Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов»
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ.
(Методические рекомендации для педагогов)
Старый Оскол
Печатается по решению
методического совета МОУ «СОШ №20 с УИОП»
Составители:
Боева Е.Л.,заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Кондратенко О.И.,заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Рецензенты:
Сердюкова Н.С.,ректорБелРИПКППС, «Заслуженный учитель РФ», кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук
Демина Л.И.,проректор БелРИПКППС по учебно-методической работе
В сборнике собрана информация об основных методиках, используемых при выявлении одарённых и талантливых детей.
Данные материалы могут оказать помощь, прежде всего, психологу и педагогам, работающим с одарёнными детьми, а также родителям, которым небезразлична судьба их детей.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение…………………………………………………………………………………. стр.3
Раздел 1 Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка……….. стр.4
1.1. Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка
1.2. План программы «Сопровождение ребенка, одаренного в нескольких областях»
1.3. План программы «Сопровождение ребенка, имеющего незаурядные интеллектуальные способности»
1.4. План программы «Сопровождение ребенка с ярко выраженными спортивными способностями»
1.5. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»
1.6. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные артистические способности»
1.7. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего технические способности»
1.8. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего художественные и литературные способности»
Раздел 2 Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей……...…. стр.12
2.1. Тест интеллекта
2.2. Карта интересов для младших школьников
2.3. Анкета «Как распознать одаренность»
2.4. Как распознать одарённость
2.5. Методика оценки общей одаренности
2.6. Методика «Карта одаренности»
2.7. Исследование индивидуальных особенностей воображения
2.8. Методика «Интеллектуальный портрет»
2.9. Методика « Характеристика ученика»
2.10. Методики для родительского исследования
2.11. Тест «необычное использование»
2.12. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта
2.13. Оценка уровня развития технического мышления
2.14. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми
Терминологический словарь ………………………………………………………...…стр.93
Список рекомендуемой литературы …………………………………………….……стр.95
Введение
Цель составителей данных методических рекомендаций – оказание помощи в освоении наиболее доступных практикующему учителю диагностических приемов и методов по выявлению одарённых и талантливых школьников:
- педагогического анкетирования;
- контрольно-оценочных методик;
- субтестов и других вариантов измерения результативности.
Материалы сборника сгруппированы по следующим направлениям:
- Методики сопровождения работы с одарёнными детьми.
- Диагностика одарённых детей.
В большинстве рекомендуемых вариантов диагностирования дается методика, цель, ход проведения, рекомендации по обработке и интерпретации материалов.
Словарь, включенный в сборник, очерчивает примерный круг понятийного аппарата, которым пользуется диагност для достижения однозначной трактовки терминов, используемых в процессе диагностирования и обработки результатов.
Список рекомендуемой литературы поможет расширить представление педагогов об авторах и тематике публикаций по проблемам детской одарённости. Изучение и практическое применение разнообразных диагностических методик позволит повысить теоретическую и методическую культуру педагогов.
Составители сборника выражают надежду, что представленные материалы дадут возможность педагогам практически овладеть методами диагностики с целью повышения эффективности педагогической деятельности по работе с одарёнными детьми.
«Слишком много на свете людей,
Которым никто не помог пробудиться.»
А. Экзюпери
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Программы сопровождения одаренных детей в МОУ «СОШ № 20 с УИОП» реализуется в рамках школьной программы «Одарённые дети» и объединяет блоки основного, дополнительного образования через диагностический блок для создания гарантированных возможностей развития способностей одаренных детей. Программа сопровождения одаренных детей составляется и реализуется совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (психолог, учителя, администрация, родители, социальный педагог).
Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка
Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за реализацией программы.
I. Диагностический этап
¨ педагогическая диагностика;
¨ психологическая диагностика;
¨ специальная диагностика (углубленная);
¨ диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).
II. Информационный этап
¨ подбор литературы по тематике;
¨ создание банка информации по работе с одаренными детьми;
¨ подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
¨ просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.
III. Подготовительный этап
¨ определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
¨ составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;
¨ разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
IV. Развивающий этап
¨ организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);
¨ организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;
¨ организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.).
Функции субъектов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми
Психолог:
1. Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
2. Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.
3. Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
4. Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
1. Организационная – осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка.
2. Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.
3. Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.
4. Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.
Педагоги:
1. Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.
2. Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.
3. Координирующая – осуществляет координацию деятельности учителя-предметника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.
Другие субъекты педагогической деятельности:
1. Диагностическая – выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.
2. Развивающая – осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных школьников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.