Процедура оценки эффективности учебных программ

Процесс оценки эффективности учебных программ начинается уже на этапе планирования, с момента определения целей обучения. Цели обучения, вытекающие из анализа потребности в обучении, собственно и задают стандарты и критерии оценки эффективности обучающих программ. Процедура оценки эффективности учебных программ обычно состоит из четырех этапов:

Сбор данных до обучения.Они показывают уровень производственных показателей, знаний, навыков и особенности рабочего поведения и установок, связанных с профессиональной деятельностью, которые имели работники до обучения. Эти данные могут быть трех типов:

• Показатели, характеризующие рабочее поведение, профессиональные установки, знания и рабочие навыки работников (сбор этих показателей требует предварительной подготовки тестов, анкет, опросников, стандартных форм и др.);

• Количественные показатели работы подразделений или организации в целом (уровень производительности, финансовые показатели, количество поступивших жалоб или претензий покупателей и т.п.);

• Качественные показатели работы подразделений или организации в целом (качество товаров и услуг, конкурентоспособность предприятия, уровень трудовой морали и т.п.).

Сбор данных во время обучения.Во время обучения можно собрать ценную информацию о мотивации слушателей, об их интересе к разным учебным темам, об их оценке работы преподавателей и др. Это позволяет удалить неработающие процедуры, изменить форму подачи отдельных тем, сделать занятия более интересными и живыми, и, если это необходимо, включить в учебную программу новые темы и вопросы, которые больше соответствуют профессиональным интересам слушателей.

• Для оценки степени усвоения слушателями учебного материала, изучаемого ими в рамках учебной программы, по окончании обучения могут быть проведены зачеты, экзамены, тестирование (в том числе, с использованием компьютера) или оценены определенные производственные показатели или навыки, на развитие которых была направлена данная программа обучения.

Сбор данных(по тем же показателям, которые были собраны до начала обучения) после обучениядля сопоставления данных, характеризующих профессиональную деятельность работников до и после обучения. Кроме того, обучаемым сразу по завершении обучения могут быть предложены специально разработанные опросники, в которых просят оценить учебную программу, работу преподавателей, свою включенность в обучение и т.д. К сожалению, с помощью опросников можно получить лишь довольно ограниченную информацию для оценки эффективности обучения, хотя и она может дать ориентиры для изменения программы, для улучшения ее организации, усиления мотивирующего эффекта и практического использования полученных знаний и навыков. В некоторых случаях по тем же показателям сравниваются работники, проходившие и не проходившие обучение

Оценить эффективность обучения можно также через какой-то срок после окончания обучения. К примеру, на IBM принята практика тестирования работников, прошедших обучение, через 6 и 9 месяцев после завершения обучения. Кроме этого, им предлагается заполнять специальный опросник.

Оценка эффективности учебы требует больших затрат времени и достаточно высокой компетенции специалистов, проводящих эту оценку, поэтому многие организации отказываются от такой оценки и просто полагаются на то, что любое обучение работников приносит организации пользу и в конечном счете оправдывает себя. Конечно, такой подход имеет право на существование, но при этом надо отдавать себе отчет, что обучение персонала является слишком дорогим "удовольствием", чтобы полагаться здесь на случай. Эффективность обучения – это не вопрос веры или убеждений, а вполне конкретные результаты, которые мы можем "пощупать", то есть оценить количественно или качественно.

Пример опросника по оценке эффективности учебных занятий

Название учебного курса или тренинга

Дата Преподаватель/инструктор

Место проведения

• Подчеркните, пожалуйста, как вы оцениваете проведенное учебное занятие:

Отлично Хорошо Удовлетворительно Плохо

Комментарии:

• Насколько хорошо, по вашему мнению, изученный материал соответствует вашей работе (работе подразделения или организации)?

Соответствует в высокой степени Соответствует в некоторой мере Соответствует слабо Не соответствует

Комментарии:

• Сможете ли Вы использовать и применить изученный материал в своей повседневной работе?

Смогу использовать в высокой степени Смогу использовать в некоторой степени Изученный материал слабо применим в моей работе Изученный материал неприменим в моей работе

• Оцените, пожалуйста, насколько интересны для вас были занятия.

Очень интересны В средней степени Занятия были скучными

Комментарии:

5. Ваши предложения и замечания по прослушанной программе:

Наши рекомендации