Теории интеракционизма и символического интеракционизма. драматургический подход, или теория «управления впечатлениями»
Актуальными теориями, объясняющими социально-психологические механизмы личностных коммуникаций, остаются теории интеракционизма и символического интеракционизма.Феноменология общения, проблемы межличностных коммуникаций человека как «существа коммуницирующего» были разработаны в социальной психологии, в микросоциологических теориях социализации личности. Теоретики интеракционизма и символического интеракционизма пытались обосновать свои идеи в противовес господствовавшим в то время психоаналитическим теориям о трехчленной структуре личности и о первенстве бессознательного, детерминирующего ее поведение. В интеракционизме в большей мере, чем в других теориях коммуникации, выражена попытка установить именно социальные, а не психологические детерминанты человеческого поведения.
Интеракционизм как социологическая по происхождению парадигма, возникшая в США во второй половине XX в. и объясняющая сущность и механизмы социального взаимодействия, имеет своим источником теорию Чарльза Хортона Кули (1864–1929) о «зеркальном Я». Согласно этой теории, целостный образ «Я» формируется в результате социального взаимодействия с другими, в процессе которого человек как в зеркале видит, каким его видят другие, усваивает представления о своем «Я» других («представления представлений»). Таким образом, «зеркальное Я» состоит из нескольких «Я» и возникает только в процессе интеракций в малой группе.
Ключевым понятием в интеракционизме (от англ. inter – между; action – действие) является интеракция, или взаимодействие. Суть интерактивного подхода к коммуникации обосновал немецкий социолог Макс Вебер (1864–1920), по мнению которого коммуникативное рождается из интеракции: через нее «общественное» и «человеческое дополняют друг друга. Социальное действие, связанное с поведением других, предполагает взаимодействие как предпосылку всякого коммуникативного акта. Социальное действие – это регулируемое действие, ориентированное на определенные нормы, на ожидаемое поведение соучастников действия и инструментальную рациональность. Социальное пространство упорядочено и организовано через интеракции, социальные связи и социальные институты (Мальковская И.А.Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий)//Социс. 2007. № 2. С. 76).
Теории символического интеракционизма разработали Джордж Герберт Мид (1863-1931), Герберт Блумер (1900-1967) и др. В этих теориях коммуникация характеризуется как интеракции (взаимодействия) с помощью языка и символов, в процессе которого между людьми устанавливаются общие значения и правила взаимодействия. Значения изменяются в зависимости от типа социальных групп и ситуаций. Взаимодействие между людьми рассматривалось как символическое взаимодействие (термин Г. Блумера), в котором действия человека опосредованы системой общих значений. Символическое, или социальное взаимодействие – это первичный процесс, в ходе которого вырабатываются, поддерживаются и изменяются символические значения. Коммуникативное действие состоит из трех частей: 1) инициативная информация от одного коммуникатора; 2) ответная информация от другого коммуникатора; 3) рождение общего значения как результат, побуждающий к действию. Взаимодействия – это источник возникновения сознания, социального (а не психологического) «Я» в личности, общественных структур; это процесс, благодаря которому происходит социализация личности. Само общество понимается как процесс, как множественность систем взаимодействия (в семье, группе, организации, в подсистемах экономики, культуры, политики). Вот почему эта теория иногда называется теорией символического, или социального взаимодействия.
По мнению Дж.Г. Мида, целостная структура личности (Self) состоит из/+ Me. I – это импульсивное Я, элемент спонтанного и бессознательного в индивиде (эмоции, чувства, образы и представления о самом себе и отчасти бессознательная часть в структуре личности). Me – это интернализованная точка зрения группы; это сознательное, коллективное представление личности о себе, которое появляется только в результате интеракций в группах. Именно в группах происходит усвоение и далее «присвоение» (интериоризация) различных социальных ролей индивида.
Социальные роли устанавливают границы поведения человека. Личность, «самость», Self в различных интеракциях формируется под влиянием двух потоков сообщений: своего я (I) и коллективного представления обо мне (Me). Личность является продуктом социума, а важнейшим механизмом ее формирования являются ролевые взаимодействия. Личность, ее внутренний мир формируется в результате социализации. Таким образом, происхождение «Я» целиком социально. Его главной характеристикой является способность становиться объектом для самого себя; при этом внешний социальный контроль преобразуется в самоконтроль.
Взаимодействия (символические интеракции) опосредованы знаками, символами, т.е. языком (словами) и жестами. Символы (знаки) рождаются в процессе взаимодействия в социальной группе. Главный символический посредник – это язык, имеющий конвенциональную и социальную природу. Становление социального индивида, по Дж. Миду, опосредуется языком. В социальной интеракции люди усваивают значение общих символов. Именно слова дают людям возможность формировать общие представления о ситуациях, общее видение объектов, делающие возможным систематические социальные взаимодействия. В то же время люди интерпретируют значение символов, «примеряя» их на себя. Поэтому язык – это также средство выражения индивидуальности. Коммуникация в символическом интеракционизме понимается как общение на основе «языка и жеста». Таким образом, социально-коммуникативный подход к пониманию символов получил научное развитие именно в символическом интеракционизме (Mead G. H.Mind, Self, and Society. Chicago, 1934; Блумер Г. Общество как символическая интеракция//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М„ 1984. С. 173-179).
Одной из версий символического интеракционизма была драматургическая социология, или теория «управления впечатлениями». В социально-драматургическом подходе социальная жизнь рассматривается как реализация «драматургической» метафоры и анализируется в таких терминах, как «актер», «акт», «маска», «кулисы», «сцена». Автор этого подхода – американский социальный психолог Ирвинг (Эрвинг) Гоффман (1922–1982), который анализировал повседневность как театральную метафору. В этой микросоциологической теории центральное место занимает исследование будничных, повседневных коммуникаций как интеракций. Это могут быть беседа, игра, приветствие, движение пешеходов, поведение в местах присутствия и другие взаимодействия «лицом – к – лицу». Поведение индивидов в присутствии других (поведение на сцене) устанавливается при наличии общего фокуса внимания (Николаев В.Г.Теории взаимодействия//Культурология. Энциклопедия. Т. 2./ред. и автор проекта С.Я. Левит. М., 2007. С. 668). И. Гоффман считал, что поведение людей по отношению друг к другу определяется значениями, которые они им придают. Каждый человек стремится произвести на окружающих наиболее благоприятное впечатление о себе. Люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят на других хорошее впечатление. Социальные ситуации можно рассматривать как драматические спектакли в миниатюре, где человек ведет себя как актер на сцене; при этом человек одновременно выступает в качестве автора пьесы, режиссера, актера, зрителя и критика, проигрывая разные социальные роли. Интеракции людей – это презентация «я», своего «лица» в театре, на сцене и за кулисами. «Лицо – это образ самого себя, очерченный в рамках социально одобренных свойств, и признаваемый другими». Человек «делает» свое лицо; он может иметь «ложное лицо», «потерять лицо», т.е. выглядеть неприятным; спасти лицо, т.е. улучшить впечатление о себе. На сцене человек играет роль, которая поддерживает о нем нужное положительное впечатление; он «делает лицо», выражаемое внешним видом, эмоциями, речью, «экспрессией, которую он сам выдает».
Чтобы распознать истинную суть интенций (намерений) человека, нужно заглянуть за кулисы, где он предстает в истинном свете и где проявляется «ненамеренная», нетеатральная«экспрессия, которая его выдает». Чаще всего его выдает невербалика (Гоффман И.Искусство представлять себя другим». М., 2000; Гоффман Э. Представление себя другим//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 189; Гофман И. О «работе лицом»//Межличностное общение. Хрестоматия/сост. и общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. СПб., 2001. С. 133-135).
Драматургическое видение коммуникаций представляет собой способ создания значений при помощи театральных средств. С именем Гофмана связано важное для структурирования событийных коммуникаций, PR-и рекламных коммуникаций понятие фрейма– некоего образца, типичного способа действия любого мероприятия, события (пресс-конференции, презентации, выставки), у которого есть четкий порядок организации. Метод организации драматического события включает следующие элементы: цель – ожидаемый результат; совершаемое действие – процессуальная фабула; сцена – физическая и (или) социокультурная среда действия; акторы действия; используемые средства (Антонов С.Н.Социология рекламы. СПб,, 2006. С. 105).