Понятие информационных правоотношений
Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение — результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым. При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов — участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.
Другими словами, правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного крута объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле — индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.
В дальнейшем под информационным правоотношением будем понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.
Содержание информационных правоотношений, их виды.
К основным элементам информационного правоотношения относятся:
а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;
б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);
в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее — объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) — документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;
г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.
Исследование содержания информационного правоотношения удобно проводить на модели информационной сферы.
Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений:
• производители, или создатели, информации, в том числе авторы,
• обладатели информации (информационных объектов),
• потребители информации.
С помощью этой модели легко исследовать поведение субъектов правоотношений в зависимости от видов и способов производства и преобразования и организации информации и информационных объектов и провести классификацию информационных правоотношений.
Классификация информационных правоотношений
Классификация информационных правоотношений может проводиться на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере.
4.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной.
Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов.
При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.
4.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг
Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой представления производимой информации.
1. Открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли).
При производстве такой информации у субъектов — ее производителей возникают следующие права и обязанности:
право на создание произведений науки и литературы, иной подобного рода информации;
право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности и право вещной собственности на документированную
Перечисленные здесь и ниже перечни прав, обязанностей и ответственности являются приблизительными и могут дополняться и развиваться в реальных условиях.
информацию, отражающую эти результаты (право передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
ограничение права на создание документированной информации ограниченного доступа;
ограничение права на создание вредной, опасной для общества информации;
обязанность по созданию информационных ресурсов в соответствии с установленной компетенцией и предоставления информации из них потребителям информации;
обязанность исполнения условий авторских договоров;
ответственность за непредоставление информации;
ответственность за недостоверность создаваемой информации, недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию;
ответственность за качество информационных ресурсов, информационных продуктов, предоставления информационных услуг;
ответственность за создание и распространение контрафактных экземпляров.
Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителя.
2. Массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям).
При производстве массовой информации возникают следующие права и обязанности у участников информационных правоотношений:
право на создание массовой информации (журналист, редакция);
право на защиту чести и достоинства (любой член общества);
право интеллектуальной собственности на распространяемые СМИ результаты творческой деятельности (автор распространяемой информации);
обязанность по достоверному, оперативному, полному информированию населения (пользователей Интернет) (редакции и журналисты);
обязанность по обеспечению гарантий свободы слова (государство); ограничение права на распространение информации ограниченного доступа (все участники производства и распространения массовой информации);
ограничение права на распространение вредной, опасной для общества информации (все участники производства и распространения массовой информации);
ответственность за недостоверность создаваемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию, за введение цензуры (все участники производства и распространения массовой информации).
Большая часть информационных отношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер.
3. Официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы).
В процессе производства, передачи и распространения такой информации возникают следующие права и обязанности у участников таких правоотношений:
обязанность по производству и распространению (или обеспечению распространения) нормативных правовых актов в соответствии с установленной компетенцией;
обязанность за предоставление информации из таких документов;
ответственность за создание официальных документов неудовлетворительного качества.
Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных нормативных правовых актов органами государственной власти в порядке реализации установленной для них компетенции.
4. Обязательно представляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация).
В информационных процессах, связанных с обращением такой информации, у их участников возникают следующие права и обязанности:
обязанность подготовки и представления обязательных документов;
обязанность по созданию информационных ресурсов, содержащих обязательно представляемую информацию;
ответственность за использование этой информации исключительно для исполнения установленных законом функций и задач;
ответственность за недостоверность предоставляемой информации, за недоброкачественную и ложную информацию и дезинформацию.
Здесь проявляются отношения административно-правового свойства, возникающие при подготовке и предоставлении такой информации соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции.
5. Информация ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, а также персональные данные и т.п.) создается разными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности. ,
В информационных процессах по обращению такой информации возникают следующие права и обязанности:
обязанность по установлению состава информации ограниченного доступа;
обязанность по установлению информации, которая не может относиться к категории ограниченного доступа;
ограничение имущественных прав при отнесении созданной автором информации к государственной тайне;
обязанность лицензирования деятельности по обработке информации ограниченного доступа;
обязанность по установлению ограничений по доступу к информации ограниченного доступа;
обязанность по обеспечению защиты информации и информационных ресурсов, содержащих такую информацию, от несанкционированного доступа;
ответственность за нарушение условий ограниченного доступа, за разглашение информации ограниченного доступа.
Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляются в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процессах, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.
4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения
Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении таких информационных процессов, основываются на следующих правах и обязанностях их участников:
право на создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения (все участники этих процессов);
право интеллектуальной собственности на результаты творческой деятельности при создании таких объектов (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
ограничение права на создание таких объектов для информации ограниченного доступа;
обязанность создания и применения информационных систем, их сетей, средств их обеспечения в соответствии с установленной компетенцией (государственные структуры);
обязанность по заключению и исполнению договоров на создание таких объектов для государственных нужд (физические лица, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления);
ответственность за недоброкачественность созданной продукции, нарушение сроков исполнения договора, другие нарушения.
Эта группа отношений основана на диспозитивных методах регулирования, связанных с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации государственных информационных систем и средств их обеспечения.
Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.
4.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности
В области информационной безопасности основными объектам защиты являются:
интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);
демократия, знания и духовные ценности общества;
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;
информация как интеллектуальная собственность;
документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная и вещная собственность;
машинные носители с информацией;
базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей;
программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства.
Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.
Информационные отношения данной группы основаны на следующих правах и обязанностях их участников:
право на защиту личности от воздействия недостоверной, ложной информации;
право на защиту информации, информационных ресурсов, продуктов от несанкционированного доступа;
право на защиту интеллектуальной собственности;
право на защиту информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения как вещной собственности;
право на защиту информационных прав и свобод;
ограничение права на раскрытие личной тайны, а также иной информации ограниченного доступа без санкции ее собственника или владельца;
обязанность по защите государства и общества от вредного воздействия информации, защите самой информации, по защите прав личности, по защите тайны;
ответственность за нарушение информационной безопасности, в том числе прав и свобод личности, тайны и других ограничений доступа к информации, за компьютерные преступления.
Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера.
Заключая рассмотрение содержания информационного правоотношения, следует отметить следующее.
Анализируя информацию как объект правоотношений , нельзя говорить о ней вообще, не конкретно. Объектом рассмотрения должна быть, в первую очередь, информация, которая находится в обороте и по поводу, которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом .
Такую информацию можно разделить на три группы:
1) информация, которая находится в гражданском обороте, т.е. та, по поводу которой возникают в первую очередь имущественные отношения;
2) информация, которая находится в административном обороте, т.е. та, посредством которой регулируются общественные отношения, в том числе и в информационной сфере. Например, информация, которая содержится в нормах права;
3) информация, которая находится в общественном (публичном) обороте, представляющая собой сведения информационного характера, или массовая информация, предназначенная для информирования населения.