Категория вида глагола
План.
1. Понятие о грамматической категории вида.
2. Видовые пары.
3. Одновидовые глаголы.
4. Двувидовые глаголы.
5. Двучленные и многочленные видовые корреляции.
6. Способы глагольного действия.
Вид – одна из важнейших грамматических категорий. Он охватывает всю систему глагола, то есть у любой глагольной формы есть категория вида, в отличие от категории наклонения и времени. Например, у инфинитива можно определить вид, но нельзя – время и наклонение. Все глагольные формы образуют последовательную, четкую систему видовых противопоставлений:
1) формы инфинитива: решать – решить;
2) формы н.в и простого б.в.: решаю – решу;
3) формы п.в.: решал – решил;
4) формы повелительного наклонения: решай – реши.
Все члены видовой пары обладают общностью значения. Глаголы видовой пары называют две стороны одного и того же действия. Формы совершенного вида называют действия ограниченные, достигшие своего предела. Форы несовершенного вида называют действия длящиеся, ничем не ограниченные: написать – писать, сделать – делать, выздороветь – выздоравливать. Иногда говорят, что совершенный вид имеет значение законченности. Однако эта формулировка требует уточнения: глаголы написал, решил усвоил обозначают законченность действия, а глаголы типа запел, захлопал – законченность начальной фазы действия.
Категория вида тесно взаимодействует с категорией времени: глаголы несовершенного вида имеют формы всех 3 времен: решал – решаю – буду решать, а глаголы совершенного вида – только 2 формы: п.в. решил и б.в. решит. Отсутствие формы н.в. у глаголов совершенного вида объясняется несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени. Сов.в. характеризует действие как предельное, а н.в. – как длящееся в момент речи, не достигающее своего предела.
Итак, вид – это грамматическая категория, указывающая на ограниченность/неограниченность, предельность/непредельность действия. В школе вид распознается с помощью вопросов что делать? что сделать?
Большая часть русских глаголов образует видовые пары. Видовая пара (корреляция) – это 2 формы глагола, совпадающие по смыслу и имеющие разное видовое значение: одна – совершенного вида, другая – несовершенного: рассказать – рассказывать, расписать – расписывать, глохнуть – оглохнуть, слепнуть – ослепнуть, кричать – крикнуть. Один член каждой видовой пары является производным от другого: списать → списывать, рисовать → нарисовать, разрисовать → разрисовывать. Рисовать → разрисовать не являются видовой парой, так как различаются лексическим значением. Аналогично петь → попеть. Глагол попеть имеет значение ‘действие, совершенное за ограниченный промежуток времени’. Таким образом, семантическое совпадение – необходимое условие видовой парности глаголов.
Для выражения грамматического значения вида используются следующие средства: 1)суффиксация; 2) префиксация; 3) ударение; 4) чередование; 5) супплетивизм.
Наиболее распространенный тип видовых пар – это суффиксальные., глаголы которых отличаются друг от друга суффиксами. В них наблюдается чередование суффиксов: получить – получать, заработать – зарабатывать, дать – давать. Значением вида суффикс обладает не сам по себе, а в сопоставлении с другим или нулевым суффиксом. Например: развязать – развязывать (а//ыва), раскрасить – раскрашивать (и//ива), натянуть – натягивать (ну//ива), заколоть – закалывать (о//ыва). Образование видовых пар часто сопровождается чередованием гласных и согласных фонем. Наиболее продуктивным является суффикс – ыва(ива), образующий глаголы несовершенного вида. Для глаголов совершенного вида продуктивным является суффикс –ну со значением ‘однократности действия’. Например: кричать – крикнуть, глядеть – глянуть, колоть – кольнуть. Продуктивной является система видовых пар с суффиксами –и//-а. Например: решить – решать, пустить – пускать, разделить – разделять.
Непродуктивными являются следующие видовые корреляции:
1) спасти – спасать, залезть, залезать, отнять – отнимать, начать – начинать с нулевым суффиксом в сов.в. и суффиксом –а в несов.в.
2) замерзнуть – замерзать –ну//-а.
3) надеть – надевать, обуть – обувать с суффиксом –ва в несов.в.
Глагольные приставки делятся на 2 группы. Одни приставки меняют лексическое и видовое значение глагола, а другие – только видовое. Первые называют словообразующими, вторые – формообразующие. Однако формообразующие приставки в основу можно включать. В русском языке 31 глагольная приставка. Всегда словообразующие: без-, в/во-, де/дез-, диа-, до-, над-, недо-, низ-, обез-, пере/пре-, прел-, противо-, ре-, со. Остальные могут быть как словообразующими, так и формообразующими. Например: делать – сделать (словообразующая приставка), писать – списать (формообразующая приставка). Приставка является словообразующей, если присоединяется к глаголу совершенного вида: дать (сов.в) → сдать, двинуть (сов.в) → придвинуть.
Есть редкие случаи, когда глаголы несовершенного вида в разных значениях имеют видовые пары с глаголами совершенного вида с разными приставками: стареть – постареть (о человеке), стареть – устареть (о произведениях искусства); глохнуть – оглохнуть (после болезни), глохнуть – заглохнуть (о неодушевленном предмете).
Некоторые глаголы сов.в. образуются от глаголов несов.в. приставочно-суффиксальным способом: вешать – повесить, кланяться – поклониться, ронять – уронить, глотать – проглотить.
При помощи ударения различаются видовые формы, образованные от глаголов резать, сыпать: наре´зать – нареза´ть, обре´зать – обреза´ть, насы´пать – насыпа´ть. В остальных случаях ударение является сопутствующим средством выражения видового значения: заколо´ть – зака´лывать (основное средство - суффиксация).
Видовые формы некоторых глаголов имеют разные основы. Это супплетивные видовые пары: ловить – поймать, брать – взять, говорить – сказать, класть – положить. Эти глаголы обладают тождеством лексического значения, что является главным условием видовой корреляции.
Некоторые глаголы не имеют видовой пары. Их называют одновидовыми. Они делятся на 2 группы: 1) глаголы несовершенного вида: сожалеть, благоговеть, сострадать, сочувствовать, обожать, недоумевать. Действия, обозначенные этими глаголами, не предполагают результативного исхода, не имеют внутреннего предела. 2) глаголы совершенного вида: грянуть, хлынуть, встрепенуться, очнуться, рухнуть. Они обозначают мгновенные действия, которые не мыслятся в длительности. Сюда же относятся глаголы типа добегаться, доиграться, отвоеваться, указывающие на исчерпанность действия.
Итак, непарность глаголов определяется их семантикой. Не имеют видовой пары глаголы со значением ‘действие субъекта по занимаемой должности’: царствовать, сапожничать, барствовать, а также все исходные глаголы движения: бегать. Ходить, ездить, бродить.
Особое место занимают двувидовые глаголы. Это глаголы, совмещающие в одной и той же форме значения обоих видов: женить(ся), казнить, крестить, обследовать, ранить, молвить, обещать. Непродуктивную группу составляют глаголы на –ова: исследовать, воздействовать, образовать, организовать, арестовать. Видовая неопределенность данных глаголов снимается в контексте. Как устроюсь – так женюсь//Я не женюсь, так как денег нет. Завтра его казнят//Шла казнь, казнили боярина Скуратова. В сфере двувидовых глаголов наблюдается тенденция к образованию видовых пар суффиксальным способом: арестовать – арестовывать, образовать – образовывать, атаковать – атаковывать.
В результате многоступенчатьго слово- и формообразования могут возникать видовые цепи, каждое звено которых отличается от предыдущего грамматическим значением вида: мести – замести – заметать; готовить – приготовить – приготовлять (приготавливать), накопить – накоплять (накапливать). Один глагол имеет 2-3 формы противоположного вида.
С грамматической категорией вида тесно связаны лексико-грамматические разряды глагола, которые называются способы глагольного действия (СГД).
СГД – Это семантическая группа глаголов, объединенных на основе сходства протекания действия. Например: запеть, заиграть, поплыть, поехать, вскипеть, вскричать. Все эти глаголы обозначают начало действия. Двинуть, крикнуть, шагнуть, прыгнуть, толкнуть – это глаголы со значением однократного действия, и образованы они при помощи суффикса –ну.
Глаголы разных СГД обладают неодинаковой способностью образовывать видовые пары. Есть СГД, включающие одновидовые глаголы: хаживал, езживал. Есть СГД, глаголы которых могут образовывать видовые пары. Точный состав СГД не установлен. Назовем основные:
№ | СГД | Вид | Средство | Примеры |
1. | Начинательный ‘начало действия’ | Сов. | Приставки По/за | Закричать, заплакать, захрюкать, поплыть, поехать, потащить |
2. | Окончательный ‘прекращение действия’ | Сов. | Приставки От/до | Отшуметь, отговорить, набегаться, дозвониться, отвоеваться |
3. | Ограничительный ‘действие ограничено во времени’ | Сов | Приставки По/про/пере | Пробегать, проспать (весь день), пересидеть, переночевать, попеть, пожить. |
4. | Результативный ‘действие, достигшее результата’ | Сов. | Приставки Вы/по/из | Выучить, изжарить, постареть, построить. |
5. | Однократный | Сов. | Суффикс –ну | Мигнуть, толкнуть, шагнуть. |
6. | Многократный ‘действие, нерегулярно повторяющееся в п.в.’ | Несов. | Суффикс -ыва/ива/ва | Сиживал, хаживал, езживал, пивал |
7. | Уменьшительный ‘ослабленное, кратковременное действие’ | Сов | Конфикс Вс..ну При..ну | Всплакнуть, прихворнуть |
8. | Усилительный ‘интенсивное действие’ | Сов | Конфикс Раз..ся | Разбушеваться, раскричаться, размахаться |
9. | Смягчительный ‘малая степень действия’ | Сов. | Приставки Под/по/при | Подбодрить, приболеть, поотстать, приморозить |
10. | Тотальный ‘действие охватывает весь объект/субъект’ | Сов. | Приставки Из/по/пере | Изрубить, исколоть, попадать, потоптать, переколотить, перецеловать |
11. | Сопроводительный ‘действие, сопровождающее другое действие’ | Несов. | Приставки Под/при | Поддакивать, пришепетывать, прихлопывать |
Таким образом, приставочным способом могут образовываться не только видовые пары, но и ЛГР глаголов, называющиеся способы глагольного действия. Многие глаголы видовых пар не образуют, но имеют обширный состав СГД: плакать → заплакать, проплакать, наплакаться, расплакаться, всплакнуть.
Категория залога.
План.
1. Глаголы переходные и непереходные.
2. Понятие о категории залога.
3. Глаголы вне залога.
Деление глаголов на переходные/непереходные основано на отношении к объекту действия. Объект – понятие не только лингвистическое, но и логическое. Это понятие охватывает и конкретные предметы: писать письмо, гладить брюки, строить, и абстрактные понятия: чувствовать радость, ненавидеть ложь. Указание на объект конкретизирует действие. Сравните: Матьшьет//Матьшьетплатье.
Если глаголы обозначают действие, способное переходить на объект, их называют переходными. Отец покупает шоколад. Буря сносит крышу, студент слушает лекцию. Значение переходности выражается синтаксически:
1) переходные глаголы могут иметь при себе дополнение, выраженное формой В.п. без предлога. Вижу старый дом.
2) при отрицании дополнение выражается формой Р.п. без предлога. Я не люблю иронии твоей.
Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект и не может иметь при себе прямого дополнения. Например: мечтать (кого? что?), бежать (кого? что?)
Переходность/непереходность – категория лексико-синтаксическая. Она тесно связана с семантикой глагола. Так, переходными являются глаголы, обозначающие:
1) действия, созидающие что-либо в духовном или материальном плане: строить дом, выращивать рассаду, сочинять памфлет, шить, ткать;
2) глаголы разрушения, уничтожения: разрушить уничтожить, убить, погубить, отнять, сжечь, разбить;
3) глаголы восприятия: слушать, видеть, смотреть, понимать, понимать, ощущать, чувствовать;
4) глаголы речи и мысли: думать, говорит, шептать, отвечать;
5) глаголы перемещения: бросить, выносить.
Непереходные глаголы имеют значения:
1) движения: плыть, бежать, ехать, ползти, ходить, летать, скакать;
2) положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять, висеть;
3) состояния: молчать, спать, болеть, нервничать, завидовать, грустить, бодрствовать, упорствовать, дышать;
4) изменения состояния: худеть, стареть, глупеть, седеть, белеть, умнеть, глохнуть, вянуть;
5) глаголы на –нича/ствова-: учительствовать, странствовать, столярничать.
Все глаголы с постфиксом –ся непереходные.
Нередко один и то же глагол в разных значениях может быть переходным и непереходным. Например, глагол писать в значении ‘сочинять, создавать’ является переходным: писать музыку, писать рассказы. Этот же глагол в значении ‘пользоваться письменной речью’ является непереходным. Он славно пишет, переводит. Мальчик уже пишет, а не только читает.
Среди непереходных глаголов есть такие , которые требуют косвенного дополнения: помогать соседу, желать победы, ждать поезда, гордиться братом, надеяться на успех, думать о друге. Лингвисты называют их косвенно-переходными глаголами. Состав переходных глаголов пополняется за счет приставочных, так как многие непереходные глаголы при помощи приставок становятся переходными: работать (неперех.) → выработать (перех.), летать (неперех.) → пролетать (остров Кипр).
С переходностью/непереходностью тесно связана категория залога. Залог – это грамматическая категория глагола, которая отражает ситуацию, включающую действие, субъект, объект и выражает отношение действия к субъекту и объекту. Стандартная залоговая конструкция является трехэлементной. Она включает в себя подлежащее, сказуемое, дополнение. Мамамоетраму. Строителистроятдом. Ученикпишетсочинение. Студентсдалэкзамен. В данных примерах действие выражено переходными глаголами, субъект – при помощи подлежащего, объект – при помощи прямых дополнений. Все эти предложения называются действительными оборотами. Глаголы в них относятся к действительному залогу. Действительный залог обозначает действие субъекта, непосредственно переходящее на объект. Такое действие называется активным. Глаголы действительного залога всегда переходные.
Конструкции действительного залога легко трансформируются в страдательные обороты речи. Рамамоетсямамой. Домстроитсястроителями. При этом прямое дополнение становится подлежащим, подлежащее – косвенным дополнением, выраженным Т.п. со значением субъекта действия. Подлежащее в страдательных конструкциях называет объект, который испытывает на себе действие со стороны субъекта. Такие конструкции называются пассивными. И активные, и пассивные конструкции описывают одну и ту же ситуацию, только с разных точек зрения. Значение страдательного залога выражается 2 способами:
1) при помощи глаголов страдательного залога. Чины людьми даются.
2) При помощи страдательных причастий. Экзамен сдан. Зачет получен.
Глаголы страдательного залога образуются при помощи переходных глаголов от глаголов действительного залога при помощи постфикса –ся. В этом случае он является формообразующим. Например: восстанавливать → восстанавливаться, доставлять (груз) → (груз) доставляется, вручать (премию) → (премия) вручается. К действительному и страдательному залогу относятся только переходные глаголы. Однако, получая постфикс –ся, переходный глагол становится непереходным. Есть глаголы действительного залога, которые не допускают соотносительных форм страдательного залога: благодарить, доконать, запомнит, застать, уверять.
В контексте трехэлементные конструкции действительного и страдательного залогов могут выступать как двухэлементные, когда утрачивается одна из позиций – субъекта, действия или объекта. Например: Строят дом. Пишу картину.
Страдательный залог выступает как двухэлементный, если устраняется позиция субъекта: Дом строится. Письмо пишется. Самовар ставится.
В этих случаях отсутствие какой-либо из позиций не мешает воспринимать глагол как действительный или страдательный. В других случаях глагол приобретает значение возвратного залога. Например: Спортсмены отправлялись на тренировку. Заканчивались мелкие недоделки пути.
Вопрос о возвратном залоге является спорным, так как выделяется не всеми лингвистами. Есть мнение, что в русском языке всего 2 залога – действительный и страдательный. Эта теория получает распространение в настоящее время. Традиционная теория залога является трехкомпонентной и выделяет у глагола действительный, страдательный и средневозвратный залог. Подробно эта теория была разработана академиком В.В.Виноградовым. Если действительный и страдательный залоги обозначают действия, относящиеся к разным субъектам и объектам, то возвратный залог обозначает действие субъекта, направленное на самого себя. В этом случае субъект одновременно является и объектом. Показателем средневозвратного залога также является постфикс –ся. Выделяют семантические разновидности глаголов средневозвратного залога:
1) Глаголы с общевозвратным значением. Они называют действие, производящее какое-либо изменение во внешнем или внутреннем состоянии субъекта: раскрываться, броситься, веселиться, удивиться, кататься, наклоняться. Постфикс –ся близок по значению к местоимению сам: веселит друга – веселиться сам, наклоняет ветку – наклоняется сам. Часто такие глаголы в контексте сочетаются с местоимением сам: Сам поднялся по лестнице.
2) Глаголы с собственно-возвратным значением. В этом случае постфикс –ся имеет значение, близкое к значению местоимения себя: купаться, мыться, нарядиться. Сравните: мыться – мыть себя.
3) Глаголы взаимно-возвратного значения. Постфикс –ся имеет значение, близкое к значению сочетания друг друга. Такие глаголы показывают, что действие совершается 2 или более лицами, каждое из которых одновременно выступает и как субъект, и как объект: обниматься, целоваться, разругаться, перестреливаться, переписываться, перезваниваться. В контексте эти глаголы могут сочетаться с существительными в Т.п. с предлогом с: помириться с одноклассниками. Глагол драться не входит в эту группу. Так как не имеет соотнесенного с ним невозвратного глагола. Пара драть – драться разошлась по семантике.
4) Глаголы с косвенно-возвратным значением обозначают действия, совершенные субъектом в свою пользу, в своих интересах. Постфикс –ся имеет значение, близкое к значению для себя: запасаться, прибираться, укладываться. При этих глаголах возможны косвенные дополнения.
5) Глаголы безобъектно-возвратного значения обозначают действия, которые выступают как постоянные и характерные свойства субъектов: корова бодается, пчела жалится, собака кусается, воск плавится, стекло бьется, железо окисляется. Объект действия обычно не называется.
Один и тот же глагол с постфиксом –ся в разных лексических значениях может иметь разное залоговое значение. Например: «Слово о полку Игореве» не раз переписывалось летописцами. (глагол реализует значение страдательного залога). Мы переписывались все лето. (глагол реализует значение взаимно-возвратного залога). Сравните: Мать расстилает скатерть//Скатерть расстилается матерью//Дорога расстилается скатертью.
Многие глаголы находятся вне системы залогов. К ним относятся:
Глаголы, которые не употребляются без постфикса –ся: бояться, смеяться, улыбаться, бороться, глумиться (около 150 слов). В этих глаголах постфикс не выполняет ни формообразующей, ни словообразующей функции.
Невозвратные непереходные глаголы: плыть, бежать, стареть, плакать, брюзжать, работать, белеть.
Глаголы с постфиксом –ся, образованные от непереходных глаголов: плакаться, грозиться, чернеться, светлеться.
Безличные глаголы с постфиксом –ся: дремлется, дышится, не читается, не работается, и верится.
1) Категория наклонения и времени глагола. История форм прошедшего времени в РЯ.
Понятие о категории наклонения.Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называетсямодальностью. Модальность выражается в русском языке формами наклонения, интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.
2) Категория наклонения- это ГК в системе глагола, определяющая модальность действия, т.е. обозначающая отношение действия к действительности. Выражает устанавливаемое говорящим отношения действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.
3) Изъявительное наклонениевыражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем и будущем):Урал хорошо служит, служил и будет служить нашей Родине.Выражение модальности изъявительным наклонением может осуществляться также сочетанием его формы с модальными словами и частицами:будто шагнул, словно изменился. От других наклонений изъявительное наклонение отличается тем, что имеет формы времени.
4) Сослагательное наклонениевыражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге(П.). Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицейбы. Частицабыможет занимать различное место в предложении. Морфологической особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Однако лицо может быть выражено присоединением личных местоимений. Глагол в сослагательном наклонении в ед. ч. изменяется по родам (шел бы, шла бы, шло бы) и имеет одну форму множественного числа (шли бы). Наиболее распространенными и типичными значениями этого наклонения являются условность и желательность действия.
5) Повелительное наклонениевыражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией:Сердечный друг, желанный друг,приди, приди: я твой супруг!(П.). Основное значение повелительного наклонения - побуждение к совершению действия - обычно относится к собеседнику, поэтому основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа.
6) Повелительная форма образуется от основы настоящего времени и имеет следующие три разновидности:
7) а) с конечным jпосле гласных (чистая основа):строй, давай, не плюй;
8) б) с окончанием -ипосле согласных:неси, стриги, повтори;
в) с конечным мягким согласным, а также с твердым жиш(чистая основа):оставь, экономь, обеспечь, мажь, ешь.
9) Глаголы пью, бью, лью, вьюобразуют формыпей, бей, лей, вей; глаголлягуимеет повелительную формуляг, лягте, а глаголем - ешь, ешьте; при глаголеедуиспользуются повелительные формыпоезжай - поезжайте. Повелительная форма 2-го лица множественного числа образуется присоединением к форме единственного числа аффикса -те: стройте, несите, оставьте. Возвратные глаголы присоединяют к указанным образованиям повелительной формы аффиксы-ся(после согласного и-й) и-сь(после-ии-те):не упрямься, стройся, стригись, стригитесь.
10) Кроме основной формы 2-го лица единственного и множественного числа, повелительное наклонение имеет формы, выражающие действие 3-го лица и 1-го лица множественного числа. Формы 3-го лица выражаются (аналитически) сочетанием частиц пусть, пускай, дас формой 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и будущего простого:Пусть пылает лицо, как поутру заря(Кольц.);Пускай послужит да потянет лямку(П.);Да здравствуют музы, да здравствует разум!(П.). 1-е лицо множественного числа повелительного наклонения выражается формой 1-го лица множественного числа настоящего времени или, чаще, будущего простого, произносимой с особой интонацией приглашения:Начнем, пожалуй(П.). Присоединение к этой форме аффикса-тевыражает обращение ко многим лицам или придает высказыванию оттенок вежливости:Уж вы, братцы мои, други кровные,поцелуемтесь да обнимемтесь на последнее расставание(Л.).
11) Некоторые глаголы по семантическим причинам не образуют повелительную форму 2-го лица, например безличные глаголы, отдельные глаголы со значением восприятия (видеть, слышать), со значением состояния (гнить, недомогать).
12) В обозначении лиц повелительная форма отличается большим разнообразием. Этой форме свойственно обобщенно-личное значение, особенно в пословицах и поговорках: Крути, да не перекручивай(погов.). При наличии разных оттенков модальности она сочетается со всеми лицами обоих чисел:Пропадай моя телега(погов.);Приди они пораньше, ничего не случилось бы.
13) В зависимости от контекста, а также присоединения местоимений и частиц повелительная форма получает дополнительную экспрессивную окраску: Не отнимай ты моей воли, дорогой(А. Остр.);Не разбей, смотри(Т.);Сходи-ка, старуха, невестку проведать(Ник.).
14) Понятие о категории времени.Категория времени в традиционном понимании выражает отношение времени действия глагола к моменту речи.
15) Настоящее времяпоказывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи:Отселе я вижу потоков рожденье(П.) - зрительное восприятие потоков (вижу) происходит в то самое время, когда поэт говорит об этом.
16) Прошедшее времяобозначает действие, предшествовавшее моменту речи:Много я часов бежал...(Л.) - форма глаголабежалвыражает действие, которое производилось говорящим до того, как началась речь об этом.
17) Будущее времявыражает действие, которое совершится после момента речи:Мне казалось... что она скоро умрет(М. Г.).
18) Время, выраженное в глагольных формах по отношению к моменту речи, называетсяабсолютным временем.Относительным временемглагольной формы называется время, определяемое в данной форме не моментом речи, а соотношением с временем другого действия, например:писал, что работает(настоящее время глагола работает указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголомписал).
Значения и употребление форм времени. Настоящее время. Формы настоящего времени имеют следующие разновидности значения и употребления: а) значение конкретного действия, которое осуществляется в момент речи и имеет ограниченную длительность:Вон каменщики мостят улицу(А.Н. Т.); б) значение действия неопределенной длительности, постоянно совершающегося:
Глаголы спрягаются, а существительные склоняются, или действия обычного, характерного для лица или предмета -...Стихотворец поет, ученый мыслит, живописец, ваятель, зодчий творят и зиждут, ремесленникработает(П.). Форма настоящего времени употребляется для живописного изображения событий прошлого, а также во всех случаях, где используются экспрессивные приемы речи. Такая форма настоящего времени соответствует как прошедшему несовершенного вида, так и прошедшему совершенного вида и называется настоящим историческим:Знакомятся они, потом дружатся, потом не могут уж расстаться и целые проводят вместе дни(Кр.). Форма настоящего времени от глаголов движения иногда выражает действие ближайшего будущего:Уходим завтра в море.
Прошедшее время. Особенности значения форм прошедшего времени связаны с их принадлежностью к совершенному или несовершенному виду. Прошедшее время глаголов несовершенного вида выражает действие как факт прошлого и используется при описании:Всю первую половину мая шли дожди(Гарш.). Прошедшее время глаголов совершенного вида имеет несколько значений, которые не являются строго разграниченными: а) завершенность действия в прошлом:Погиб Поэт! - невольник чести - пал, оклеветанный молвой(Л.); б) последовательность завершенных действий, смену одного такого действия другим:Князь Багратион приостановил свою лошадь, узнав князя Андрея, кивнул ему головой(Л. Т.); в) сохранение в настоящем результата завершенною действия:Посмотри - какая мгла в глубине долин легла(Полонский).
К особым случаям выражения прошедшего времени относятся: а) многократность действия с оттенком давности («давнопрошедшее время»): А вот камин; здесь барин сиживал один. Здесь с ним обедывал зимой покойный Ленский, наш сосед(П.); б) повторность действия:Бывало, писывала кровью она в альбомах нежных дев...(П.); в) начатое, но прерванное действие:Тут он было вышел, но остановился в дверях...(П.); г) внезапно-мгновенное действие, выраженное междометными глаголами (типашмыг, хвать, шлепи др.):Легче тени Татьяна прыг в другие сени(П.); д) мгновенно-произвольное действие:Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом(Ч.).
Будущее время. Формы будущего времени различаются как по образованию, так и по значению. Будущее время глаголов несовершенного вида образуется сочетанием форм будущего времени вспомогательного глаголабытьи неопределенной формы спрягаемого глагола (буду носить) и называется будущим сложным. Будущее время глаголов совершенного вида имеет одинаковые окончания с настоящим временем и называется будущим простым (понесу).
Будущее сложное по значению однородно: оно всегда обозначает действие, которое будет происходить после момента речи: Как управлять ты будешь под грозой, тушить мятеж, опутывать измену?(П.).
Будущее простое имеет разнообразные значения. Основным значением будущего простого является обозначение результата действия безотносительно к моменту речи: Так если сей неведомый бродяга литовскую границуперейдет, к нему толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя(П.). В этом результативном значении будущее время используется в пословицах и поговорках:Проголодаешься, так и хлеба достатьдогадаешься(погов.). Кроме основного значения, будущее простое может обозначать действие, относящееся к настоящему или прошедшему времени. Синонимичность будущего простого формам настоящего времени чаще наблюдается в описаниях, при употреблении рядом форм настоящего и будущего времени:Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя(П.). Для обозначения действий, совершающихся в прошлом, будущее простое употребляется в сочетании с прошедшим временем глаголов несовершенного вида:Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг(Т.), а также с частицей бывало и частицей как (в восклицательном предложении):А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту(М. Г.);Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то какпритопнет(П.).
19) История форм прошедшего времени в РЯ.
20) В ДРЯ формы прошедшего времени делились на простые (аорист, имперфект) и сложные (перфект и плюсквамперфект). Существование 4х форм объяснялось наличием различий в системе этих форм.
21) Значения: Аорист – действие в прошлом. Имперфект – длительное повторяющееся действие в прошлом (акцент на обстоятельствах действия). Перфект – прошлое в настоящем (результат. Сильно отличается от всех времен – обозначает состояние). Плюсквамперфект – давно прошедшее.
22) Простые формы образовывались от основы инфинитива + соединительный гласный + суффикс + соединительный гласный + окончание.
23) Имперфект и аорист были утрачены (сначала имперфект). Остатками аориста считаются: частица бы, чу, некоторые формы в фразеологизмах. Утрата форм сопровождалась их смешением, семантическим неразличением. Утрата имперфекта привела к развитию новых глагольных форм со значением многократности: с 14в. – говаривахуть; с 16в. – говаривалЪ.
Перфект образовывался с помощью глагола БЫТИ в настоящем времени + элевое причастие. В письменный период перфект стал единственной формой прошедшего времени со значением СВ/НВ. Утратил связь с настоящим временем в связи с распространением личных местоимений в роли подлежащего. Причастие стало личной глагольной формой, которое утратило родовые различия во мн.ч. Перфект сохранялся по говора
Нетрадицион урок
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Что же поможет развить подобную активность? Традиционные уроки зачастую в этом случае проигрывают, и особую роль приобретают нестандартные формы проведения уроков, которые я достаточно давно включила в свою практику. Они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей.
По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати форм подобных уроков.
Вот некоторые из них:
1. Уроки-«погружения»
2. Уроки — деловые игры
3. Уроки — пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Уроки-консультации
8.Компьютерные уроки
9. Уроки с групповыми формами работы
10. Уроки творчества
12. Уроки-аукционы
13. Уроки, которые ведут учащиеся
14. Уроки-зачеты
15. Уроки-сомнения
16. Уроки — творческие отчеты
17. Уроки-конкурсы
18. Уроки-обобщения
19. Уроки-фантазии
20. Уроки-игры
21. Уроки-«суды»
22. Уроки поиска истины
23. Уроки-концерты
24. Уроки-диалоги
25.Уроки-конференции
26. Уроки-семинары
27. Межпредметные уроки
28. Уроки-экскурсии
29. Уроки-игры
Все эти типы можно классифицировать. Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и, следовательно, более обоснованно планировать, используя всю их «палитру», добиваясь поставленных целей.
В предлагаемой классификации использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами.