Тактические особенности проведения отдельных следственных действий по делам об изнасиловании
Проведение ряда следственных действий по делам об изнасиловании имеют существенные особенности.
Допрос потерпевшей.Первоначальный допрос потерпевшей по делам об изнасиловании несет наибольшую информационную нагрузку в ряду других следственных действий. Без проведения допроса потерпевшей сложно, а иногда и невозможно осуществить предварительное расследование изнасилования. Основная информация о преступлении сосредоточена именно в показаниях потерпевшей.
При первоначальном допросе потерпевшей по делам об изнасиловании перед следователем стоит достаточно сложная задача.
Кроме трудностей, связанных со спецификой самого преступления, с ограниченным временем, необходимым для подготовки к такому допросу, следователь сталкивается с такой проблемой, как выяснение большого объема информации по существу дела, без которой невозможно в последующем качественно и в полном объеме провести расследование преступления. От того насколько полно будет проведен первоначальный допрос, во многом зависит результат всего расследования.
Особую сложность представляет допрос несовершеннолетней потерпевшей. Приступая к данному следственному действию, следователь сам должен четко представлять какие группы вопросов ему необходимо выяснить в ходе допроса. Начать допрос целесообразно с выяснения обстоятельств, которые бы характеризовали несовершеннолетнюю потерпевшую и позволили бы составить представление о ней. Чтобы правильно оценить действия и показания потерпевшей необходимо понять, почему именно она стала жертвой изнасилования, какие обстоятельства способствовали этому. Существует ряд виктимологических факторов, которые могли стать условием, способствующим совершению преступления. Важно правильно сформулировать перед потерпевшей вопросы, позволяющие выяснить эти факторы. К числу таких вопросов можно отнести следующие:
1. Каков возраст потерпевшей, где и с кем она проживает, чем занимается, кто родители, есть ли братья и сестры, какие отношения складываются между членами семьи?
2. Какие отношения у несовершеннолетней потерпевшей сложились с матерью и отцом?
3. Знают ли родители о совершенном в отношении нее преступлении?
4. С кем дружит потерпевшая, как проводит свой досуг?
5. Как складываются отношения с одноклассниками?
6. Как потерпевшая относится к себе (считает ли себя красивой, симпатичной или наоборот непривлекательной, почему она так считает)?
7. Что потерпевшая знает о сексуальной жизни; откуда она получила эти сведения?
8. Встречается ли потерпевшая с парнями, живет ли половой жизнью и если да, то, как давно?
9. Где, когда, при каких обстоятельствах совершено преступление?
10. Имело ли место изнасилование или какое-либо другое преступление? Было ли насилие, в чем оно выражалось (удерживание, нанесение ударов по телу, толкание, преграждение дороги или угроза причинения телесных повреждений, убийства, расправы с близкими ей людьми, разглашения сведений, позорящих потерпевшую и т.д.)?
11. Оказывалось ли потерпевшей сопротивление, какое, в чем оно выражалось, а если нет, то почему?
12. Кто является преступником (взрослый или несовершеннолетний, один или в группе, знакомый или незнакомый), если знакомый, то, как давно потерпевшая знает его; в каких отношениях находится с ним; жила ли с ним ранее половой жизнью; почему знакомый совершил с ней насильственный половой акт?
13. Если преступник является незнакомым, то где и при каких обстоятельствах встретились; какие его приметы?
14. Были ли свидетели совершения преступления, если да, то кто и что они могли видеть?
15. Рассказывала ли потерпевшая о случившемся кому-либо, если да, то кому именно и что?
16. В чем была одета потерпевшая в момент совершения преступления и что сделала с одеждой (стирала, зашивала, выбросила)?
17. Где находятся орудия, которые применялись в ходе преступления (нож, пистолет, веревка, при помощи которой удерживали потерпевшую)?
18. На каких объектах должны были остаться следы пальцев рук, обуви, как преступника, так и самой потерпевшей?
19. Остались ли на месте происшествия личные вещи преступника и потерпевшей?
20. Какое состояние у потерпевшей было да начала преступления (нормальное, подавленное, болезненное, состояние алкогольного или наркотического опьянения), кто привел ее в такое состояние (сама, преступник)?
21. Предполагала ли потерпевшая возможность совершения в отношении нее изнасилования и при каких обстоятельствах?
22. В какой момент потерпевшая поняла, что ей угрожает опасность?
23. Оценила ли потерпевшая ситуацию, как безвыходную?
24. Что потерпевшая чувствовала (страх, тревогу, безразличие)?
25. Когда и почему потерпевшая приняла решение обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении?
Любые показания потерпевшей по делам об изнасиловании подлежат оценке следователем. Осуществляется она как в ходе следственного действия, так и после его завершения. Но в наиболее развернутом, последовательном виде эти мыслительные операции все же проводятся после завершения следственного действия.
Проверка информации, предоставленной потерпевшей, – это процесс не одномоментный, реализуемый, как правило, не одним каким-либо способом, а комплексом следственных действий, осуществляемых в процессе всего предварительного следствия и судебного разбирательства. Для проверки и оценки показаний потерпевшей по делам об изнасиловании в обязательном порядке следует провести ряд других следственных действий, в ходе которых нашли бы подтверждение данные, полученные в ходе допроса жертвы. Оценка следователем доказательств, полученных в ходе допроса, производится только в комплексе результатов, полученных в ходе проведения следственных действий, системно связанных с допросом потерпевшей.
Для того, чтобы информация, полученная в ходе первоначального допроса, имела доказательственное значение, необходимо, чтобы по делу были проведены следственные действия, которые закрепляли бы и подтверждали ее. К ним следует отнести осмотр места происшествия, судебно-медицинскую экспертизу потерпевшей, допрос свидетелей как самого преступления (если таковые имеются), так и лиц, которым пострадавшая успела рассказать о совершенном преступлении, выемку и осмотр одежды, судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетней и другие. Все эти следственные действия должны быть логически и информационно связанными с допросом потерпевшей. На практике часто складывается такая ситуация, когда первоначальный допрос пострадавшей проводит один следователь, а остальные следственные действия – другой, который не очень внимательно изучил показания жертвы. В результате получается, что эти следственные действия существуют как бы сами по себе, в них отсутствует единообразие отражения одной и той же информации. При ознакомлении с таким уголовным делом возникает ощущение, будто каждое следственное действие как бы отражает разные события. Этот факт отрицательно влияет на оценку доказательств по делу. Чтобы этого не случилось следует осуществлять комплексный подход к проведению всех указанных следственных действий. Для этого надо, чтобы все они проводились одним и тем же следователем. Если же возникает надобность привлечь к работе другого следователя, то необходимо, чтобы он очень внимательно изучил показания потерпевшей и проводил последующие следственные действия с учетом полученной в ходе допроса информации.
Осмотр места происшествия по делам об изнасиловании следует осуществлять, как правило, с участием самой потерпевшей. Такое требование вытекает из специфики преступления. Во-первых, трудно рассчитывать на то, что следователь, проводя осмотр без ее участия, сможет установить точно, что представляет собой это место происшествия. Во-вторых, без помощи потерпевшей затруднительно обнаружить все следы криминального деяния – объекты, где могут находиться сперма, волосы и другие биологические объекты, определить, имеют ли отношение найденные объекты (например, окурок, сожженные спички, потерянная расческа и т.д.) к событию преступления.
Информация, изложенная в протоколе осмотра места происшествия, должна логически соотноситься со сведениями, изложенными в протоколе допроса потерпевшей. Так, например, если в своих показаниях она говорила, что на чердак дома, где произошло изнасилование, ее привели через третий подъезд дома, то в протоколе осмотра места происшествия обязательно должно быть отражено, каким образом можно попасть на чердак. Каждый факт, имеющий значение для дела, изложенный потерпевшей в ходе допроса, должен быть подтвержден или опровергнут в ходе осмотра места происшествия. При таком подходе к проведению следственных действий, системно связанных с допросом потерпевшей, следователь будет иметь хорошую доказательственную базу, которая позволит в дальнейшем передать дело прокурору для направления в суд, даже если пострадавшая по каким-то основаниям изменит свои показания.
Допрос законного представителя несовершеннолетней потерпевшей, а также свидетелей является следственным действием, которое также должно подтвердить или опровергнуть правдивость показаний, данных потерпевшей. Чаще всего первым человеком, которому пострадавшая девочка рассказывает о преступлении, является ее мать. Мать, как правило, признается по делу законным представителем несовершеннолетней потерпевшей и является участником предварительного расследования. Поэтому задача следователя – сделать так, чтобы мать и дочь в ходе предварительного следствия и в суде занимали одинаковую позицию.
В ходе допроса матери несовершеннолетней потерпевшей следователю необходимо, с одной стороны, получить от нее полные данные, характеризующие дочь, а с другой – подробно допросить ее обо всех обстоятельствах преступления, которые стали ей известны со слов дочери.
Информация о событиях преступления, излагаемая матерью, должна быть сопоставима со сведениями, полученными от несовершеннолетней. Факты, изложенные пострадавшей, должны найти подтверждение или быть опровергнутыми в показаниях ее матери.
Такая же задача стоит перед следователем и при допросе свидетелей, которым несовершеннолетняя потерпевшая могла рассказать о событиях преступления. Эти допросы либо подтвердят показания потерпевшей, либо выявят в них те или иные несоответствия. В качестве свидетелей допрашиваются также те, кто видел несовершеннолетнюю вместе с насильниками до преступления и после него, а может быть, и во время совершения преступления. Кроме того, являются свидетелями и те лица, которые видели потерпевшую сразу же после преступления и могут дать показания о ее психическом состоянии и внешнем виде в тот момент.
Выемка и осмотр одежды потерпевшей. Особенностью проведения выемки одежды по делам об изнасиловании является то, что следователь не должен посылать потерпевшую домой за одеждой. Всегда есть опасность, что пострадавшая из-за чувства стеснения и стыда преднамеренно может уничтожить одежду, в которой была одета во время изнасилования, либо просто постирать ее, уничтожив, таким образом, следы преступления. Если потерпевшая успела переодеться и не желает выдать одежду, то она изымается в ходе обыска по месту жительства.
Судебно-медицинская экспертиза потерпевшей назначается и проводится незамедлительно, сразу же после обращения пострадавшей в правоохранительные органы с заявлением либо сразу же после ее допроса. Одной из задач экспертизы является фиксирование материальных следов насилия. Кроме этого, устанавливаются последствия преступления. Проведением судебно-медицинской экспертизы проверяются также показания потерпевшей.
Очная ставка между потерпевшей и подозреваемым. Необходимость ее проведения возникает практически по всем уголовным делам рассматриваемой категории, так как в показаниях потерпевшей и подозреваемого почти всегда имеются существенные противоречия. Цель любой очной ставки – устранение этих противоречий. Как показывает практика, устранение противоречий – сложная задача, иногда неразрешимая. Только тактически грамотно выстроенное предварительное расследование позволяет добиться положительного результата очной ставки. Чаще же следователь довольствуется достижением лишь второстепенной цели – подтверждения жертвой своих показаний в присутствии подозреваемого. Учитывая психологические особенности пострадавшей, а также активную, а зачастую агрессивную позицию подозреваемого, добиться позитивного итога очной ставки бывает трудно. Потерпевшая испытывает обоснованный страх перед насильником, который чаще всего бывает психологически сильнее ее. Поэтому очная ставка может не только не достичь поставленной цели, но и наоборот, дать отрицательный результат. Иногда целесообразней не проводить ее вообще, отразив обязательно в протоколе допроса тот факт, что жертва боится преступника и подтвердит свои показания в ходе судебного заседания.
Добиться положительного результата очной ставки между потерпевшей и подозреваемым можно при тактически правильном осуществлении этого следственного действия. Во-первых, очная ставка должна быть неожиданной для подозреваемого, когда он психологически еще не готов к тому, что потерпевшая обвинит его в совершенном преступлении. Во-вторых, у пострадавшей к моменту очной ставки должен быть представитель.
Право на юридическую помощь для осуществления защиты своих прав, в том числе и право пользоваться в любой момент помощью адвоката – это конституционное право.
На практике зачастую потерпевшие по собственной инициативе или по инициативе следователя заключают договор с адвокатом для исполнения им функций защитника при расследовании уголовного дела и рассмотрения дела в суде.
Такой подход является не совсем правильным, так как по смыслу закона защитником в уголовном процессе является лицо, которое по основаниям и в порядке, предусмотренных Кодексом, осуществляет защиту прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого и оказывает им юридическую помощь. Когда же речь идет о представлении законных интересов потерпевшего по уголовному делу, то следует говорить о представителе потерпевшего.
В обязанности представителя входит защита интересов потерпевшего. Представителем потерпевшего может быть адвокат, то есть лицо, способное оказать качественную юридическую помощь, присутствие которого уравновесит силы сторон подозреваемого и потерпевшей.
Для того чтобы очная ставка между потерпевшей и подозреваемым дала положительный результат, следователь проводит определенную подготовительную работу с пострадавшей до очной ставки. В его обязанности входит разъяснение жертве насилия того, что она, во-первых, не должна бояться подозреваемого, а во-вторых, именно ее показания на очной ставке будут иметь значение для дальнейшего принятия решения по делу. Кроме того, потерпевшей разъясняется, что у подозреваемого и его защиты есть право задавать ей вопросы. На них она должна отвечать только с разрешения следователя, так как вопрос может быть отведен, если не относится к существу очной ставки.
Подготовленная таким образом очная ставка позволит подтвердить полученную при допросе потерпевшей информацию.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетней потерпевшей.Если потерпевшей не исполнилось 18 (а тем более 14) лет, следователь, как правило, назначает в отношении нее психологическую экспертизу. Перед экспертом ставятся два основных вопроса: могла ли потерпевшая осознавать характер и значение совершаемых с нею действий; могла ли она оказывать сопротивление. Не менее важным будет вопрос о наступивших в результате изнасилования последствиях для психики потерпевшей. Этот вопрос имеет значение как для избрания более гибкой тактики проведения предварительного следствия, выработки линии поведения следователя при общении с потерпевшей, так и для определения судом наказания.
Уголовное законодательство предусматривает как квалифицирующий признак наступление тяжких последствий. Под ними следует понимать и расстройство душевной деятельности пострадавшей, т.е. когда в ее психике произошли изменения болезненного характера. Изменения, не носящие характер болезни, психологическая травма, нанесенная потерпевшей, учитывается судом при решении вопроса о мере наказания подсудимого.
Психологическая травма, нанесенная потерпевшей (в основном это касается несовершеннолетней), имеет не только ближайшие последствия, которые проявляются сразу после преступления – подавленность, страх, тревога, стремление к уединению, нежелание общаться со сверстниками, «уход в себя», попытки суицида и т.д., – но и проявляется в будущей жизни потерпевшей. Одни длительное время не могут прийти к нормальным доверительным отношениям с представителями противоположного пола. Другие же, даже создав семью, могут испытывать сложности в сексуальной жизни на протяжении очень длительного времени.
Проведение судебно-психологической экспертизы в данном случае осложняется тем обстоятельством, что эксперт-психолог, как правило, имеет возможность непосредственного общения с потерпевшей спустя достаточно длительное время после события преступления. Это обстоятельство отрицательно влияет на получение данных, необходимых для правильных выводов о степени осознания потерпевшей характера совершаемых в отношении ее действий.
Обычно следователь, допрашивая потерпевшую, стремится отразить в протоколе как можно полнее обстоятельства преступления, т.е. фактическую сторону дела. При этом не уделяется должного внимания эмоциональной окраске совершенного деяния. А ведь именно эмоциональная окраска преступного события и будет положена в основу оценки экспертом поведения потерпевшей в криминальной обстановке. Психолог-эксперт в ходе своего исследования для формулирования ответов на поставленные перед ним вопросы должен иметь наиболее полную картину внутреннего состояния потерпевшей, как при совершении преступления, так и в повседневной жизни.
Если при допросе потерпевшей специалист-психолог присутствовать не может, то следователь должен выяснить у пострадавшей, кроме обстоятельств преступления, еще и эмоциональную окраску произошедших событий. Необходимо уточнить, в какой момент она поняла, что ей угрожает опасность, как оценивала ситуацию, казалась ли она ей безвыходной. При допросе следователю предстоит выяснить, как она вела себя после случившегося (стремилась уехать в иную местность, перейти в другое учебное заведение, переживала, уединялась, была беззаботной, вела себя как обычно, была возбужденной, подавленной). Потерпевшая должна рассказать, оказывала ли она сопротивление; если была ранее знакома с насильником, то ожидала ли она от него таких действий; проявлялись ли до этого случая с его стороны угрозы; как она прогнозировала события; и т.д.
Затем следователь должен выяснить отношение потерпевшей к случившемуся, определить ее способность оценивать события с социальной, физиологической (в зависимости от возраста), морально-этической сторон и осознавать противоправность совершенных в отношении ее действий, возможность повести себя иначе. Следователю надо установить, что больше всего вызывало страх, тревогу после совершенного насилия, способна ли жертва здраво судить о возможном своем поведении в случае повторения или возникновения аналогичной ситуации, чему научил ее горький опыт, чего опасается потерпевшая в настоящее время.
Протокол первоначального допроса потерпевшей, в котором будут отражены не только фактическая сторона, но и эмоциональная окраска преступления, состояние потерпевшей, послужит в дальнейшем основой для проведения психологической экспертизы. Имея протокол допроса несовершеннолетней потерпевшей с отражением эмоциональной окраски событий преступления и переживаний пострадавшей, зафиксированных следователем сразу после совершенного преступления, психолог-эксперт сможет более качественно провести исследование и с большей достоверностью дать заключение.
Таким образом, правильно осуществленные в комплексе следственные действия смогут послужить неоспоримым доказательством правдивости показаний несовершеннолетней потерпевшей. Оценивая их во взаимосвязи с другими доказательствами, собранными в ходе следственных действий, следователь сможет принять по делу единственно правильное решение.
ЛИТЕРАТУРА
Андреев, И.С. Курс криминалистики / И.С. Андреев, Г.И. Грамович, Н.И. Порубов; под ред. Н.И. Порубова. – Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 335 с.
Андреева Л.А. и др. Расследование изнасилований: Учеб. пособ. – Л., 1980.
Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудяков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждение. М., 1990.
Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостокович Б.В. Криминальная сексология
/ Под ред. Ю.М.Антоняна. М, 1999.
Игошин В.Н. Криминалистическое изучение личности преступника по делам об изнасиловании и его тактическое и методическое значение Учеб. пособие. Ижевск, 1993.
Конышева Л.П., Коченов М.М. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних: Метод. пособие. / Всесоюз. Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1989.
Конышева Л.П. Некоторые теоретические аспекты анализа поведения несовершеннолетней жертвы изнасилования. / Всесоюз. Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка. М., 1989.
Сидорик В.Н. Методика расследования изнасилований. Учеб. пособие. Минск, 1981.
Глава.