Информационные технологии и системы в транспортной логистике 9 страница

Логистические подходы оказывают многоплановое влияние на функции органов государственного управления в условиях развития рыночных отношений. Например, с помощью использования логистических методов управления органы управления могут изыскивать дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей, путем регулирования цен на логистические услуги, сокращая затраты предприятий на оплату этих услуг и создавая условия для повышения доходов государственного бюджета. Кроме того, использование логистических подходов на уровне органов управления будет способствовать развитию межотраслевых связей предприятий промышленности, транспорта и торговли. Причем, логистическое управление товародвижением на федеральном и региональном уровнях может осуществляться в рамках координационных и межведомственных структур.

Таким образом, развитие функций государственных структур под воздействием использования методов логистического управления повлияет на совершенствование экономической политики, на повышение эффективности деятельности народного хозяйства.

14.2 Методы государственного регулирования рынка транспортных услуг

Организация и управление транспортировкой грузов на государственном уровне регулируются большим количеством законодательных и нормативно-правовых подзаконных актов в каждой стране, а также международными соглашениями и конвенциями.

Для перевозок внутри Российской Федерации основными нормативными документами являются:

о Гражданский кодекс

о Устав железных дорог

о Устав автомобильного транспорта

о Кодекс торгового мореплавания

о Устав внутреннего водного транспорта

о Воздушный кодекс

о Закон "О безопасности дорожного движения"

о Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедицион-ной и другой деятельности на различных видах транспорта

о Правила перевозок грузов

Международные перевозки экспортно-импортных грузов различными видами транспорта и по различным схемам доставки регулируются дополнительно:

о Законом РФ "О таможенном тарифе"

о Таможенным кодексом РФ

о Международной грузовой конвенцией (КОТИФ)

о Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956г.ЕЭКООН

о Европейским соглашением о международных перевозках опасных грузов (1961 и 1968 гг.)

о Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14.11.75 г.)

о Международньм железнодорожным транзитным тарифом (МТТ)

о Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)

о Едиными правовыми предписаниями для договора о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом (Конвенция ЦИМ)

о Конвенцией ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила)

о Конвенцией ООН о международных мультимодальных перевозках грузов (Женева, 1980 г.)

о Конвенцией ООН по обязательству, операторов транспортных терминалов в международной торговле (Вена, 1991г.)

и другими международными соглашениями.

В настоящее время состояние нормативно-правовой базы для регулирования транспортного комплекса в России значительно отстает от потребностей развивающихся рыночных отношений и тормозит интеграцию России в мировое экономическое пространство. Это усугубляется отсутствием нормативно-правовых актов по логистике. Для исправления указанного положения Минтрансом России внесены в Госдуму РФ проекты федеральных законов:

- "Воздушный кодекс Российской Федерации";

- "О перевозке опасных грузов";

- "Об автомобильных дорогах в Российской Федерации";

- "О транспортно-экспедиционной деятельности";

- "Об обязательном страховании ответственности перевозчика";

- "О смешанных (комбинированных) перевозках".

Активно ведется разработка проектов федеральных законов "О транспорте", "Об автотранспортной деятельности", "О морских портах" и ряда других. Всего в конце 1997 г. намечено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации около 20 законопроектов в области транспорта.

Организация транспортировки конкретизируется:

1. Транспортными условиями контракта купли-продажи товара.

2. Базисными условиями поставки товара.

3. Договорами на перевозку грузов и перевозочной документацией.

4. Страхованием процесса транспортировки.

5. Таможенным регулированием транспортировки.

6. Организацией взаимоотношений и решений споров, возникающих в процессе транспортировки.

7. Стандартами упаковки, маркировки грузов; условиями перевозки грузов в контейнерах и т.п.

Рассмотрим кратко содержание некоторых важнейших аспектов организации и управления транспортировкой, более детальный анализ которых приведен, например, в работах [ ].

В контракте купли-продажи обычно предусматривается особый раздел -транспортные условия. При международных перевозках грузов (экспортно-импортных торговых операциях) в контракте обуславливаются: порядок перевозки, условия и сроки погрузки-разгрузки, размер и порядок оплаты и т.д. Содержание условий зависит от вида транспорта, способа перевозки, вида груза (товара), типа сделки, базисного условия поставки и других факторов и включают, например:

- сроки отгрузки товара;

- место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;

- наименование перевозчика;

- наименование портов, железнодорожных станций, пунктов перехода границы, пунктов перегрузки и т.п.;

- определение сторон, оплачивающих расходы по погрузке-разгрузке и другие расходы;

- порядок расчетов за транспортировку транзитом через территорию третьих стран;

- назначение и порядок расчетов с агентами, брокерами, операторами, экспедиторами и другими посредниками;

- порядок страхования транспортного риска;

- документы, сопровождающие груз и т.д.

Одним из ключевых элементов договора купли-продажи, существенно влияющих на логистические издержки, связанные с транспортировкой, являются обязательства по поставке-приемке товара - базис поставки. Толкование базисных условий поставки в международной практике производится в соответствии с международными стандартными условиями поставки "Инкотермс-2000" (место, срок, способ поставки, распределение риска, страхование). В "Инкотермс-2000" представлены 13 базисных условий поставки, кодовые названия которых согласованы с Европейской экономической комиссией ООН. Все базисные условия классифицированы по четырем категориям, условно названным "Е", "F", "С", и "D" с учетом различия в объеме обязательств контрагентов до доставке товара.

Транспортировка, как пожалуй ни один другой вид предпринимательской деятельности, нуждается в государственном регулировании. Не затрагивая подробно проблемы управления транспортом, которая сама по себе является предметом отдельных исследований, остановимся на основных причинах, обуславливающих необходимость государственного регулирования транспорта.

К таким причинам можно отнести:

Ø некоторые виды транспорта (например, железнодорожный) являются естественной монополией;

Ø необходимость обеспечения безопасности (экологической, военной, личной);

Ø неограниченная конкуренция на транспорте может снизить безопасности;

Ø необходимость социальной защиты интересов граждан;

Ø необходимость межгосударственных соглашений в области транспорта.

В экономически развитых странах общепризнанным является необходимость участия государства в регулировании работы транспорта в большей степени, чем в других сферах предпринимательства. Стремление предпринимателей в области предоставления транспортных услуг – уменьшить собствен­ные издержки и повысить прибыль может привести к загрязнению окружающей среды, росту дорожно-транспортных происшествий и другим негативным социальным последствиям. Государство вынуждено законодательно гарантировать определенный уровень заработной платы, требовать необходимой квалификации персонала, предусматривать обязательное страхование груза и транспортных средств. Исходя из интересов общества, могут оказаться в отдельных случаях необходимыми штрафные санкции или дотации транспортным организациям. Государство может гарантировать универсальность и стандартизацию работы транспорта. Работа автомобильного транспорта в международных перевозках грузов требует принятия соответствующих межгосударственных соглашений. Очень часто транспорт представляет собой естественную монопо­лию, то есть является единственным, кто осуществляет перевозку грузов в том или ином сообщении. В таких случаях производится количественное и качественное ограничение конкуренции в сфере транспорта, то есть разрешения на эксплуатацию транспорта выдаются при наличии явной потребности в дополнительных перевозках и только в тех случаях, когда заявитель может обеспечить требуемый уровень качества предоставляемых транспортных услуг.

Примером активного участия государства в деятельности транспорта является национализация автомобильных перевозок в Англии в 1947 г. и последующее уменьшение степени централизации управления транспортом в 1953 г.

Концепция Государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ № 1143 от 8 сентября 1997 г. определяет следующие сферы государственного регулирования:

· развитие и техническое совершенствование федеральной и региональной транспортной инфраструктуры:

· технологическая и экологическая безопасность работы транспорта;

· формирование и функционирование рынка транспортных услуг;

· мобилизационная готовность транспорта;

· международная деятельность транспортных предприятий;

· социальная сфера и трудовые отношения на транспорте;

· взаимоотношения транспорта с поставщиками технических средств и других материальных ресурсов.

В России в распоряжении малых автотранспортных фирм и индивидуальных предпринимателей сконцентрирована треть грузового парка страны. Приватизировано свыше 2000 крупных и средних предприятий (73% от общей численности). 90% всех объемов грузовых автомобильных перевозок выполняется негосударственным сектором.

Объемы перевозок предприятиями для собственных нужд достигает 60% от всего объема перевозок автомобильным транспортом. В странах рыночной экономики этот сектор также находится в сфере государственного ведения и учитывается при регулировании транспортного рынка.

Государственное регулирование грузовых автомобильных перевозок осуществляется:

· путем издания соответствующих законодательных актов, экономическими методами;

· государственной поддержкой определенных предприятий и направлений транспортной деятельности;

· налогообложением.

Основной Закон Российской Федерации – Koнcтитуция - содержит правовые нормы принципиального характера об основах конституционного строя, федеративном устройстве государства. В статье 8 Конституции России гаран­тируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муници­пальная и иные формы собственности. Статья 15 устанавливает высшую юридическую силу Конституции России. Законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Законы подлежат официальному опубликованию и не могут применяться, если они не опубликованы официально и для всеобщего сведения.

Прямое отношение к работе транспорта имеют:

· статья 71 ж) об установлении правовых основ единого рынка, валютном, финансовом, кредитном, таможенном регулировании;

· статья 71 о) о гражданском, гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве;

· статья 71р) об официальном статистическом и бухгалтерском учете. Все эти вопросы находятся в ведении Российской Федерации.

Определяющие положения Конституции России конкретизируются в других нормативных документах.

Важнейшим источником автотранспортного права является Гражданский Кодекс Российской Федерации. Гражданский Кодекс РФ дает юридическую основу заклю­чения договорных отношений по поводу оказания транспортных услуг. Основным понятием является понятие сделки в письменной форме. Сделка согласно статье 160 ГК РФ, должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Дополнительные требования, которым должна отвечать письменная форма сделки на транспортные услуги, не предъявляются, то есть она может быть оформлена документом в свободной форме. Вместе с тем правомочно использование типовых бланков договоров, подготовленных одной из сторон, вступающих в договорные отношения. Обе стороны но желанию могут внести в эти типовые формы взаимоприемлемые изменения.

В договоре на оказание транспортных услуг должно отражаться:

· вид транспортной услуги (предмет договора) и условия ее выполнения;

· взаимные обязательства сторон при выполнении перевозки в соответствии с договором;

· взаимные санкции за нарушение условий договора;

· стоимость работ, порядок расчетов, реквизиты сторон, срок действия договора;

· дополнительные условия выполнения договора.

Обе стороны должны иметь документы, подтверждающие правомочность их вступления в договорные отношения. На груз должна иметься наклад­ная и квитанция об оплате либо другой документ, подтверждающий право собственности грузоотправителя на груз (договор, закупочный акт и т.д.). Исполнитель транспортных услуг должен иметь документы, подтверждающие правомочность его деятельности: регистрационные документы, документы о принадлежности транспортного средства, лицензионную карточку, водительское удостоверение, путевой лист.

Мощным рычагом государственного регулирования являются государственные инвестиции. Для повышения результативности вкладываемых финансовых средств постепенно снижается доля предоставляемых льготных кредитов и возрастает за счет этого долевое участие государства в развитии перспектив­ных сфер транспортной деятельности. Предоставляются также государственные гарантии предприятиям для привлечения частных кредитов.

Глава XI.

Информационные технологии и системы в транспортной логистике

Эффективность управления логистической системой в значительной мере зависит от эффективности информационного обеспечения системы (информационная логистика).

Темпы развития и расширения сферы информации в настоящее время велики. Характерной чертой большинства процессов, в том числе и транспортных, является постоянное расширение и создание новых информационных связей, которые совершенствуются и приобретают новые функции благодаря применению современной техники и технологии. Эффективность функционирования систем зависит от эффективности управления технологическими, организационными и другими процессами. Следовательно, наиболее важным становится обеспечение непрерываемого хода управляемых процессов в узловых точках, где осуществляется прохождение грузов между сетями различных транспортных агентов и тем самым там, где осуществляется прохождение информации между различными сетями. Это касается, например, перевалочных пунктов (портов, железнодорожных станций, аэровокзалов и т.д.), а также организации бесперебойных смешанных перевозок (железнодорожный/речной транспорт, железнодорожный/автомобильный транспорт).

Традиционно эффективность информационного обеспечения процессов в логистических системах связывалось с применением информационно-поисковых систем (ИПС). Однако, практика эксплуатации таких систем показала их недостаточную эффективность. Это обусловлено тем, что функции ИПС ограничены, как и следует из названия, поиском информации, тогда как суть деятельности в рыночных условиях составляет выбор и принятие решений с учетом интересов всех участников доставки. Действительно, ИПС не информирует потребителя о предмете запроса в том смысле, что как-то изменяет его знания поэтому предмету. Она информирует его лишь о наличии (или отсутствии) документов, имеющих отношение к его запросу, и о том, где эти документы можно найти.

Проведенный анализ показал недостаточный уровень развития технических и программных средств, предназначенных для приема, обработки и передачи информации.

Современные информационные технологии, такие как системы поддержки принятия решений, экспертные системы и другие. обеспечивают возможность для эффективного анализа технико-экономических проектов, моделирования процессов, подготовки и представления результатов для последующего принятия решений. Применение современных информационных технологий позволяет повысить эффективность доставки грузов за счет возможности быстрого доступа к информации о субъектах (покупатель, перевозчик, терминал) и объектах (товары, услуги) доставки.

Система Gonrand

Одной из задач информационной системы Gonrand (Франция) является сбор информации о наличии груза. Перевозчик дает заявку о свободных провозных возможностях и направлении перевозки. Информация заносится в базу данных. Информация о грузах поступает в систему непрерывно. Система группирует грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправлении, наименовании грузополучателя, номере автомобиля, заказчике, коде департамента и сумме отправлений по департаментам.

Система Videotrans

предназначена для информационного обслуживания предприятий транспорта Бельгии, которые могут получать справки и вводить информацию о наличии в их распоряжении транспортных средств или товара для доставки.

Система СТС

предоставляет для экспедиторов Швейцарии информацию о наличии грузов, типах автомобилей, маршрутах наиболее рационального движения, адреса транспортных фирм, имеющих в наличии свободный подвижной состав и т.п. Для перевозчиков система предоставляет следующую информацию: возможность загрузки грузом, адрес отправителя, место и время загрузки, время прибытия с грузом, адрес получателя и т.п.

Система BRS

Работает аналогично системе СТС. Грузоотправитель контактирует не с перевозчиком, а с информационной системой. Фирма гарантирует оплату перевозчикам выполненной перевозки, если заказчик не произвел своевременно оплату, что повышает привлекательность обслуживания, расширяя тем самым охват рынка потребителей Великобритании.

Система Espace Cat

Разработана фирмой CAT Logistique (Франция). Сообщает пользователю около полудесятка параметров перевозимых грузов и схемы их размещения в кузове транспортного средства, представляя эти данные в виде трехмерных графиков. Система Palette-Cat вычисляет параметры оптимальной упаковки. Обладая модульной структурой, эти системы достаточно легко приспосабливаются к требованиям пользователей.

Создание интегрированных систем для поддержки принятия решений при управлении распределением товаров является актуальной проблемой. Такие интегрированные системы включают базы и банки данных, банки моделей, систему информационной поддержки и позволяют проводить экспертные и аналитические оценки при принятии решений.

Система ISCIS

Система ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) является интегрированной информационной системой, обслуживающей логистический канал. В этой системе теоретически время доставки сообщений из любой точки земного шара в другую ограничивается только продолжительностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала обслуживания, а обработка сообщений производится в режиме реального времени, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по системе Kanban, “точно вовремя” и др.

Система GPS

Система GPS (Global Positioning System) - автоматизированная глобальная спутниковая система, предназначенная для определения широты и долготы местонахождения транспортного средства (судна, самолета, грузового автомобиля и т.п.). Система разработана в США. В системе используются искусственные спутники Земли. Каждый спутник непрерывно передает в эфир сигналы времени и координаты своего местонахождения. Транспортное средство должно быть оснащено специальным приемным устройством, которое принимает сигналы с трех спутников одновременно, обрабатывает их и выводит координаты точки местонахождения на дисплей (погрешность результатов составляет не более 3-15 м).

Под информационными системами (ИС) и информационными технологиями (ИТ) в транспортной логистике понимается комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребле­ния информации в обеспечивающих товародвижение системах. Доминирую­щим направлением в развитии ИС и ИТ является информационная интеграция на основе современных методов обработки и передачи данных, определяемая таким новым понятием, как телематика. Понятийный аппарат в этом новом направлении в большой степени заимствован из современной программотехни­ки и теории коммуникационных сетей. Основные понятия, определения и аб­бревиатуры, используемые далее в тексте, представлены в табл.11.1.

Наши рекомендации