Информационные потоки в транспортно-логистических системах доставки товаров
Информационные потоки (ИП), связанные с перевозочными процессами, можно разделить на потоки уровня отдельного транспортного оператора, участвующего в транспортировке (макроуровень), и потоки регионального, государственного или межгосударственного уровня (макроуровня), формируемые министерствами, ведомствами, торгово-транспортными организациями, комиссиями и ассоциациями. На уровне предприятия формируются внутрипроизводственные ИП, связанные с оперативным управлением работой собственных служб, и внешние ИП, связанные с осуществлением коммерческой деятельности на рынке транспортных услуг. Внутрипроизводственные ИП подразделяется на вертикальные (директивно-формальные), носящие характер приказов, распоряжений, отчётов, и горизонтальные (неформальные), носящие координационно-справочный характер. Вертикальный тип ИП определён инструкциями фискальных и законодательных органов, а также принятой в транспортной компании технологией управления. Он достаточно строго формализован как по форме, так и по содержанию. Горизонтальный тип ИП может принимать разные формы в зависимости от уровня развития информационных технологий в предприятии. В целом, проблема рационализации ИП в транспортных компаниях (не говоря об оптимизации) на сегодня плохо исследована и имеются лишь отдельные рекомендации по их организации, основанные на практическом опыте. Впрочем, одна из форм рационализации - техническая - доступна уже сегодня. Она может быть осуществлена в виде внутрипроизводственной системы электронного документооборота на базе стандартных сетевых офисных программных продуктов или с помощью мощных специализированных систем управления потоками документов и деловых операций типа StaffWare. Примерами таких систем являются Excolibur, GroupWise, Sibelius и другие.
Внешние ИП уровня предприятия ориентированы на обеспечение менеджеров, руководителей различных служб и подразделений информацией справочного, делового, законодательного, аналитического и рекомендательного характера из различных внешних источников (рис.11.2). ИП макроуровня служат для обеспечения стабильности и согласованности в регулировании перевозочной деятельности внутри стран и между государствами. Это регулирование осуществляется официальными государственными и международными организациями и ассоциациями на основании:
• конвенций и межправительственных соглашений (министерства транспорта, КВТ ЕЭК ООН - комитет по внутреннему транспорту);
• системы технических, эксплуатационных и таможенных ограничений (таможенные комитеты и службы, рабочие группы КВТ, IRU, Европарламент, ЕКМТ - Европейская Комиссия Министров Транспорта);
• национальных транспортных законов, правил и инструкций (ГИБДД, РТИ, АСМАП).
Рис. 11.2. Внешние информационные потоки уровня транспортной компании
ИП макроуровня организуются между важнейшими государственными службами, призванными осуществлять управление транспортными потоками. Они связывают в единое информационное пространство таможенные службы, контролирующие товародвижение на пограничных переходах, РТИ и её отделения, осуществляющие лицензирование автотранспортной деятельности и контроль за соблюдением перевозчиками национальных и международных транспортных законов. С развитием информационных технологий транспортные компании получает всё большие возможности для оперативного доступа к информационным источникам макроуровня.
Важнейшей для совершенствования технологий управления перевозками, перспективной задачей является построение интегрированных информационных систем для ТК (ИИС), основой которых являются регулярно выполняемые операции учета и первичной обработки документов. На этой основе строится вся иерархическая пирамида ИИС, включая блок решения организационных и тактических задач управления производством и диспетчеризации перевозок, блок стратегических задач планирования работы компании. Главной тенденцией в современных информационных технологиях является целевая направленность информации потребителю - управляющему. Это обеспечивает информационную поддержку принятия решений и позволяет упреждать возможные неблагоприятные события при планировании и организации перевозок, а не следовать за ними.
В качественном отношении ИП также различаются, поскольку для эффективной работы предприятия необходима информация разного рода: простая справочная; сведения о текущей оперативной работе на местах; специальная, необходимая для принятия управленческих решений. Последняя является продуктом высоких информационных технологий (Data Mining), отличающихся наукоёмкостью и сложностью производства. Эта информация получается в результате интеллектуального анализа данных низшего уровня и решения задач высшего уровня сложности, венчающих общую информационную пирамиду (рис.11.3). Пирамида строится с основания. Подсистемы или задачи, составляющие основу пирамиды и обеспечивающие первичную обработку данных, поглощают большую часть информационно-вычислительных ресурсов.
Рис.11.3. Нейронная схема построения информационной пирамиды ТК:
1-обработка путевых документов; 2-учёт транспортных средств; 3-снабжение;
4-организация обслуживания и ремонта; 5- зарплата; 6-бухгалтерские и финансовые операции; 7-учёт персонала; 8-диспетчеризация перевозок; 9-заключение контрактов; 10-прочее
Коммерческая перевозочная деятельность сопровождается большим количеством документов. Например, партия товаров при международной торговой сделке содержит до 12 специальных сопроводительных документов. Особая, проблема в документообороте - ошибки в данных и в процедурах доставки документов или информации адресату. Эти ошибки приводят не только к дополнительным издержкам, задержке отправок товаров, но и могут являться причиной его утери, срыва контрактов и потери доверия клиентов (табл.11.2). Наконец, в сложных транспортно-логистических цепях они могут привести к обесцениванию технологических, организационных и структурно-финансовых преимуществ. В значительной мере эти проблемы решаются применением систем электронного документооборота EDI (рис.11.4-11.5).
Рис.11.4. Простейшая схема EDI в системе платежей
ИП в электронной форме часто имеют место в современных мониторинговых системах. Например, группой компаний BTL Transport&Logistics (www.btl.se) реализована открытая для клиентов система контроля за движением грузов по номерам товаротранспортных документов (ТТД) (рис.11.6).
Проблематика EDI на транспорте в целом достаточно развита и широко представлена в крупных международных экономических и транспортно-телематических (TACIS, TEDIM и др.). Имеются удачные практические реализации этой формы информационного обмена на основе стандарта EDIFACT (www.editrans.ru, www.gost.ru, табл.11.1), например, на Октябрьской железной дороге. В системах, использующих EDIFACT, для формализации документов реализуются:
• единый синтаксис текста документов;
• единый формат представления элементов сообщений;
• выбор элементов сообщений из текста документа. Сама технология EDIFACT включает:
• универсальный язык для формализованного описания коммерческих документов;
• набор классификаторов (директорий) содержания реквизитов в коммерчесих документах (груз, страна, валюта, условия доставки и т.п.);
• набор стандартных форм документов (коносамент, внешнеторговый контракт, грузовая таможенная декларация, документ контроля доставки и др.)
Для представления документов в удобных для работы привычных пользовательских форматах применяются прямые и обратные конверторы текстов. Формализация исходных документов осуществляется на основе международного стандарта передачи сообщений EDIFACT (ISO 9735). Для часто применяемых стандартных документов в сфере торговли разработаны типовые EDIFACT-представления. Сообщения строятся на основе EDIFACT-директорий, которые постоянно расширяются. Разработано программное обеспечение для информационного обмена в стандарте EDIFACT.
Рис.11.5. Схема информационных потоков в цепях с транспортно-логистическим центром (ТЛЦ).
.
В условиях высокой конкуренции на рынке транспортных услуг возможно активное формирование случайных логистических цепей, особенно при наличии развитой сети виртуальных экспедиторских и агентских компаний. В этом случае информационные потоки будут формироваться по ПЭ1 Ill-схеме (Потребитель - Экспедитор - Поставщик - Перевозчик, рис.11.7). ПЭПП или CFSC- цепи (Consumer - Forwarder - Supplier - Carrier) формируются случайным образом, случайным инициатором - экспедитором из представляющего рынок транспортно-логистических услуг информационного массива «спрос — предложения». Конкретные ПЭПП-цепи возникают как реализации соответствующих спросу предложений на основе экспедиторских предпочтений. Совокупность ПЭПП-цепей определяет случайную транспортную сеть на рынке транспортных технологий и операций, в структуре ИП которых доминируют сведения о спросе, предложениях, заключённых контрактах и результатах транспортных операций.
Рис.11.7. Схема формирования информационных потоков в ПЭПП-цепях
Эффективность ПЭПП-цепей обеспечивается благодаря высокой степени автоматизации обработки информационных потоков.