Принципы и методы научного познания
Целью научного исследования является получение нового научного знания. Соотнесение нового научного знания с объективной реальностью, с предшествующей системой научного знания, с познающим субъектом – исследователем, позволяет выделить три основных принципа познания, которыми руководствуется современная наука: принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности.
Принцип детерминизма обращает внимание на закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность всех явлений и процессов.
Принцип соответствия сводится к тому, что теории, справедливость которых установлена для той или иной области явлений, с появлением новых теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение, что способствует преемственности знаний.
Принцип дополнительности, соотнося научное знание с познающим субъектом – исследователем, предоставляет возможность признать правомерность и равноправие других научных трактовок проблемы.
Методологическая база исследования, в основе которой лежат вышеуказанные принципы, дополняется собственными, существующими в конкретных науках, принципами и методами познания.
Для истории – это:
- принцип историзма, который основан на изучении действительности как изменяющейся и развивающейся во времени, включающий рассмотрение всех явлений системы, обладающей особой структурой, изучение процессов развития, перехода от одного состояния к другому;
- принцип объективности, базирующийся на постулатах о диалектической взаимосвязи теории и фактов, о целостности исторического процесса, о том, что прошлое имеет свою пространственно-временную культуру;
- принцип системности, ориентирующий на рассмотрение объектов исследования как систем.
- метод историко-генетический, дающий возможность последовательно раскрывать свойства, функции и изменения реальности из прошлого к настоящему;
- метод историко-сравнительный, позволяющий сопоставить события, явления, факты и оценки;
- метод проблемно-хронологический, с помощью которого широкая тема расчленяется на ряд проблем, каждая из которых затем рассматривается в хронологической последовательности событий;
- метод диахронный, позволяющий выделить качественные особенности процессов во времени, моменты образования новых этапов, определить общее направление развития;
- метод историко-типологический, в соответствии с которым объекты исследования разделяются на различные типы по их существенным признакам, выстраиваются однородные совокупности объектов;
- метод компаративистский, позволяющий дать анализ скрытой сущности явлений, описать общее, повторяющееся, закономерное на основе аналогий и др.
Для философии – это:
- диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
- герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
- анализ - познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.
- синтез - операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.
- аналогия - прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Аналогия - незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что "аналогия не есть доказательство". Она может давать лишь предположительное значение.
- абстрагирование - прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования,
а также выше упоминаемые принцип историзма, системности, сравнительно-исторический метод и др.
Для социологии – это:
- наблюдение (контролируемое/неконтролируемое, включенное/не включенное, структурированное/ неструктурированное, полевое/лабораторное, открытое/инкогнито, систематическое/эпизодическое/случайное) - представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
- метод анализа документов (письменные, иконографические, фонетические, компьютерные, официальные, личные или неофициальные, первичные, вторичные, спровоцированные/неспровоцированные, правовые, исторические, статистические, педагогические, технические, полностью сохранные/частично сохраненные) — это один из основных методов сбора данных в социологических исследованиях, предполагающий использование информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях информации. Изучение документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни.
- социологический опрос - его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов.
- методы анализа и обработки социологической информации - понимаются способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2