Оперативно-розыскных мероприятий
Каждое искусство (каждая система искусств)
состоит из правил и из теоретических положений,
оправдывающих эти правила
Дж. С. Лилль
ОРД – это искусство оперативной работы.
А. Маркушин
В федеральном законе об ОРД определены основания проведения ОРМ.
Наличие возбужденного уголовного дела является общим основанием для всех ОРМ, которые могут проводиться как при наличии подозреваемых по делу, так и при отсутствии их в силу того, что одной из основных задач ОРД является выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, к ним причастных (ст. 2 Закона об ОРД). При наличии уголовного дела ОРМ целенаправлены на содействие процессу доказывания, и, прежде всего, по установлению юридически значимых обстоятельств: события преступления, виновность лиц, характер и размер вреда, причиненного преступником, и других, установить которые только процессуальным путем невозможно или крайне затруднительно.
Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления (не известны лица, его совершившие), то органы, осуществляющие ОРД, не ожидая от субъекта расследования отдельного поручения, обязаны принять необходимые ОРМ по установлению подозреваемых.
Решение следователя о возбуждении уголовного дела и применении ОРМ оперативным работником происходит фактически одновременно в ситуациях выезда на место происшествия следственно-оперативной группы и работе ее в раскрытии преступления по горячим следам.
В случае неустановления подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений заводится дело оперативного учета (оперативно-поисковое дело) не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела.
Успех в раскрытии и расследовании преступлений во многом обусловлен эффективностью взаимодействия следователя и оперативного работника с момента обнаружения признаков преступления. Но здесь вновь видна законодательная несогласованность их позиций. Заметим, что следователь, возбудив уголовное дело, не обращается в оперативный аппарат за содействием. Оперативно-розыскной орган по собственной инициативе заводит указанное дело оперативного учета, включая в него значимые сведения из возбужденного уголовного дела.
Несколько иначе решен вопрос о розыске известных подозреваемых. Он в силу указаний закона (ч. 2 ст. 210 УПК) должен быть поручен органам, осуществляющим ОРД, как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Но ведь розыск известных преступников, несмотря на его важность и необходимость, является все же работой последующей, а первичной – все-таки установление их причастности к данному преступлению, о котором следователь не информирует официальный орган, осуществляющий ОРД. Это, кстати говоря, не только основание для проведение ОРМ, но и совместная работа по планированию и осуществлению согласованных следственных и оперативно-розыскных действий.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются и ставшие известными органам, осуществляющим ОРД сведения о:
– признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
– событиях или действиях (бездействиях), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
– лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.
Законодатель, однако, не указывает, каким образом эти сведения стали известны оперативно-розыскным органам. Исходя из анализа действующего законодательства и, главным образом, оперативно-розыскной практики, надо полагать, что «ставшими известными» сведения могут быть благодаря следующим источникам:
1. Заявления и сообщения о преступлении, которые согласно ст. 140 УПК являются поводами к возбуждению уголовного дела в ситуациях, когда ввиду отсутствия достаточных данных невозможно принять обоснованное решение о возбуждении уголовного дела. В соответствии с нормативными предписаниями необходимо провести проверочные действия с помощью ОРМ в указанные в законе сроки (ст. 144 УПК) без производства предварительного следствия.
Если в результате проверки появится возможность решить вопрос о возбуждении уголовного дела, то ОРМ могут быть продолжены по согласованию с субъектом расследования при наличии основания (возникшего дела).
2. Основанием для проведения ОРМ будут являться и сведения, содержащиеся в средствах массовой информации, о тех или иных фактах, имеющих криминальные признаки, и в силу этого требующие их проверки.
К основаниям можно отнести и сообщения лечебных учреждений об обращении граждан с травмами специфического характера (огнестрельными, осколочными, колото-резаными и т. п.).
Важное значение имеет аналитическая работа оперативно-розыскных органов по анализу и оценке оперативной обстановки на объектах и в отраслях оперативного обслуживания, в результате которой могут быть выявлены признаки подготавливаемых, совершаемых или совершенных замаскированных экономических и иных преступлений, требующих углубленного исследования (разработки) с помощью оперативно-розыскных мероприятий.
3. Информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, в том числе и на конфиденциальной основе.
Она, как правило, имеет серьезную оперативную ценность и, в свою очередь, является основанием для комплексного осуществления ОРМ в целях проверки ее достоверности и получения иных, гласных источников, располагающих сведениями о признаках преступления и лиц, к ним причастных. Таким образом, «имеющиеся сведения» – не только и не столько ожидаемые оперативно-розыскным органом необходимые сообщения, но их повседневная профессиональная оперативно-поисковая деятельность по выявлению признаков преступления и лиц, к ним причастных. Это, кстати, прямо зафиксировано в определении законом задач органов, осуществляющих ОРД (ст. 2 Закона об ОРД). Постоянство активной разведывательной деятельности вытекает из функций оперативно-розыскных органов. Если говорить об их специфике, то оперативная работа не должна прекращаться с момента совершения преступления по факту его очевидности до установления лиц, его совершивших (от преступления к преступнику), и далее по обеспечению расследования, например, по линии уголовного розыска. В данной ситуации никаких отдельных поручений следователю не нужно направлять, поскольку у оперативного работника имеется дело оперативного учета (оперативно-поисковое) по факту нераскрытого преступления. Если основные функции сотрудников оперативных подразделений – выявлять тайно подготавливаемые и совершаемые преступления (экономические, налоговые, деятельность организованных преступных формирований и т. п.), а это свойственно аппаратам БЭП, то они проводятся по обнаружению признаков криминального деяния с одновременным установлением лиц, его совершивших (чаще всего работают от подозреваемых к преступлению) на объектах путем внедрения в преступные группы и т. д.
Основанием по проведению оперативно-розыскных мероприятий по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, является постановление субъектов расследования, которое выносится в соответствии со статьей 210 УПК «Розыск подозреваемого, обвиняемого» и определения суда. К постановлению прилагаются справка о личности, копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, копия постановления об избрании меры пресечения. После проведения первоначальной проверки, но не позднее 10 суток с момента получения постановления оперативно-розыскной орган заводит соответствующее дело оперативного учета (розыскное дело) и в плановом порядке осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия.
Организация и тактика розыска преступников регламентирована ведомственными нормативными актами и, в частности, Инструкцией об организации розыскной работы.
Розыск, как уже было отмечено, в зависимости от его временных этапов, личности разыскиваемого преступника, степени общественной опасности совершенных им деяний и других факторов подразделяется на местный, федеральный и международный. Вид розыска определяет оперативно-розыскной орган.
Наличие сведений о лицах, пропавших без вести, и об обнаружении неопознанных трупов также является основанием для проведения ОРМ. Первоначальные сведения, как правило, поступают от заинтересованных граждан, организаций, учреждений и предприятий. При этом органами одновременно решаются задачи по обнаружению местонахождения лица, установлению личности трупа и отрабатывается версия о криминальном характере заявленного факта исчезновения лица и обнаружения трупа.
В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Письменные поручения субъектов уголовного процесса – должностных лиц – на стадиях досудебного производства обязательны для исполнения органами, осуществляющими ОРД (п. 2 ст. 14 Закона об ОРД). Они направляются участниками процесса руководителю соответствующего правоохранительного органа, указанного в статье 40 УПК (ст. 13 Закона об ОРД), который дает распоряжение об их исполнении подчиненным ему сотрудникам оперативных аппаратов.
Актуальный вопрос о сроках исполнения поручений о проведении ОРМ законодательно не разрешен. Некоторые теоретики и практики пытаются их определить 10 сутками, ссылаясь на требования части 1 статьи 152 УПК РФ, которые обязывают органы дознания выполнить поручения именно в этот срок. Но данная норма предусматривает случаи дачи поручений по производству следственных или розыскных действий в другом месте. Аналогия здесь, на мой взгляд, неуместна.
Оперативно-розыскные мероприятия в зависимости от поставленной субъектом расследования задач с учетом их характера, сложности подготовки и проведения могут потребовать гораздо большего времени, поэтому срок должен быть согласован, по крайней мере, ориентировочно на уровне руководителей взаимодействующих органов.
Практика показывает, что нередко перечень выдвинутых перед оперативно-розыскным органом проблем в ходе их разрешения существенно расширяется, и оперативная работа по поручению идет в тесной взаимосвязи с расследованием с неоднократными встречами заинтересованных субъектов, обменом информацией, способствующей как проведению ОРМ, так и следственных действий.
Большое значение принадлежит формулировке содержания поручения. Оно должно ставить перед сотрудниками оперативного подразделения ясные вопросы по разрешению задач расследования, но без предложений по осуществлению конкретных ОРМ, организации и тактике их проведения. Это прерогатива оперативных работников.
Субъект расследования должен, по-возможности, максимально проинформировать сотрудника оперативного аппарата об обстоятельствах, могущих способствовать выполнению его поручения.
Относительно такого основания, как запросы других оперативных аппаратов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, необходимо отметить следующие особенности.
Запрос должен отвечать требованиям организационно-исполнительного документа с указаниями имеющихся законных оснований для проведения конкретного ОРМ. Если при этом выполнение ОРМ сопряжено с определенными ограничениями, предусматривающими разрешение руководителя органа, осуществляющего ОРД или суда, то запрашивающий орган сам должен побеспокоится об этом и представить вместе с запросом соответствующие постановления. В других, не терпящих отлагательства случаях, запросы могут быть сделаны и в устной форме, но затем подтверждены письменно.
Что же касается запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то, разумеется, не сами по себе запросы являются основанием для проведения ОРМ (думается, что не совсем корректно сформулировано в законе положение), а содержащаяся в них информация о конкретных криминальных фактах и лицах, причастных к ним. Причем, эти факты должны соответствовать сущности правонарушений, определенных отечественным законодательством и отвечать основаниям проведения ОРМ по нашему оперативно-розыскному закону.
Иначе говоря, принимать решения по выполнению международных поручений необходимо строго руководствуясь внутренним национальным законодательством.
Следует особо отметить, что органы, осуществляющие ОРД, могут быть привлечены к обеспечению защиты участников уголовного процесса при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иным опасным противоправным деянием (ч. 3 ст. 11 УПК).
Основанием для проведения ОРМ в таких ситуациях является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации[146].
К числу лиц, подлежащих защите, относятся судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжные заседатели, следователи, судебные исполнители и должностные лица контролирующих органов, а также их близкие. Применение мер безопасности возложено на органы внутренних дел.
К защищаемым лицам относятся и должностные лица органов внутренних дел, ФСБ, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, а также их близкие. Защита возложена на указанные органы.
Меры безопасности в отношении должностных лиц: военных судей, прокуроров, лиц, производящих дознание, и их близких осуществляются начальствующим составом военных организаций (частей и учреждений).
Основная функция по организации исполнения запросов, имеющих международный характер, возложена на НЦБ Интерпола МВД России, НЦБ в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Национальное бюро Интерпола иностранных государств запросы и сообщения правоохранительных и иных государственных органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления иных, в том числе и оперативно-розыскных мероприятий. Официальные запросы, направляемые в НЦБ Интерпола России, должны содержать исчерпывающую информацию о событиях, фактах и лицах, составляющих предмет обращения, а также сведения, которые могли бы способствовать разрешению интересующих стороны вопросов.
Порядок исполнения запросов по линии Интерпола регламентирован Инструкцией о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 11 января 1994 года № 10.
Под международными запросами следует понимать и запросы правоохранительных ведомств стран СНГ. Правовой основой их исполнения является Соглашение о взаимодействии МВД независимых государств в сфере борьбы с преступностью и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Принятию решения в форме мотивированного постановления предшествуют определенные обращения должностных и иных лиц или оперативно-розыскная информация, свидетельствующая об угрозе безопасности защищаемых лиц, проверка и удостоверение в реальности такой угрозы.
Для обеспечения защиты лиц и их имущества могут приниматься самые различные меры в зависимости от обстоятельств, им угрожающих, источников потенциальной опасности и возможностей самих защищаемых лиц и их близких (личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты или сообщения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, визуальное наблюдение, использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров, временное помещение в безопасное место, замена документов и др.). Избранные меры не должны ущемлять жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц.
Проведение ОРМ в отношении защищаемых лиц, которые по общему правилу требуют судебного разрешения, допускается без санкции суда лишь при наличии постановления органа, осуществляющего ОРД, выписанного на основании их заявления и согласия на прослушивание их телефона, просмотра их переписки, почтовых, телеграфных и иных отправлений, осмотра жилища. Защищаемому лицу могут даваться определенные советы, следование которым необходимо для его безопасности.
Установление конкретных мер защиты, сроков их осуществления с ведома защищаемого лица указываются в постановлении о применении мер безопасности, которое является основанием для проведения ОРМ.
Кроме указанных оснований для проведения ОРМ, органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:
– о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
– о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
– о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления;
– об установлении или о поддержании лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;
– по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;
– о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Сбор данных помогает обосновать принятие указанных решений, исключить обстоятельства, которые могут отрицательно сказаться на соответствующих видах деятельности, создавать угрозу безопасности государства, собственной безопасности его правоохранительных органов.
Сбор оперативно-розыскных данных необходим также для предотвращения утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, пресечения проникновения в оперативно-розыскные аппараты представителей криминальной среды, выявления фактов совершения должностных преступлений, коррумпированности сотрудников, осуществляющих ОРД.
Совершенно очевидно, что должны быть собраны сведения о гражданах, признанных судом недееспособными, судимыми или находящимися под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, состоящих на учете в психиатрических или наркологических лечебных учреждениях и претендующих на работу на объектах оборонного комплекса, атомной энергетики и объектах, потенциально представляющих повышенную экологическую опасность.
Собранные оперативно-розыскным путем сведения могут быть приняты для обоснования решения о допуске лица и к государственной тайне, и к получению допуска к разрешению вопросов, связанных с ОРД, и выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
В последнее время увеличивается число частных охранных предприятий (ЧОП), но к сожалению, как показывает практика, их действия не всегда являются правомерными. В их рядах находятся бойцы с психическими отклонениями, употребляющие наркотики, уволенные из правоохранительных органов по отрицательным мотивам, но официально не указанным в документах, представляемых для устройства на такую работу, однако вооруженными и имеющими на это право.
Для сбора необходимых данных по принятию указанных решений применяются оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с законодательными условиями (ст. 8 Закона об ОРД), а именно: запрещается применение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Исключение составляют меры по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД. В обоснование данного решения может применяться весь комплекс определенных законодателем оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 Закона об ОРД)[147]. Но и в последнем случае разрешается осуществлять ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан (п. 8–11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Они особо оговорены в специальной норме (ст. 8 и 8.1 Закона об ОРД).
По ходу раскрытия сущности конкретных ОРМ мной эти условия в определенной мере были рассмотрены. Не повторяясь, отмечу лишь некоторые особенности этих условий.
Прежде всего, в специальной норме, посвященной условиям проведения ОРМ, продекларирован принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований «гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное положение, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом» (ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД).
Это конституционный принцип (ст. 19 Конституции РФ). Исключения из этого обязательного правила также должны быть оговорены в Конституции, а затем уже конкретизированы, при необходимости, в Федеральном законе. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 91, 98, 122) неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального собрания РФ, судьи, прокуроры и уполномоченный по правам человека в РФ.
На основании статьи 98 Конституции РФ главы Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 8. мая 1994 года № 3-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ)[148] уточнил, что неприкосновенность депутата распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
Исходя из такого конкретного предписания, можно сделать вывод о том, что проведение ОРМ в отношении депутатов в принципе возможно, но с учетом недопустимости вхождения в указанную сферу.
При этом следует иметь в виду и такое важное разъяснение Конституционного Суда РФ в постановлении от 20 февраля 1996 года № 5-11[149], согласно которому речь о неприкосновенности должна идти лишь по отношению к действиям по осуществлению депутатской деятельности. Конституционный Суд в своем постановлении по делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 статьи 18 статей 19 и 22, статьи 20 указанного Закона о статусе депутатов признал, что эта норма соответствует Конституции только в случае, если речь идет о действиях по осуществлению депутатской деятельности; в остальных же случаях норма конституционна, т. е. привлечение парламентария к уголовной ответственности или его допрос могут производится без согласия соответствующей палаты. Однако и в этих случаях по завершении дознания и следствия для передачи дела в суд требуется, согласно постановлению Конституционного Суда РФ, все же соглашение соответствующей палаты Федерального Собрания.
При общей логичности такого подхода остается открытым вопрос о том, как отличить деяния, совершенные парламентарием при осуществлении своего мандата, от прочих его деяний. Очевидна необходимость законодательного ответа на этот вопрос. Следовательно, проведение ОРМ вне области их депутатских полномочий вполне допустима. ОРМ, как известно, в основе своей направлена на выявление фактов подготовки и совершения преступлений. Иное дело, что противоправные действия лиц могут быть совершены путем злоупотребления полномочиями, но это уже относится скорее к способу криминальных действий. Более того, в статье 98 Конституции РФ оговорено, что член Совета Федерации РФ и депутат Государственной Думы РФ может быть задержан на месте преступления и подвергнут обыску. Совершенно очевидно, что до этого и в момент задержания могут быть проведены соответствующие ОРМ.
Неприкосновенность судьи (независимо от должности и отношения к конкретному виду суда) гарантирована статьей 122 Конституции РФ. Суть ее выражается в том, что никто не может лишить судью свободы или подвергнуть другим мерам принуждения, привлечь к уголовной ответственности без соблюдения особой процедуры, определенной федеральным законом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1[150] проникновение в жилище или служебное помещение судьи, его личный или используемый им транспорт, проведение там досмотра, обыска или выемки, прослушивание телефонных переговоров, досмотр корреспонденции могут допускаться только в связи с расследованием уголовного дела в отношении этого судьи.
Таким образом, сущность неприкосновенности заключается в особом порядке привлечения к уголовной ответственности, проведение же ОРМ в отношении каких-либо судей допустимо практически на общих основаниях с учетом указанных ограничений. Однако и эти ограничения могут быть сняты с возникновением уголовного дела.
Определенный объем неприкосновенности имеют прокуроры и следователи прокуратуры. В статье 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ[151] сказано, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. К этой же категории следует отнести председателя и сотрудников следственного комитета при прокуратуре.
Это означает, что оперативный работник не имеет права инициировать и осуществлять по собственному усмотрению оперативно-розыскную проверку и разработку указанных должностных лиц прокуратуры. При получении оперативно-розыскной и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступном деянии сотрудником прокуратуры орган, осуществляющий ОРД, обязан уведомить вышестоящего прокурора, который и может поручить проведение необходимых ОРМ в целях проверки достоверности сведений.
Неприкосновенность уполномоченного по правам человека в РФ закреплена в статье 12 Федерального закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ, в соответствии с которой уполномоченный без согласия Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Этот случай влечет за собой устранение неприкосновенности и автоматического наступления возможности проведения процессуальных оперативно-розыскных действий.
Неприкосновенность распространяется на жилье и служебное помещение уполномоченного, его багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы. Однако это вовсе не исключает возможности проведения ОРМ вне сферы неприкосновенных прав.
Особые правовые условия действуют в отношении ОРМ, требующих, во-первых, судебного разрешения, и, во-вторых, вынесения специального постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД. К первой группе относятся ОРМ, которые ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина. Это негласное обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи.
Законодатель ставит следующие обязательные условия для указанных ОРМ:
– наличие информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния (или лицах, к нему причастных), по которому производство предварительного следствия обязательно, о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
– вынесение судебного решения в форме мотивированного постановления.
Вместе с тем, принимая во внимание закономерности практики борьбы с преступностью, законодатель допускает исключения из обязательных указанных правил (условий). К ним отнесены:
– случаи, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
– наличие требующих немедленного реагирования данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности Российской Федерации.
Данные исключительные случаи должны иметь отношение к деяниям, которые в зависимости от характера и степени общественной опасности относятся к преступлениям, предварительное следствие по которым обязательно (п. 4 и 5 ст. 15 УК РФ), создавать реальную угрозу их совершения и наступления и требовать быстрых мер по их разрешению.
В целях немедленного пресечения преступлений или принятия иных предусмотренных законом мер, допустимо проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан лишь на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, но с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ, орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение. Смысл подобного дозволения очевиден: он предполагает наличие оснований проведения ОРМ, но острую нехватку времени для оформления и получения судебного разрешения. Отказ судьи в разрешении ОРМ ведет к немедленному его прекращению.
Результаты, полученные в ходе ОРМ без судебного разрешения, не будут иметь доказательственного значения. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года № 8[152] указано, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан, могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь когда они получены с разрешения суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Законодатель выделяет положение, согласно которому прослушивание телефонных и иных переговоров без разрешения судьи допустимо, но при следующих условиях:
– необходимо письменное заявление или согласие лица на прослушивание телефонных переговоров, ведущихся с их телефонов;
– наличие сведений о возникновении угрозы жизни, здоровью или собственности этих лиц, источниками сведений могут быть сами заявители либо оперативно-розыскная информация;
– вынесение постановления с обоснованием необходимости использования предоставленной возможности прослушивания телефонных переговоров и его утверждение руководителем органа, осуществляющего ОРД. О принятом решении либо уже начавшемся ОРД орган, его проводивший, обязан уведомить соответствующий суд (судью) в течение 48 часов.
Ко второй группе ОРМ относятся: проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц, а равно лиц, оказывающих им содействие. Эти ОРМ проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Ясно, что разрешение руководителя в форме специального постановления вызвано необходимостью установления более строгого управленческого контроля за мероприятиями, отличающимися особой сложностью, требующими надлежащего правового, организационного, технического и финансового обеспечения, тщательно разработанных тактических приемов осуществления. Правовые условия проведения данной группы мероприятий мной уже рассмотрены подробно применительно к каждому из указанных ОРМ.