей, их физическое развитие и физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры.
В подвижных играх количество детей, которые принимают участие, может колебаться от 3 до 300. На праздниках, гуляниях, во время проведения Дней здоровья и тому подобное, необходимо использовать массовые подвижные игры, которые рассчитаны на 100-300 участников; используются главным образом массовые игры и аттракционы в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной подготовленности.
Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения. Если за окнами непогодь и праздник проходит в небольшом зале - лучше проводить игры с линейным построением, в которых, те кто играет, принимают участие поочередно. Если зал или площадка большие можно проводить игры с бегом (врассипную), с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Если погодные условия позволяют проводят игры на местности, зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры со строительством из снега. Но при этом очень важно учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны быть активными участниками и почти не стоять. Необходимо подбирать такие игры, которые не нуждаются в длинном стоянии и ожидании своей очереди. Напротив - в жару, лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют задание поочередно.
Также выбор игры зависит от наличия помощников и инвентарю. Отсутствие соответствующего инвентарю и неудачной его замены может испортить игру.
Подготовка места и инвентарю для игры.
Для проведения игр на местности руководитель должен подобрать удобное место и предварительно сделать соответствующие указания или установить границы, которые должны быть яркими, чтобы даже захваченные игрой дети могли их четко видеть. Разметка может быть постоянной (если игры часто повторяются) или временной. Несложную разметку или временные ориентиры можно делать одновременно с объяснением условий игры.
В теплые времена года проводить игру на воздухе лучше на ровной зеленой площадке, желательно прямоугольной формы (из расчета не менее чем 8 м на 12 м для 20 учеников). Лавы рекомендуется размещать на расстоянии не ближе чем 3 м от игрового поля. Будет целесообразным наличие деревьев и кустов вокруг площадки.
В зимнее время площадку необходимо освободить от снега (в отдельных случаях можно даже посыпать песком). Желательно пообносить его снежным валом или ледяной дорожкой, которую можно использовать для катания на коньках.
Если планируется проведение в помещении, необходимо удалить все лишние предметы, которые могут помешать свободным движениям и передвижениям игроков (например, гимнастические снаряды) или собрать в одном месте в стены и оградить (например, лавами, сеткой и т. др.), защитить окна и лампы сетками. Перед началом сделать влажную уборку.
В зависимости от выбора игры используется разный инвентарь. Это могут быть мячи разных размеров, флажки, цветные повязки, жилеты, палки, булавы, стулья, скакалки, обручи, ленты и т.п. Желательно, чтобы он был ярким, привлекательным, отвечал по размеру и весу вековым требованиям. Особенно это важно во время проведения игр с младшими школьниками. Необходимое количество рассчитывают предварительно. Располагают рядом с местом проведения той игры для которой он назначенная. Если игры проводятся на местности можно использовать и естественные материалы, но они должны быть заготовлены предварительно и быть безопасными в использовании. Раздавать инвентарь целесообразно после объяснения условий игры. Поручать это лучше помощникам или отдельным игрокам, руководитель при этом следит за тем, чтобы они сделали это организовано и быстро.
Во время объяснения игры рекомендуется придерживаться такого порядка ее изложения:
- название игры,
- роль игроков и их место нахождения,
- ход игры,
- цель игры,
- правила игры.
Очень важно выбрать правильное место нахожденияво время объяснения игры, чтобы все участники хорошо видели и слышали руководителя, а руководитель, в свою очередь видел всех игроков. Лучше всего поставить игроков в исходное положение для начала игры.
Если игроки стоят при этом в кругу - место руководителя между участников. Ни в коем случае нельзя становитися в центре круга потому, что не возможно будет видеть половину игроков - они будут за спиной.
Если игроки разделены на две команды, которые стоят одна напротив второй на большом расстоянии - необходимо приблизить команды для объяснения (а затем развести их на определенные межи) место руководителя между игроков в центре площадки у боковой границы.
Если игра начинается с положения “в россыпь” - можно собрать их возле себя, использовав предыдущие положения.
Нельзя ставить детей лицам
- к солнцу ( плохо видят руководителя);
- к окнам (заглядывая, будите отвлекаться от объяснений) .
Руководитель должен стоять боком к свету так, чтобы его все видели и он видел всех и мог контролировать поведение учеников.
Необходимо предусмотреть и правильное расположение игроковво время проведения игры, чтобы они могли наблюдать за ее ходом. Поэтому не целесообразно ставить игроков в колонну во время эстафеты.
Целесообразно среди условий игры предусмотреть соблюдение дисциплины и точного выполнения упражнений, что увеличит воспитательное и образовательное значение игры. Для этого вводятся штрафные санкции для нарушителей. Но необходимо продумать правила игры так, чтобы не выводить из игры, тех, кто проиграл (чаще всего это более слабые дети), чтобы не снижать заинтересованность в последующей игре. На случай нарушения, которое требует наказания игрока с выводом его из игры, необходимо предусмотреть возможность замен и наличие игроков для этого.
Выбрав игру, необходимо предварительно продумать ее ход и предусмотреть в каких моментах возможное нарушение правил, нечестное ведение игры, снижение заинтересованности и определить как предупредить эти нежелательные явления.
Если возможно (при условии предыдущего доброго ознакомления с учениками), лучше предварительно определить капитанов или ведущих; задание или роль тех, кто освобождено или значительно слабее других или наоборот найнеорганизованиший или недисциплинировано.
Учитывая большое воспитательное влияние исполнения роли ведущего и желания большинства детей быть в этой роли, необходимо предварительно продумать предоставление этой возможности как можно большему количеству учеников. Для этого использовать разные способы определения ведущих:
- по назначению руководителя;
- за жеребьевкой (рахивничка, на палке, “у слипа” и т.п.);
- за выбором самих игроков;
- за результатом предыдущей игры;
- за результатом специально определенного упражнения.
Каждый из этих способов имеет свои позитивные стороны и недостатки. Целесообразно их выбирать и чередувати в зависимости от заданий, которые поставлены, условий проведения, количества игроков, времени на проведение.
Целесообразно определить помощников из числа учеников, которых предварительно ознакомить с играми, которые будут проводиться та функциями которые им поручаются: наблюдение за соблюдением правил, подсчет результатов, распределение инвентарю. Количество помощников зависит от сложности правил игры, размеров площадки или помещения, количества игроков. Желательно, чтобы в разных играх изменялись помощники или их функции. Приучать к роли помощника, а в будущем и организатора игры, можно из самого молодого возраста, начиная с предоставления отдельных поручений со следующим осложнением их функций.
Важно создание такой атмосферы, которая будет способствовать заинтересованности, доброму усвоению правил, проявления индивидуальных творческих возможностей, воспитанию дружеских отношений.
Руководство или управление игрой
1. Начать игру
2. Следить за соблюдением правил игры
3. Если есть необходимость, остановить и немного изменить правила или предоставить объяснение
4.Правильно дозировать
5. Своевременно закончить
6. Подвести итоги игры
а) определить результат игры
б) определить ошибки
в) отметить отдельных игроков или команду.
Во время проведения игры очень полезно наблюдать за учениками, что предоставит возможность преподавателю лучше понять их характер и склонности.