Кредитный специалист своего рода лицо банка, так как именно от его успешной работы зависит увеличение кредитного потенциала всей организации, сокращается размер просроченной задолженности клиентов и улучшается качество предоставляемых услуг. В компетенцию кредитного специалиста (эксперта) входит умелое ориентирование во всех кредитных программах (и как следствие, помощь в выборе выгодного кредитного продукта для каждого клиента индивидуально); знание и успешное продвижение политики и имиджа банковской организации в сфере кредитования; обладание интуицией в вопросах определения благонадежности и платежеспособности потенциального заёмщика. В отличие от кредитного консультанта кредитный специалист должен принимать ответственные решения и быть опытным экспертов во всех вопросах относительно кредитования. Должностные обязанности кредитного специалиста: 1.Полное информирование потенциального заёмщика в море кредитных продуктов и подбор для него наиболее подходящей кредитной программы (с учётом возраста, пожеланий, платежеспособности, дохода и др.); 2. Расчёт суммы желаемого кредита, а также информирование о размерах ежемесячного платежа; 3. Составление и приём заявления на получение ссуды от клиента (в некоторых банках помощь в составлении заявления осуществляет кредитный консультант); 4. Проверка наличия и подлинности пакета необходимых документов, а также передача их в службу безопасности и экономическую службу; 5. Передача заявки на получение займа для рассмотрения в кредитный отдел; 6. Подготовка всей необходимой документации, а также подписание договора; 7. Контроль за своевременной оплатой по погашению кредитного займа; Немаловажными качествами кредитного специалиста должны быть логическое мышление и интуиция, которые помогают ему определить благонадёжность того или иного клиента, оценить его истинные намерения. Многие кредитные учреждения для этих целей посылают своих кредитных специалистов на прохождение психологических курсов. Помимо профессиональных навыков кредитные специалисты должны обладать такими личными качествами как тактичность, коммуникабельность, умение принять верное решение, желание и умение общаться с людьми разных категорий, эмоциональная уравновешенность. К функциям кредитного специалиста относится не только процесс выдачи заёмных средств, но и верная оценка платежеспособности клиента, в результате которой банк должен получить возврат выданных средств и повысить уровень своих доходов. В наиболее крупных банках в штате состоят несколько кредитных специалистов, каждый из которых отвечает за определенные виды кредитов (автокредит, ипотека, потребительский кредит и др.). 2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Кредитный менеджер: 2.1. Проводит предварительную квалификацию клиента. 2.2. Анализирует информацию и пакет материалов по кредитной заявке клиента. 2.3. Проводит правовую экспертизу документов. 2.4. Проводит экспертную оценку текущей рыночной стоимости и правовую экспертизу имущества клиента, устанавливает рисковую цену, оценивает категорию качества. 2.5. Подготавливает пакет решений. 2.6. Предоставляет пакет документов андеррайтеру для оформления чек-листов. 2.7. Подготавливает документы на выдачу, распоряжения в бухгалтерию. 2.8. Контролирует своевременность страхования залога и предоставления документов. 2.9. Контролирует сроки уплаты процентов и сроки погашения основного долга. 2.10. Формирует и ведет кредитное досье, в том числе для проверяющих органов. 2.11. Ведет электронные базы данных по кредитному портфелю в программно-учетных комплексах банка. 2.12.Своевременно формирует и передает документы в службу по работе с проблемными активами, службу содействия бизнесу, службу риск-менеджента. 3. ПРАВА Кредитный менеджер имеет право: 3.1. Запрашивать у маркетинговых служб банка и профильных подразделений всю имеющуюся информацию по новым и обслуживающимся клиентами, а также продуктам, продаваемым банком. 3.2. Требовать от курируемых подразделений предоставления информации и обязательного соблюдения утвержденных технологий выполнения операций и процедур, относящихся к компетенции отдела кредитования малого бизнеса 3.3. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности 3.4. Взаимодействовать с другими структурными подразделениями в соответствии с внутренними нормативными документами, устанавливающими порядок взаимодействия, или на основании разрешения руководителя. 3.5. Получать информацию и доступ к информационным ресурсам, в том числе и конфиденциальным, которые необходимы для эффективного выполнения его должностных обязанностей. 3.6. По поручению руководителя входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов и участвовать в разработке коллегиальных решений. 3.7. Вносить предложения руководителю по совершенствованию работы и докладывать обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Кредитный менеджер несет ответственность: 4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. 4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, установленных действующим трудовым законодательством. 4.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, гражданским, уголовным законодательством. 4.4. За нарушение режимов конфиденциальности информации, не обеспечение систематизации и сохранности документов, находящихся в работе. 4.5. За нарушение требований внутренних документов банка, в том числе: – Кодекса корпоративной этики; – положения о внешнем виде сотрудника; – правил внутреннего трудового распорядка; – требований соблюдения информационной безопасности банка, в соответствии с политикой информационной безопасности и другими внутренними нормативными документами; – требований по соблюдению внутриобъектового режима и пропускного режима; – требований по охране труда. |