Факторы, учитываемые при выборе перевозчика

После определения вида транспорта необходимо принять решение по конкретному перевозчику (экспедитору) и маршруту перевозки. Исследование, проведенное Центром углубленного изучения закупки (США) в 1991 году, показало, что наиболее важными факторами при определении выбора перевозчика являются:

своевременность доставки (25%);

ставки оплаты (18%);

география бизнеса (10%);

время в пути (10%);

возможность отслеживания перевозки (6%);

внимательное обращение с грузом (6%);

финансовое состояние перевозчика (5%);

возможность доставки "от двери к двери" (4%);

самый прямой маршрут(3%);

тип оборудования (3%);

удобное распи­сание (3%);

рассмотрение претензий (2%);

страхование грузов (1%);

их консолидация (1%);

возможности электронного обмена данными (1%);,

возможно­сти по сосредоточению/рассредоточению (1%).

Эта информация должна составлять часть заказа на закупку. Поку­пателю рекомендуется следить за осуществлением перевозки с тем, чтобы убедиться, что она идет по плану.

При выборе вида перевозки, перевозчика и маршрута рекомендуется учитывать следующие факторы:

Требуемый срок доставки товара. Требуемая дата получения продукции может существенно упростить выбор вида перевозки. Если необ­ходима доставка товара из отдаленного пункта в течение двух дней, то, возможно, единственным приемлемым вариантом здесь будет воздушная перевозка. Если есть больше времени, то можно рассмотреть другие вари­анты. Большинство перевозчиков представят расчеты времени на доставку товара, и покупатель также может положиться на прошлый опыт использо­вания конкретных видов транспорта и перевозчиков. Спрос на услуги по доставке товара к определенному времени появляется, если менеджеры компании обращают внимание на сокращении временного цикла и управление запасом.

Надежность и качество обслуживания. Надежность перевозчиков, предлагающих услуги по перевозке между одними и теми же пунктами, различается. Перевозчики могут:

быть более внимательным к потребностям клиента;

серьезнее относиться к своим обязательствам;

лучше сохранить перевезенный товар. Прошлый опыт покупателя является луч­шим показателем качества обслуживания.

Предоставляемые услуги. Если товар, который необходимо перевезти, является крупным и нестандартным, то требуется конкретный вид транспорта. Особенность груза может определить отдельных перевозчиков, у которых есть уникальное оборудование для выполнения этой работы. По мере роста спроса на услуги третьей стороны в области логистики, грузоотправители в дополнение в транспортным услугам, нуждаются в таких услуга­х, как складирование, управление запасом, управление звеньями цепи снабжения.

Тип перевозимого товара. Например, перевозка жидкой продукции потребу­ет железнодорожных цистерн, танкера или трубопровода. Кроме того, из соображений безопасности перевозка опасных материалов может оказаться невыполнимой для ряда перевозчиков или по некоторым маршрутам.

Объем перевозки. Товары небольшого размера и объема часто перевозятся почтовой службой или экспедиторами воздушных перевозок. Товар более крупных объемов, скорее всего, будет отправлен экономичным способом, по железной дороге или автомобильным транспортом.

Возможность повреждений товара. Конкретные виды товара, как, например, китайский фарфор или электроника, по своей природе подверже­ны высокому риску при перевозке. В этом случае покупателю следует выбрать такой способ доставки и перевозчика, при котором товар прибудет из пункта отгрузки прямо в пункт своего назначения, без передачи его другому перевозчику на пунктах распределения. Покупатель несет ответ­ственность за то, чтобы груз был упакован в соответствии с его типом и видом транспортировки.

Стоимость транспортных услуг. Покупатель должен выбрать вид транспорта, перевозчика и маршрут, который обеспечит безопасную перевозку товара, к нужному времени, по самой низкой ставке общих транспортных расходов. Это требует хорошего знания классификации перевозки и тарифов. Кроме того, покупатель может торговаться при приобретении транс­портных услуг, как и при выборе поставщика при осуществлении других видов закупок.

Финансовое положение перевозчика. При перевозке груза любого объема могут произойти механические повреждения, которые приведут к претен­зиям. Если перевозчик испытывает финансовые затруднения или неплатежеспособен, то их разрешение становится проблемой. Поэтому, покупатель должен избегать тех перевозчиков, финансовое положение которых неус­тойчиво.

Работа с претензиями. Быстрое и эффективное расследование и разреше­ние претензий о повреждении при перевозке товаров является еще одним ключевым фактором при выборе перевозчика.

Системы рейтинга перевозчиков. Кроме того, отныне покупатель не "замкнут" только на конкретных перевозчиков, но может выступать за замену перевозчика или разделение бизнеса между конкурирующими перевозчиками. В отношении тех 20% перевозчиков, с которыми компания совершает 80% объема своих сделок, имеет смысл разработать и использовать систему рейтинга деятельности перевоз­чиков. Пример таблицы, разработанной менеджерами одной из компаний для оценки взаимодействия с каждым перевозчиком, представлен в табл. 5.1.

Таблица 5.1.

Таблица определения рейтинга перевозчика

Название компании-перевозчика____________ Дата ___________

Решение о качестве выполнения заказа (обведите кружком только одно):

Понижение качества На прежнем уровне Рост качества

Области оценки:

Филиал/предприятие

Отслеживание, экспедирование (0-5): реагирует быстро, точно.

Услуги по отправлению груза и его доставке (0-10): надежный, по расписанию, ориентированный на обслуживание клиента.

Потеря груза и его повреждение (0-5): случайность, быстро разрешает проблему, хороший контроль.

Надежность при перевозке (0-10): выполнение услуги, удовлетворение клиента.

Состояние оборудования (0-10): отремонтировано, нанесена соответствующая символика.

Специальное обслуживание и модернизация (0-10): по просьбе определяет местоположение трейлера, имеет парк трейлеров, обеспечивает прием особого груза и его доставку.

Корпоративные

Выставление счета (0-5): точность, выставляет оригиналы счета за перевозку.

Финансовые вопросы (0-15): быстрое дебетование / кредитование, начисление эксплуатационных расходов, тенденции, слияния, покупки.

Услуги (0-10): отслеживание, экспедирование, в целом готовность к сотрудничеству.

Процент предъявляемых претензий, удовлетворение претензий в прошлом, программа контроля убытков и повреждения товара.

База данных (0-15): автоматизированные системы, совместимый интерфейс.

Модернизация (0-5): лидер индустрии,новые идеи, ориентированный на распределение.

Ценообразование (0-5): готовность к переговорам, способность действовать самостоятельно, при необходимости – консультирует грузоотправителя.

Наши рекомендации