Служебный этикет сотрудников прокуратуры
Результаты профессиональной деятельности сотрудников Прокуратуры во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым условием, которое позволяет найти правильное решение, сглаживать острые углы и с достоинством выходить из затруднительных или неприятных ситуаций.
Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.
Считается неприличным во время беседы посматривать на часы. Этот жест воспринимается обычно как сигнал к окончанию разговора. Поэтому следует научиться “чувствовать” время.
Нужно реально оценивать свои возможности: далеко не все обладают красноречием Цицерона, поэтому не помешает проговорить основные положения, которые вы хотели бы высказать в беседе. Важно выделить наиболее существенные идеи, последовательность их изложения. При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на мелочи этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи.
Во время разговора сидят ровно, свободно. В беседе важно не только выражение лица, подтянутость, подстриженные ногти и волосы, но и одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней. Опрятность, строгость одежды, ухоженный вид всегда благоприятно влияют на восприятие человека его деловым партнером, вот почему этим не следует пренебрегать.
Большое значение в беседе, переговорах имеют речь и стиль изложения. Тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса – это факторы, которые психологически воздействуют на собеседника, вызывают у него уважение, симпатию к вам или, напротив, негативные эмоции. Например, слишком быстрая, многословная речь создает впечатление о человеке недостаточно надежном, основательном. Слишком медленная речь вызывает раздражение, заставляет подумать о замедленности реакций этого человека.
Нередко умную, хорошую речь портят слова-паразиты, а также, хотя и любимые, но от неоднократного повторения в разговоре теряющие свою привлекательность пословицы, поговорки, присказки, тем более если они употребляются не к месту.
Нужно быть осторожными с употреблением иностранных слов и выражений. Употребление непонятных собеседнику слов – не лучший способ показать свою эрудицию и образованность. Это не только не способствует лучшему взаимопониманию, но и вызывает раздражение. В народе давно подмечено: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Чем доходчивее, понятнее собеседнику будет ваша речь, тем больше вероятность, что вы найдете общий язык.
Беседу необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания. Горячность, торопливость – плохие помощники в беседе. Даже если приходится давать отповедь в ответ на выпад со стороны собеседника, полное самообладание и спокойная речь произведут на партнера большее впечатление, чем запальчивый тон и повышенный голос.
Прокурор должен быть внимателен и предупредительны к собеседнику, должен ценить его аргументы, даже если они слабы. Специалисты полагают, что ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, означающий, что одна сторона отбрасывает аргументы другой без малейших усилий вникнуть в их содержание. Часто прокурору приходится иметь дело с собеседником, который гораздо ниже его по положению, по статусу, однако не стоит демонстрировать свое личное или профессиональное превосходство над ним, иначе результатом может быть лишь возникновение личной антипатии и нетерпимости.
Особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать собеседника в сложной ситуации – залог взаимопонимания, без которого деловые взаимоотношения могут и не сложиться. Поэтому разработаны основные этические правила эффективного слушания в таком общении. К ним относятся:
– умение настроить себя на волну внутренней заинтересованности в теме деловой беседы, спора, совещания;
– выделение для себя главных мыслей говорящего (сообщающего информацию) и стремление правильно понять их;
– быстрое сопоставление полученной информации с собственной и немедленный мысленный возврат к основному содержанию сообщения, спора, беседы.
Внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, сотрудник Прокуратуры все равно должен быть активным, а не пассивным участником беседы.
Часто возникает следующая ситуация: прокурору неясно, о чём говорит собеседник. В этом случае сотрудник прокуратуры должен дать ему это понять через постановку уточняющих вопросов или просьбой поправить его, если вы что-то неправильно понимаете. Нельзя принимать молчание собеседника за внимание. Если человек молчит, то это еще не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. Идеальный случай, когда собеседник может одновременно пространно излагать свои мысли, обрабатывать информацию и отлично слушать, но такие встречаются нечасто.
Существуют этические нормы внешнего проявления чувств в деловом общении. Сдержанность в интонациях, силе голоса, мимике и жестах действует на собеседника сильнее, чем неумеренные возгласы, громкий голос, бурная жестикуляция.
Прокурор должен наблюдать за невербальными проявлениями говорящего человека, следить за выражением лица, как он поддерживает визуальный контакт, следить за тоном и скоростью речи, обращать внимание на то, как близко или далеко сидит или стоит говорящий.
Слушание собеседника состоит из восприятия, осмысления и понимания. Одно из этих звеньев неминуемо ломается, когда сотрудник Прокуратуры невнимательно слушает собеседника. Понимание подчас бывает ложным. Человек утомил сотрудника обилием сложных формулировок, и он решил про себя: “Достаточно. Я все понял”. На самом деле это далеко не так, что и выясняется, как только сотрудник начинает отвечать партнеру по общению. Без полного понимания любое деловое общение неэффективно. Понимание основано на внутренней заинтересованности в обсуждаемой теме или проблеме, на дисциплине ума и знании правил общения.
Приходится признать, что далеко не все прокуроры умеют слушать.
Подводя некоторые итоги сказанному, выделим несколько необходимых этических заповедей, помогающих научиться слушать с пользой для себя и для дела. Слушая, надо:
– забыть личные предубеждения против собеседника;
– не спешить с ответами и заключениями;
– разграничивать факты и мнения;
– следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной;
– быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника;
– действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.
– заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;
– применять положения психологии о периодическом воздействии на собеседника в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, начало и конец беседы должны быть положительны, следует постоянно помнить о движущих мотивах собеседника, его интересах, его ожиданиях, его позиции, чувстве собственного достоинства, самолюбии;
– излагать свои мысли и предложения ясно, кратко и понятно;
– никогда и ни в какой ситуации не оскорблять и не обижать собеседника, быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным;
– избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы, нарушающих логический ход беседы.
Заключение
В результате проведенного исследования по данной теме можно сделать вывод, что главный путь повышения культурного уровня для каждого человека – осознание того, насколько важна, необходима каждому внутренняя и внешняя культура.
Выполнение правил служебного этикета не представляет большой трудности, в особенности когда это превращается в привычку. Но игнорирование их ведет к нарушениям нормальных отношений между людьми, ненужной трате сил, средств и времени. Чтобы этого не происходило, необходимо не только знать, каким должен быть культурный человек, но и стать им.
Таким образом, служебный этикет в органах Прокуратуры как проявление правовой эстетики содержит такие правила поведения, которые являются нравственными по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.
В заключении следует подчеркнуть, что профессиональная этика и служебная эстетика сотрудника Прокуратуры тесно связаны между собой, они взаимообуславливают друг друга. Знание основ профессиональной этики и служебной эстетики и применение их на практике не только делают сотрудника культурным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника органов Прокуратуры.