Ситуация «кто виноват?»
Полдня грузчики одного из цехов простояли без работы - нечего было разгружать. За 10 минут до конца рабочего дня приехали наконец две машины с листовым фольгированным гетинаксом. Их надо было срочно отпустить, так как машины заказные.
Мастер Ломов, обращаясь к рабочим: - Разгружайте!
Рабочие: - Опять после работы?! Кому надо, пусть и разгружает ...
Мастер Ломов: - Нечего рассуждать! Машины надо отпускать!
Бригадир, колеблясь: - Надо разгружать, ребята ...
Рабочие: - Платите за сверхурочные по 300 рублей!
Рабочий Крючков (опытный, авторитетный, возраст 40 лет): - Надоело через день оставаться работать! А полдня без дела сидели. Не можете организовать работу, а мы отдуваемся. Платите! А не хотите платить - привозите вовремя, мы разгрузим.
Мастер Ломов, раздраженно обращаясь к бригадиру: - Что у тебя за бригада? Кто здесь бригадир? Не можешь работу организовать!...
Только 2 человека из 7 поддерживают бригадира, но разгружать не торопятся. Остальные собираются домой. Тогда мастер спешит к начальнику цеха и объясняет ему ситуацию.
Начальник цеха, не вникая в подробности: - Что еще за разговоры!? Машины надо отпускать, а у тебя люди домой собрались! Не можешь организовать?!
Мастер: - Самому надо вовремя подвоз организовывать! Полдня люди без дела болтались!
Начальник цеха: - Не твое дело! Зови бригаду!
Приходит бригада. От ее имени выступает Крючков, требуя уплатить сверхурочные.
Начальник цеха: - Платить не буду! Полдня сидели, не устали. Разгружайте!
Крючков: - Пошли домой, ребята.
Начальник цеха Крючкову: - А, так ты людей мутишь? А помнишь свои грехи, помнишь выпивки? Мы тебя не трогали. А ты как поступаешь? Выгоню и в трудовую книжку запишу!
Обозленная бригада уходит домой. Чтобы разгрузить машины, надо срочно кого-то искать.
Начальник цеха мастеру: - Выкручивайся, как хочешь, а машины разгрузи!
Мастер идет в соседний цех, где уже начала работать вторая смена, и договаривается с мастером другой бригады, который отпускает несколько рабочих на разгрузку. Рабочие - не специалисты в погрузочно-разгрузочных работах, к тому же у них нет и необходимых приспособлений. Они колеблются. Тогда мастер Ломов обещает выплатить по 1000 рублей каждому. Бригада согласилась и начала быстро разгружать обе машины: ведь надо успеть сделать и свою работу. Мастер Ломов, показав куда складывать гетинакс, ушел домой, не дождавшись конца разгрузки.
На следующий день, придя на работу, он узнает, что Крючков и еще трое грузчиков подали заявление об увольнении. Но надо оформлять вчерашнюю помощь соседнего цеха. Мастер выписал “липовый” наряд за сверхурочную разгрузку. Но так как фонд мастера был уже исчерпан, в цехе не были предусмотрены расценки на подобные виды работ (погрузочно-разгрузочные работы выполняла бригада с повременной формой оплаты, а не сдельной), мастер обратился помощью к начальнику цеха. Тот решил посоветоваться с начальником ОТЗ Носковым, рассказав ему все, как было.
Носков: - Да-а, ситуация. Сочувствую, но ничем не могу помочь. Сходи к заму по экономике.
Начальник цеха идет к заместителю по экономике Шишкареву.
Шишкарев, выслушав: - Сколько работали? Час? По 1000 рублей на восьмерых? Такие деньги! Виновные должны платить!
Вызывает начальника отдела снабжения: - Почему не завезли гетинакс вовремя?! Сколько это может продолжаться? Будешь платить!
Начальник отдела снабжения: - А наша служба не виновата. Не было заказных машин - проверьте у диспетчера.
Шишкарев звонит диспетчеру: - Вчера машины с гетинаксом опоздали. Когда будешь работать по графику?
Диспетчер: - Машины направили вовремя, но они три часа простояли на складе, не работал подъемник...
Шишкаревзвонит заведующему складом: - Ты что, не можешь технику содержать в порядке? Машины вчера опять опоздали. Грузить надо было самому, вручную!
Заведующий складом: А техника в порядке. Просто инспектор по технике безопасности отстранил такелажника Сидорова, он не прошел инструктаж...
...В конце рабочего дня к заместителю директора по экономическим вопросам поступила из ОТК докладная записка, в которой сообщалось о большом проценте бракованной продукции - она изготовлялась из сырья, завезенного накануне. В записке сообщалось, что при разгрузке были допущены повреждения фольгированного слоя. Бригада, разгружавшая фольгированный гетинакс, сделала это быстро, без специальных приспособлений. Инструктажа с ними никто не проводил.
Шишкарев издает приказ:
1. Непредвиденные расходы по разгрузке фольгированного гетинакса оплатить заведующему складом (так как он отвечает за своевременное прохождение инструктажа по технике безопасности всеми подчиненными ему рабочими).
2. С мастера Ломова удержать стоимость забракованной продукции.
3. Начальника цеха строго предупредить о необходимости соблюдения финансовой дисциплины и упорядоченности погрузочно-разгрузочных работ.
Мастер Ломов подает заявление об уходе. В итоге через две недели из цеха уволилось 5 человек.
Разбор ситуации
Заместитель директора по экономике: Поступил как будто бы правильно, размотав клубок нарушений и определив виновных. Но:
1. Он не смог предупредить увольнение 4 квалифицированных грузчиков, которые предъявили администрации цеха справедливые требования.
2. Его санкции, направленные против Ломова, были восприняты как несправедливые: ведь у него были основания предъявить начальнику цеха претензии за плохую организацию снабжения. Главный экономист своим решением вынудил мастера уйти с завода и потому с нравственной точки зрения оказался не на высоте.
3. Он ограничился очередным “тушением пожара”, причем с узкопрофессиональной управленческой позиции. Он нормализовал деловые отношения в той мере, в какой это было необходимо “на сегодня”, правда, ценой нравственных издержек.
4. Нарушив этикет делового общения, он поспешил обвинить каждого в нерасторопности, тем самым унизив подчиненных. В поисках виновных он не прочувствовал нравственную значимость проблемной ситуации. Его выбор определялся только экономическими факторами.