Занятие 4. Чем отличается обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?

На этом занятии вам предстоит:

• ознакомиться с отличием обычного группового обучения от обу­чения в малых группах по технологии сотрудничества;

• узнать, что такое «базовая группа»;

• сделать первые выводы.

Р.Джонсон и Д.Джонсон выделяют следующие основные, от­личия работы в малых группах по методике обучения в сотрудни­честве от других форм групповой работы:

1) взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за собствен­ные успехи и успехи своих товарищей;

3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая де­ятельность учащихся в группе;

4) социализация деятельности учащихся в группах,

5) общая оценка работы группы (описательного плана, не все­гда в баллах), которая складывается из оценки формы общения
учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность уча­щихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каж­дого и собственные действия.

Многие учителя, видимо, уже подумали: «Благие намерения! Но как сделать, чтобы все это действительно работало? Одних моих слов ученикам о необходимости работать вместе и помогать друг другу недостаточно. Кто-то не захочет тратить свое время на слабых учеников, кто-то вообще не хочет ничего делать...».

Все так. Чтобы работа учащихся в группе была эффективной и действительно совместной, необходимо предусмотреть некоторые условия, при которых указанные выше особенности совместной деятельности были бы гарантированно соблюдены.

Для этого, прежде всего надо обеспечить условия, которые бы помогли реально создать эту взаимозависимость учащихся друг от друга не по их доброму желанию, а объективно. Далее необходи­мо предусмотреть разнообразные и достаточно действенные спо­собы стимулирования совместной деятельности, достижения зна­чимых для всей группы результатов.

Существует несколько типов взаимозависимости участников со­вместного обучения:

1. Зависимость учащихся от единой цели, единой задачи, которая
осознается учащимися и которую они могут достичь только со­вместными усилиями.

2. Зависимость от источников информации, когда каждый ученик
группы владеет только частью общей информации или источника
информации, необходимой для решения поставленной общей за­
дачи; каждый должен внести свой вклад в решение этой общей
задачи. Данная зависимость может быть реализована на уровне
разделения труда, ролевых функций.

3. Зависимость от единого для всех учебного материала (упраж­нение, серия задач, один текст, один эксперимент или лабора­торная работа и пр.).

4. Зависимость от одного на всех комплекта оборудования, не­
обходимого для выполнения общего задания (один комплект ин­струментов, например, одни ножницы, один лист бумаги, одни
краски и т.д.), разделенного между учениками группы.

5. Зависимость от единого для всей группы поощрения — либо все
члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются ни­
как.

Ниже приводятся примеры предлагаемых способов структури­рования взаимозависимости по разным аспектам.

Цели:

. единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, задачи, модели);

• подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой от груп­пы работой (проверено!);

• таблица результатов деятельности всех членов группы по каж­дой теме для вариантов ТАI и СIRC (в виде оценок в описатель­
ной или балльной форме с указанием, какая конкретно дополни­-
тельная практика требуется для данного ученика);

• каждый член группы заполняет собственный рабочий лист на любую работу, но учитель берет для анализа один от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

Источники информации:

• учебный материал организуется по типу «пила»: каждый член
группы имеет на руках только свою часть материала, задания,
которое он должен выполнить индивидуально, самостоятельно;

• письменное задание, в котором каждый ученик должен пред­ложить свое решение;

• распределение ролей;

• ограничение материала.

Поощрения:

• балльная оценка;

• похвала учителя;

. поощрение группы путем:

а) выделения дополнительного времени для чтения;

б) предоставления свободного времени;

в) присвоения определенной атрибутики;

г) записи индивидуальных и групповых достижений в специ­альный журнал.

Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и ин­дивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает, что каждый член группы владеет учебным материалом. Среди возможных способов обеспечения такой ответственности можно назвать следующие:

• выделение одного из учащихся группы, который должен рас­
сказать об общем замысле решения задания, плана сочинения и т.д.;

• распределение учебного материала и видов деятельности меж­ду учениками по типу «пила»;

. оценка, которую получает группа, является как бы исход­ной; ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному и т.д.;

• выбор (учителем) по одному ученику из каждой группы для вы­полнения проверочной работы, теста; отметка идет в зачет всей группе.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя.

Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

1) помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное уме­ние, навык;

2) постарайтесь, чтобы учащиеся поняли, из чего это умение,
навык состоит, как его сформировать;

3) организуйте необходимую и достаточную для формирова­ния необходимого навыка, умения практику;

4) убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том,
насколько правильно он выполняет задания по овладению навы­ком, умением;

5) стимулируйте учащихся, чтобы они помогали друг другу во
время практики;

6) создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьют­ся положительного результата;

7) стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащие­-
ся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Рассмотрим кратко вопрос о разных типах групп.

Часто задают вопрос: должны ли группы меняться или они мо­гут быть постоянными?

На этот вопрос можно ответить по-разному, в зависимости от сложившейся в классе культурной, коммуникативной, эмоцио­нальной ситуации. Рекомендуется сначала, пока и дети, и учитель привыкают к новым формам работы, стараться не создавать по­стоянных групп. Они не должны меняться только в течение рабо­ты над заданием, темой, проектом и т.д. Это может продолжаться один или несколько уроков. Если вы видите, что в той или иной группе работа в сотрудничестве идет слаженно и активно, можно попробовать сохранить этот состав и на другое задание, на следу­ющую тему. В остальных же группах имеет смысл составы менять, пока и там не наладится такая же активная слаженная работа. Это­го может и не произойти, и тогда придется каждый раз формиро­вать новые группы. Но если случилось так, что ребята сработались и научились помогать друг другу, активно общаясь, то лучше та­кие группы (они называются базовыми) оставлять постоянными на достаточно длительное время, пока вы не заметите каких-либо изменений в отношениях ребят к худшему.

Базовым группам можно давать и общие домашние задания с учетом вклада каждого в общую задачу, Это, разумеется, не зна­чит, что эти ребята всегда во всех случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предполагает и индиви­дуальную, самостоятельную, деятельность, и работу в разных груп­пах, в том числе и объединенных, и так далее, особенно, когда речь идет о работе над проектом. Тогда численность и состав групп диктуется другими факторами.

Базовые группы хороши для усвоения нового материала, вы­полнения домашнего задания, подготовки к контрольным рабо-

там и тестам и пр. Такие базовые группы помогают ребятам ближе сдружиться и перенести свои навыки сотрудничества с уровня только учебной деятельности также и на другие отношения.

Иногда бывает целесообразно, исходя из специфики решаемой задачи или педагогической ситуации, сложившейся в классе, орга­низовать однородную группу (сильных или, наоброт, слабых учени­ков). В этом случае полезно, чтобы со слабыми учениками, которые пока никак не могут вписаться ни в одну гетерогенную группу, учи­тель поработал сам, уделив ей максимум внимания. В дальнейшем эти ребята все равно должны влиться в разнородные группы, однако бывает, что отдельных учеников необходимо к такой работе подго­товить и не только в академическом плане, но порой и в психологи­ческом. Группу сильных учеников целесообразно создавать тогда, когда есть необходимость более детально инструктировать их по какому-то вопросу, в каком-то виде деятельности с тем, чтобы они могли при­нести больше пользы в качестве лидеров в своих группах. В таких случаях помощь учителя таким группам также необходима. Осталь­ные ребята будут в это время продолжать работать в обычном режи­ме. Эти же группы сильных учащихся (в три-четыре человека) могут оказаться полезными на определенных этапах работы над новым ма­териалом или при обобщении ранее пройденного в качестве экспер­тов. Их задача в этом случае — дать аргументированную оценку дея­тельности той или иной группы учащихся, представить рецензию на их совместную работу, заранее определив параметры и критерии, по которым эта деятельность будет оцениваться группой экспертов. Учи­тель может помочь ребятам на этапе формулирования критериев оценки эффективности деятельности учащихся групп. Такая деятель­ность приучает учащихся к рефлексии, к самооценке своей деятель­ности, ее результатов, - что крайне необходимо для осознания лич­ностью возможностей самореализации.

Вопросы к семинару:

1. Каковы главные отличия традиционного группового обучения, других
видов группового обучения от обучения в малых группах по технологии
сотрудничества?

2. Как участники малых групп взаимосвязаны между собой в процессе
совместной деятельности?

3. Каким образом достигается взаимозависимость участников малых групп:

- по целям;

• по источникам информации;
« по выражению поощрения?

4. Каким путем достигается индивидуальная ответственность всех уча­стников группового обучения?

5. Что такое «базовая группа» и в каких случаях она используется?

6. Какие еще группы оказывается целесообразно иногда создавать
и для чего?

Творческое задание

А теперь пора сделать первые выводы.

Мы с вами рассмотрели некоторые базисные положения обучения в сотрудничестве. Давайте попробуем подвести некоторые итоги и прове­рить, насколько корректно мы понимаем данную технологию, с чем согласны, основываясь на нашей практике, а с чем не согласны, что вызывает затруднения.

Прежде всего, мы восприняли главный девиз учащихся, обучающихся по данной технологии: «Берем ответственность на себя!»

Что это значит?

«Важно не только, что мы учим, главное, как!»

«Помоги другому и поймешь сам».

«Нам нужна информация и умение работать с ней».

Вы с этим согласны? Попробуйте провести беседу на эту тему со своими учениками, чтобы они сами, самостоятельно сформулировали этот девиз и эти принципы. Согласны ли они с ними? Считают ли они их значимыми? Нравится ли им и вам так учить и учиться1? Почему?

Вопросы-размышления для педагогов:

Путь к успеху для современного выпускника школы:

1. Я должен уметь сам видеть проблемы в окружающей действи­тельности и научиться находить способы их решения.

2. Мой успех в жизни зависит не только от знаний, которые я
получаю в школе, но и от умения самостоятельно учиться, поскольку
мне придется постоянно повышать свою квалификацию по избранной
специальности, а возможно, и быть готовым сменить профессию.

3. Я должен уметь сам разобраться в ситуации, проблемах, иметь
собственную точку зрения, которая, быть может, не всегда будет
совпадать с точкой зрения моего учителя или автора учебника.

4. Я хотел бы понимать, зачем мне нужны знания, которые я полу­
чаю в школе, где и как я смогу их применить в жизни.

5. Я понимаю, что мой успех в жизни во многом зависит от моего
умения общаться с людьми— енужно, подчиниться руководителю,
уметь стать лидером, быть коммуникабельным со сверстниками и
коллегами, убеждать других и уважать чужое мнение.

6. Мне необходимо научиться культуре общения.

Итак, формула успеха для современного выпускника школы: Умение видеть и решать проблемы.

Умение самостоятельно учиться и работать с информацией. Способность иметь самостоятельную точку зрения и умение ее аргументировать.

Умение применяла полученные знания для решения жизненных про­блем.

Культура общения. 58

I. С какими из приведенных утверждений вы не согласны? А ваши ученики? Что бы вы добавили к формуле успеха?

II. Какие утверждения из приведенных выше более полно реа­лизуются:

. при традиционном обучении;

. при обучении в сотрудничестве?

Приведите свои аргументы (за, против).

Пусть ваши ученики приведут собственные аргументы (за, про­тив).

III. Какие уроки вы извлекли из первого опыта применения на практике технологии обучения в сотрудничестве? Ваши ученики?

А теперь пойдем дальше и попробуем применить новые педа­гогические технологии в системе. Давайте вместе составим план нашего первого урока с использованием новых технологий обуче­ния. Проследим логику планирования такого урока.

Наши рекомендации