Регулирующие системы организма и их взаимодействие
Нейрофизиология
И высшая нервная
Деятельность детей
и подростков
Смирнов В.М.
Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб, пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб, заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
ОТ АВТОРА
Книга содержит материалы о механизмах и типах регуляции функций организма, надежности физиологических систем. Подробно описаны общие закономерности возбуждения и торможения нервных клеток, взаимодействие нейронов и отделов центральной нервной системы (ЦНС), иерархия функций различных отделов ЦНС, процессы созревания ЦНС и соответствующих функций организма. Рассмотрены современные и классические представления о высшей нервной деятельности зрелого и развивающегося организма в онтогенезе в сравнительном аспекте.
Особенностью пособия является то, что в нем уделено внимание дискуссионным вопросам в области физиологии и представлена обоснованная точка зрения автора. В тексте это выделено мелким шрифтом в виде пояснений. Материал подан в форме подробных, четких, логически обоснованных рубрик, что позволило компактно представить его большой объем и обеспечить легкое усвоение. Построение книги таково, что изучение предыдущего раздела будет способствовать усвоению содержания следующего.
Учебное пособие может быть использовано также в любых вузах, где изучается физиология, поскольку в нем изложены устоявшиеся современные сведения о физиологии возбудимых тканей и соответствующих систем организма, общие закономерности деятельности сенсорных систем.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АД - артериальное давление
АРД - акцептор результата действия
АТФ - аденозинтрифосфат
БДГ - быстрое движение глаз
ВИД - высшая нервная деятельность
ВНС - вегетативная нервная система
ВП - вызванный потенциал
ВПСП - возбуждающий постсинаптический потенциал
ГР - гормон роста
ГЭБ-гематоэнцефалический барьер
ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота
КТР - кожно-гальванический рефлекс
КОМТ - катехол-О-метилтрансфераза
КУД - критический уровень деполяризации
ПД - потенциал действия
ПП - потенциал покоя
РНК - рибонуклеиновая кислота
ТПСП - тормозной постсинаптический потенциал
ФРН - фактор роста нервов
ЦНС - центральная нервная система
ЭМГ - электромиограмма
ЭОГ - электроокулограмма
ЭЭГ - электроэнцефалограмма
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В постнатальном онтогенезе выделяют четыре критических периода: 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12-16 лет. В эти периоды происходят существенные изменения в морфофункциональной зрелости организма. В течение 1-го месяца жизни ребенка по своей «критичности» особенно выделяются первые минуты 1-го дня жизни. В момент рождения начинается новый отсчет времени и условий развития организма. Меняется среда обитания: водная - на воздушную, начинают действовать силы гравитации: до рождения плод, находясь в жидкой среде, был как бы в невесомости. Ребенок впервые в жизни получает «глоток» воздуха - начинается газообмен организма с окружающей средой не посредством плаценты, а через легкие. Резко изменяется кровообращение: последовательно к большому кругу подключается малый круг кровообращения, происходят и другие изменения. К завершению 3-го года жизни малыш самостоятельно передвигается в окружающей среде, с минимальной помощью одевается. В это время бурно развивается его речевое общение с родителями и сверстниками. В возрасте 7 лет ребенок Обычно идет в школу. Развитие центральной нервной системы, анализаторов, мышечной системы, мышление достигают нового уровня. В этом возрасте наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. Критический период - возраст от 12 до 16 лет - характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанное с ним изменение физического и умственного развития.
Достаточно полно критические периоды в развитии организма учтены в классификации Н.П. Гундобина, которую мы приводим С некоторыми изменениями и дополнениями.
А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез.
1. Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес.).
2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес.).
Б. Вне-утробный (постнатальный) онтогенез.
1. Период новорожденности (неонатальный период - от рождения до 1 мес.).
2. Грудной возраст (от 1 мес. до 1 года).
3. Ясельный период (от 1 года до 3 лет).
4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет).
5. Младший школьный период: у мальчиков - от 7 до 13 лет, у девочек - от 7 до 11 лет.
6. Подростковый возраст (пубертатный период): у мальчиков -от 13 до 17 лет, у девочек-от 11 до 15 лет.
Глава 1
РЕГУЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Регуляция функций органов- это изменение интенсивности их работы для достижения полезного результата согласно потребностям организма в различных условиях его жизнедеятельности. Классифицировать регуляцию целесообразно по двум основным признакам: механизму ее осуществления (три механизма: нервный, гуморальный и миогенный) и времени ее включения относительно момента изменения величины регулируемой константы организма. Выделяют два типа регуляции: по отклонению и по опережению (см. раздел 1.6).
Регуляция осуществляется согласно нескольким принципам, основными из которых являются принцип саморегуляции и системный принцип (см. раздел 1.5). Наиболее общий из них - принцип саморегуляции, который включает в себя все остальные. Принцип саморегуляциизаключается в том, что организм с помощью собственных механизмов изменяет интенсивность функционирования органов и систем согласно своим потребностям в различных условиях жизнедеятельности. Так, при беге активируется деятельность ЦНС, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В покое их активность значительно уменьшается.