Регулирующие системы организма и их взаимодействие

Нейрофизиология

И высшая нервная

Деятельность детей

и под­ростков

Смирнов В.М.

Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и под­ростков: Учеб, пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб, заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

ОТ АВТОРА

Книга содержит материалы о механизмах и типах регуляции функций организма, надежности физиоло­гических систем. Подробно описаны общие законо­мерности возбуждения и торможения нервных клеток, взаимодействие нейронов и отделов центральной нервной системы (ЦНС), иерархия функций различ­ных отделов ЦНС, процессы созревания ЦНС и соот­ветствующих функций организма. Рассмотрены со­временные и классические представления о высшей нервной деятельности зрелого и развивающегося ор­ганизма в онтогенезе в сравнительном аспекте.

Особенностью пособия является то, что в нем уде­лено внимание дискуссионным вопросам в области физиологии и представлена обоснованная точка зре­ния автора. В тексте это выделено мелким шрифтом в виде пояснений. Материал подан в форме подробных, четких, логически обоснованных рубрик, что позво­лило компактно представить его большой объем и обеспечить легкое усвоение. Построение книги тако­во, что изучение предыдущего раздела будет способ­ствовать усвоению содержания следующего.

Учебное пособие может быть использовано также в любых вузах, где изучается физиология, поскольку в нем изложены устоявшиеся современные сведения о физиологии возбудимых тканей и соответствующих систем организма, общие закономерности деятельно­сти сенсорных систем.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АД - артериальное давление

АРД - акцептор результата действия

АТФ - аденозинтрифосфат

БДГ - быстрое движение глаз

ВИД - высшая нервная деятельность

ВНС - вегетативная нервная система

ВП - вызванный потенциал

ВПСП - возбуждающий постсинаптический потенциал

ГР - гормон роста

ГЭБ-гематоэнцефалический барьер

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота

КТР - кожно-гальванический рефлекс

КОМТ - катехол-О-метилтрансфераза

КУД - критический уровень деполяризации

ПД - потенциал действия

ПП - потенциал покоя

РНК - рибонуклеиновая кислота

ТПСП - тормозной постсинаптический потенциал

ФРН - фактор роста нервов

ЦНС - центральная нервная система

ЭМГ - электромиограмма

ЭОГ - электроокулограмма

ЭЭГ - электроэнцефалограмма

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В постнатальном онтогенезе выделяют четыре критических пе­риода: 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12-16 лет. В эти периоды происходят существенные изменения в морфофункциональной зре­лости организма. В течение 1-го месяца жизни ребенка по своей «критичности» особенно выделяются первые минуты 1-го дня жиз­ни. В момент рождения начинается новый отсчет времени и усло­вий развития организма. Меняется среда обитания: водная - на воздушную, начинают действовать силы гравитации: до рождения плод, находясь в жидкой среде, был как бы в невесомости. Ребенок впервые в жизни получает «глоток» воздуха - начинается газооб­мен организма с окружающей средой не посредством плаценты, а через легкие. Резко изменяется кровообращение: последовательно к большому кругу подключается малый круг кровообращения, про­исходят и другие изменения. К завершению 3-го года жизни малыш самостоятельно передвигается в окружающей среде, с минимальной помощью одевается. В это время бурно развивается его речевое общение с родителями и сверстниками. В возрасте 7 лет ребенок Обычно идет в школу. Развитие центральной нервной системы, ана­лизаторов, мышечной системы, мышление достигают нового уров­ня. В этом возрасте наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. Критический период - возраст от 12 до 16 лет - характеризуется ярко выраженными гормональными сдви­гами: происходят половое созревание и связанное с ним изменение физического и умственного развития.

Достаточно полно критические периоды в развитии организма учтены в классификации Н.П. Гундобина, которую мы приводим С некоторыми изменениями и дополнениями.

А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез.

1. Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес.).

2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес.).

Б. Вне-утробный (постнатальный) онтогенез.

1. Период новорожденности (неонатальный период - от рожде­ния до 1 мес.).

2. Грудной возраст (от 1 мес. до 1 года).

3. Ясельный период (от 1 года до 3 лет).

4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет).

5. Младший школьный период: у мальчиков - от 7 до 13 лет, у девочек - от 7 до 11 лет.

6. Подростковый возраст (пубертатный период): у мальчи­ков -от 13 до 17 лет, у девочек-от 11 до 15 лет.

Глава 1

РЕГУЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Регуляция функций органов- это изменение интенсивности их работы для достижения полезного результата согласно потребно­стям организма в различных условиях его жизнедеятельности. Классифицировать регуляцию целесообразно по двум основным признакам: механизму ее осуществления (три механизма: нервный, гуморальный и миогенный) и времени ее включения относительно момента изменения величины регулируемой константы организма. Выделяют два типа регуляции: по отклонению и по опережению (см. раздел 1.6).

Регуляция осуществляется согласно нескольким принципам, ос­новными из которых являются принцип саморегуляции и систем­ный принцип (см. раздел 1.5). Наиболее общий из них - принцип саморегуляции, который включает в себя все остальные. Принцип саморегуляциизаключается в том, что организм с помощью собст­венных механизмов изменяет интенсивность функционирования органов и систем согласно своим потребностям в различных усло­виях жизнедеятельности. Так, при беге активируется деятельность ЦНС, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В покое их активность значительно уменьшается.

Наши рекомендации