Логистика сбыта и распределения. Распределительная (сбытовая) логистика – это процесс управления экономическим и
Распределительная (сбытовая) логистика – это процесс управления экономическим и физическим распределением товаров с целью доведения их до покупателей на основе координации и интеграции действий участников этого процесса. Цель распределительной логистики – обеспечение конкурентоспособного уровня обслуживания покупателей посредством обеспечения доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
В стратегии распределительной логистики можно выделить две основополагающие стороны: изучение потребностей рынка, установление способов и методов наиболее полного удовлетворения этих потребностей. Поиску решения этих проблем для предприятия и должны быть посвящены исследования студента, выбравшего данную тематику.
Для продукции предприятия следует выбрать наиболее эффективную систему распределения с рациональным числом каналов путем экономического сравнения из нескольких возможных. При определении суммарных издержек следует учитывать издержки по содержанию запасов и реализации продукции, годовые транспортные затраты, а также единовременные затраты, накапливающиеся за расчетный период. Кроме того, сравнить системы распределения нужно по сроку окупаемости. Для принятой системы распределения требуется оценить характер своей продукции с точки зрения их равномерности и ритмичности, учитывающих вероятностный характер процесса поставок.
Если предприятие строит систему распределения, состоящую из центрального распределительного объекта и нескольких филиальных подразделений, то для определения их географического расположения целесообразно использовать «гравитационный» метод, учитывающий расстояния, объемы грузопотоков и транспортные тарифы.
В курсовой работе целесообразно рассмотреть возможность создания логистического центра (ЛЦ), представляющего собой продукт интеграционного взаимодействия различных компаний. Основная цель такого взаимодействия – увеличение извлекаемой прибыли при координации совместных усилий и обеспечения информационной поддержки движения товаров. ЛЦ, по сути, представляет собой симбиоз маркетинговых и информационных центров, оптово-посреднических и логистических компаний. Разновидностями ЛЦ могут являться транспортно-распределительные, транспортно-логистические, терминальные комплексы, информационно-логистические центры. Различные формы такой логистической интеграции широко распространены в развитых зарубежных странах. Вследствие этого участники движения товаров получают новые возможности и преимущества за счет оптимизации товарных потоков и сокращения цепи поставок. Повышение маневренности и информационная поддержка участников также прибавила конкурентных преимуществ компаниям, пользующихся услугами ЛЦ.
В этом случае функции логистического центра нужно проанализировать с позиции их разделения разделить на две составляющие - функции организации и контроля.
В первый блок должны входить:
- организация логистических цепочек;
- заключение комплексных договоров с клиентами на доставку грузов и осуществление сопутствующих операций, связанных с перевозкой, в том числе нетранспортных логистических операций (таможенная очистка и другие);
- обеспечение информационного взаимодействия с железными дорогами, а также с иностранными участниками логистических цепей;
- маркетинговые исследования рынка;
- предоставление клиентам справочной информации и т.д.
Второй блок функций должен включать:
- контроль выполнения логистических цепей, транспортных и других операций, возникающих в пути следования грузов;
- оперативный анализ нарушений согласованного графика перевозки грузов;
- разработку предложений по ликвидации или минимизации последствий сбоя в логистической цепи.
Рекомендуемые источники по разделу:
а) основная литература: [1, 3, 5, 8, 9].
б) дополнительные источники: [1, 6, 9, 10, 13].
Складская логистика
Складская логистика – проектирование, организация и управление складом, а также управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.
В рамках данной тематики студенту следует проанализировать складское хозяйство предприятия по эффективности выполнения следующих функций:
· накопление необходимых запасов топлива, сырья, материалов, изделий и т. п. и бесперебойное обеспечение ими всех потребителей;
· обеспечение сохранности всех материальных ценностей;
· осуществление рациональной организации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ с минимальными затратами труда и денежных средств;
· осуществление необходимой подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению;
· организация централизованной доставки материалов и изделий к местам потребления;
· содействие точному расходу материалов согласно установленным нормам и эффективному использованию отходов и тары;
· своевременное выявление излишних материальных ценностей, не используемых для производственно-хозяйственных нужд предприятия;
· обеспечение предприятия необходимой информацией о наличии запасов материальных ценностей, их поступлении и расходе.
Студенту следует также описать складские операции, которые традиционно выстраиваются в цепочку: разгрузка транспорта → приемка товаров → размещение товаров на хранение → отборка товаров из мест хранения → комплектование и упаковка товаров → погрузка; внутрискладское перемещение грузов.
Осуществляется определение общей площади склада с учетом расчета площадей: полезной, приемочной (отпускной), служебной, вспомогательной; определяются горячие и холодные зоны склада. Целесообразно изобразить склад схематично.
При проектировании логистической системы складирования студент должен уделить внимание следующим вопросам:
Решить: иметь свой склад (в собственности, в аренде, в субаренде) или пользоваться складами общего пользования. Это классическая задача логистики, которая по критерию минимума совокупных затрат позволяет оценить всевозможные формы организации складирования и выбрать экономически наилучший вариант. Студент должен охарактеризовать складские документы и по возможности привести их в приложении.
Определить: сколько складов иметь в логистической системе и где их разместить. Для определения оптимального количества складов необходимо в разрезе всей системы распределения предприятия оценить, как в зависимости от изменения количества складов изменяются издержки (затраты на транспортировку и содержание запасов, затраты, связанные с эксплуатацией складского хозяйства и с управлением распределительной системой). Исследуется также зависимость потерь продаж, вызванных сокращением числа складов и соответствующим удалением снабжающего склада от потребителей.
Студенту целесообразно провести анализ места расположения имеющегося склада предприятия на обслуживаемой территории или дать рекомендации по оптимальному размещению распределительных центров (складов) с помощью «гравитационного» метода или других методов.
Если склад располагается в современном логистическом комплексе, то следует охарактеризовать этот комплекс.
По проблеме рационального хранения запасов на складе целесообразно использовать метод ABC и XYZ – анализа. Результатом АВС - анализа является группировка хранимых объектов по степени влияния на общий результат. XYZ – анализ подразумевает использование единственного критерия классификации запасов – коэффициента вариации объемов реализации. Комбинация данных анализов дает возможность получить дополнительную информацию о материалах, которые хранятся на предприятии по степени их востребованности, и условиях их хранения.
Таким образом, необходимо описать, где и какие склады предприятия находятся, выявить их достоинства и недостатки и разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию.
Рекомендуемые источники по разделу:
а) основная литература: [2, 4, 6, 8, 9].
б) дополнительные источники: [3, 7, 9, 10, 11].
Сервис в логистике
Логистический сервис представляет собой определенную совокупность услуг, оказываемых в процессе непосредственной поставки товаров потребителям, который является завершающим этапом продвижения материального потока по логистическим цепям. Таким образом, предметом логистического сервиса является определенный комплекс (набор) соответствующих услуг.
Студенту в рамках данной тематики нужно проанализировать деятельность предприятия по формированию системы логистических услуг, которая должна выполняться в следующей последовательности:
1. Сегментация потребительского рынка, т.е. разделение его на конкретные группы потребителей в соответствии с особенностями потребления. Сегментация рынка осуществляется по признаку специфики потребления услуг и выполняется совместно со службой маркетинга.
2. Определение перечня наиболее значимых для потребителей услуг.
3. Ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для потребителей услугах.
4. Определение стандартов (нормативов) услуг для отдельных сегментов рынка.
5. Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании.
6. Установление обратной связи с потребителями для обеспечения соответствия услуг потребностям.
Целесообразно анализ осуществлять по видам сервисного обслуживания:
а) сервис удовлетворения потребительского спроса, представляющий собой комплексную характеристику уровня обслуживания потребителей. Определяется следующими показателями: время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплектности и проведения погрузочно-разгрузочных работ, метод заказа;
б) сервис оказания услуг производственного назначения охватывает совокупность предлагаемых видов сервисного обслуживания, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции.
в) сервис послепродажного обслуживания включает совокупность предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла продукции. Сервис послепродажного обслуживания осуществляется как до, так и после продажи продукции и включает следующие основные мероприятия:
· определение требований к послепродажному обслуживанию продукции на стадии его разработки совместно с потребителем;
· определение услуг, предоставляемых потребителю после продажи продукции;
· установление порядка послепродажного обслуживания продукции в процессе обсуждения условий ее поставки.
г) информационное обслуживание включает разработку и предоставление различного вида документации, правил и гарантий, рекламы, компьютерного обеспечения, связи и др.
В рамках курсовой работы целесообразно определить значения ключевых параметров качества логистического обслуживания, которым потребители относят:
- время от получения заказа поставщиком до доставки продукции потребителю (заказчику);
- гарантированную надежность доставки при любых условиях;
- реальную возможность доставки по первому требованию заказчика;
- степень доступности выполнения заказов в действующей логистической системе;
- удобство размещения заказа в логистической системе в любое время;
- объективность цен на логистические услуги;
- наличие в логистической системе возможностей предоставления постоянным клиентам товарных кредитов и скрытых скидок в виде бесплатно оказываемых логистических услуг и др.
Для объективной оценки уровня логистического обслуживания потребителей предприятием целесообразно определить комплексный уровень качества обслуживания (по перечисленным параметрам), а для наглядности и выявления «узких мест» следует построить «кривую потребительской удовлетворенности».
Рекомендуемые источники по разделу:
а) основная литература: [1, 2, 5, 8, 9].
б) дополнительные источники: [6, 9, 10].
Информационная логистика
Информационная логистикаорганизует поток данных, сопровождающий материальный поток (МП), занимается созданием и управлением информационными системами (ИС), которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Функциями информационных логистических систем являются:
1. Планирование логистических процессов на разных временных горизонтах, в том числе прогнозирование спроса и планирование потребностей в материалах.
2. Координация логистических событий, операций и процессов по всей цепи продвижения материальных ценностей и услуг.
3. Мониторинг и контроль протекания логистических операций. Эта функция закладывает основы системы учета запасов, поставок, продаж, затрат и т.п. Текущий мониторинг призван создавать основы для регулирования процессов с целью повышения их бесперебойности.
4. Оперативное управление логистическими процессами, особенно поставками, транспортировкой, хранением, физической дистрибуцией и т.д.
В соответствии с перечисленными функциями студенту следует проанализировать успешность решения системой менеджмента предприятия следующих задач:
- постоянное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной, актуальной и адекватной информацией о движении заказа;
- непрерывное обеспечение сотрудников функциональных подразделений предприятия адекватной информацией о движении продукции по цепи поставок в режиме реального времени;
- реализация системы оперативного управления предприятием по ключевым показателям (себестоимость, структура затрат, уровень прибыльности);
- предоставление информации для стратегического планирования;
- предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов;
- обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»;
- обеспечение возможности перераспределения ресурсов предприятия;
- обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей;
- обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов и др.
Если на предприятии перечисленные задачи решаются не эффективно, то следует проверить его деятельность на соблюдение следующих принципов построения информационной системы (с оценкой степени соответствия):
- иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);
- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
- конфиденциальность;
- адаптивность к изменяющимся запросам;
- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
- открытость системы (для пополнения данных).
Инструментами логистических информационных систем для решения задач являются: информационные источники, аналитические системы и технологии (MRP, MRP- 2, ERP, SCM, CRM и др.), телематика (связь и навигация), Интернет-технологии, штриховое кодирование продукции и многое другое. Студент может разработать рекомендации по их внедрению. Целесообразно также предложить информационные модели для различных бизнес-процессов предприятия.
Рекомендуемые источники по разделу:
а) основная литература: [2, 5, 8, 9].
б) дополнительные источники: [3, 6, 9, 10].
Следует отметить, что методология большинства упомянутых аналитических подходов с разбираемыми примерами приведена в работах авторов методического пособия [8, 9].