Анализ эффективности транспортного процесса
Ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности.
Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемые варианты перевозок отличаются по одному, отдельно взятому показателю.
Пример: Внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоев автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. Возможно использование также стоимостной оценки простоев транспорта. Внедрение рациональных маршрутов перевозок обеспечивает уменьшение холостых пробегов. Различие в сравниваемых вариантах в этом случае может быть оценено сокращением порожних пробегов автомобилей либо другими показателями, связанными с порожним пробегом:
· коэффициент использования пробега,
· общий пробег;
· расход топлива и т.д.
Комплексные показатели эффективности применяют тогда, когда проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса.
Пример: Замена подвижного состава приводит к изменению следующих параметров:
· грузоподъемность;
· простой под погрузкой и разгрузкой;
· удельный расход топлива;
· амортизационные отчисления и другие.
В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия.
В качестве локальных показателей эффективности используют технологические параметры транспортного процесса:
· среднее расстояние перевозки;
· нулевой пробег;
· порожний пробег;
· суммарная грузоподъемность автомобилей;
· средний коэффициент использования грузоподъемности;
· суммарный простой автомобилей;
· потребность в автомобилях;
· тонно-часы, затрачиваемые на выполнение заданного объема перевозок;
· общее время на выполнение перевозок;
· своевременность доставки;
· стоимость груза в пути;
· скорость доставки груза;
· величина потерь груза в пути;
· сохранность груза.
К числу локальных показателей эффективности транспортного процесса относятся также такие, как:
· энергоемкость;
· материалоемкость;
· материалоемкость перевозок.
Энергоемкость перевозок снижается при использовании автомобилей большой грузоподъемности.
, ккал/100 ткм
где Ω - годовой расход топлива, л;
λ - плотность топлива, кг/л;
δ - теплотворная способность топлива, кДж/кг;
Рг - годовая величина транспортной работы, ткм.
Материалоемкость перевозокоценивается количеством материалов, расходуемых при выполнении перевозок:
, кг/1000 ткм
где Ga – масса материалов данного вида конструкции автомобиля, кг;
GЭ - масса материалов данного наименования, расходуемого в процессе эксплуатации, кг;
Kд - коэффициент дорожных условий;
Т- амортизационный срок службы автомобиля, лет;
φ - отношение массы деталей к массе заготовок (коэффициент использования материалов).
Металлоемкость перевозок Ммоценивается аналогичным образом:
,
где Gca - масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг;
Gз - масса заправки, кг;
Gнм - масса неметаллических частей, кг;
GЭМ - масса агрегатов, запасных частей и металла, расходуемых за срок службы автомобиля, кг.
Комплексные показатели эффективности применяют также, если для обоснования проводимых мероприятий по повышению эффективности перевозок требуется их обобщенная оценка.
Пример: При обосновании рациональных маршрутов наряду с коэффициентом использования пробега можно рассчитать изменение себестоимости перевозок или удельных приведенных затрат.
Обычно используют несколько показателей эффективности, комбинируя в зависимости от поставленных задач те или иные частные и (или) комплексные показатели. Может проводиться поиск предпочтительного варианта путем последовательного рассмотрения нескольких критериев, либо выбор производится по одному критерию, а остальные выступают в качестве ограничений. Достаточно распространенной в последнее время комбинацией критериев является, например, сумма затраты на доставку при ограничении стоимости товарной массы в пути.
Использование комплексных или обобщенных показателей эффективности транспортного процесса вызвано стремлением более полно отразить результаты работы транспорта в сопоставимом виде для различных условий перевозок. К их числу относятся такие, как:
· производительность (часовая, сменная или годовая);
· себестоимость перевозок;
· прибыль (общая и часовая);
· доход;
· рентабельность;
· приведенные затраты;
· трудоемкость перевозок;
· производительность живого труда.
Для потребителя транспортных услуг желательно снижение транспортных затрат на единицу производимой продукции, тогда как для автотранспортных предприятий в таких условиях естественным является стремление увеличить объемы транспортной работы и улучшить свои финансовые результаты.
Приведенные затраты на перевозки Спр позволяют отнести к величине транспортной работы в сопоставимом виде годовые эксплуатационные затраты и капитальные вложения:
гдеСэ - годовые эксплуатационные затраты (себестоимость), руб/ткм;
Ен - отраслевой коэффициент эффективности;
К - используемые капитальные вложения, руб.;
Сл - ликвидная стоимость основных фондов, руб.
Трудоемкость перевозок представляет собой количество труда всех категорий работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтные рабочие, административно-управленческий и обслуживающий персонал) на единицу выполненной транспортной работы за определенный период, как правило, за год. Измеряется трудоемкость перевозок в человеко-часах на 100 ткм.
Производительность живого труда представляет собой величину, обратную трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте производительность живого труда примерно в 6...7 раз ниже, чем на железнодорожном транспорте и в 10 раз ниже, чем на водном. Это связано с значительно меньшей грузоподъемностью автотранспортных средств и меньшим средним расстоянием перевозки автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта.