Назначение, функции товарной конторы
Основные задачи товарной конторы следующие:
· учет и контроль выполнения согласованного объема перевозок в целом по станции* и по каждому грузоотправителю в отдельности;
· оформление перевозочных документов;
· определение причитающихся железной дороге платежей и расчеты с грузоотправителями и грузополучателями (гражданами и другими разовыми плательщиками), не включенными в систему централизованных расчетов;
· обеспечение своевременного и полного взимания причитающихся железной дороге платежей, плат и неустоек;
· ведение установленных форм учета и отчетности;
· информация грузополучателей о прибытии груза;
На подъездных путях промышленных предприятий с большим грузооборотом могут быть организованы филиалы товарной конторы, которые должны быть взаимосвязаны с основной товарной конторой, грузовыми пунктами предприятий, станционным технологическим центром (СТЦ), пунктом таможенного оформления.
Для выполнения перечисленных задач товарная контора должна быть оборудована:
· телефонной связью с грузовыми объектами и подразделениями станции, с грузоотправителями и грузополучателями;
· почтой для пересылки перевозочных документов в СТЦ, в грузовые районы и обратно;
· пишущими машинками, счетными машинками, штемпелями;
· автоматическими справочными установками и указателями;
· программно-вычислительными комплексами, оснащенными АРМ ТВК или САПОД;
· шкафами для хранения перевозочных документов и бланков и т.д.
В процессе работы товарная контора взаимодействует с СТЦ, маневровым диспетчером, конторой передач, пунктом таможенного оформления (ПТамО), старшими приемосдатчиками груза и багажа грузовых пунктов, грузоотправителями и грузополучателями, отделенческим расчетным центром (ОРЦ), УП «Белжелдоррасчет».
Для автоматизации операций по заполнению и таксировке перевозочных документов, ведению установленных форм отчетности товарные конторы станций оснащаются современными средствами микропроцессорной техники, на которых организуются автоматизированные рабочие места товарных кассиров (АРМ ТВК).
АРМ ТВК должен решать задачи по интегрированной обработке дорожной ведомости (ИОДВ) и организации сбора, подготовки и передачи информации непосредственно с товарных контор станций в ГРИЦ Белорусской железной дороги, УП «Белжелдоррасчет».
Информационная и технологическая связь станций с ГРИЦ Белорусской железной дороги может быть реализована в следующих вариантах:
· вариант прямого взаимодействия АРМ ТВК, САПОД с единым комплексом интегрированной обработки данных (ЕК ИОДВ);
· вариант взаимодействия АРМ ТВК с ЕК ИОДВ в составе системы обработки электронной дорожной ведомости;
· посредством устройств подготовки и передачи данных, установленных на станциях.
В соответствии с системой расчетов за перевозки грузов АРМ ТВК и автоматизированная система интегрированной обработки дорожной ведомости эксплуатируются как единый комплекс по отправлению и прибытию грузов.
АРМ ТВК предусматривает организацию работы товарного кассира в двух режимах:
· в локальном режиме, когда АРМ ТВК не имеет связи с ГРИЦ и системой ЕК ИОДВ;
· в режиме межмашинного обмена между АРМ ТВК и ГРИЦ.
В результате этого, АРМ ТВК включается в систему АСУОП и в связи с этим предусматривается возможность наличия информационных связей с автоматизированными рабочими местами работников отделения и управления железной дороги.
1.2 Общие требования к планировке помещений товарных контор
С целью удобства и повышения качества обслуживания клиентуры помещения товарной конторы целесообразно размещать на первом этаже административного здания. При этом целесообразно на станциях с большим объемом работы специализировать кассы по отправлению и выдаче грузов, а при значительных объемах работы целесообразна специализация по видам отправок (повагонная, контейнерная, мелкая). Во всех случаях специализация касс должна обеспечить поточность обработки документов, что повышает качество выполнения коммерческих операций и производительность труда товарных кассиров.
С целью улучшения обслуживания клиентуры на станциях с большим объемом оформления экспортно-импортных перевозок целесообразно в одном здании размещать товарную контору и пункт таможенного оформления.
При планировке товарной конторы необходимо предусматривать достаточную площадь зала для обслуживания клиентов, которая должна обеспечивать свободный доступ ко всем рабочим местам товарных кассиров. Зал для обслуживания клиентов должен быть оборудован достаточным количеством информационно - справочных установок и мебели.
Кроме касс по оформлению отправления и выдачи грузов, должны быть предусмотрены рабочие места товарных кассиров по оформлению ведомостей подачи и уборки, учетных карточек, для актово-претензионного делопроизводства. Для хранения документов, пломб и запорно-пломбировочных устройств и других материальных ценностей в здании товарной конторы должно быть выделено отдельное помещение для архива.
На станциях с небольшим объемом работы предусматривается объединенное рабочее место товарного кассира, которое должно быть изолировано от доступа посторонних лиц.
На рабочем месте товарного кассира должны быть:
· схема железных дорог стран СНГ и Балтии;
· схема Белорусской железной дороги;
· Тарифное руководство № 4 (книги 1, 2 и 3), Тарифное руководство № 1(Прейскурант №10–01);
· Правила перевозок грузов;
· Правила перевозок опасных грузов;
· Правила размещения и крепления грузов;
· Устав железнодорожного транспорта общего пользования Республики Беларусь;
· Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Служебная Инструкция к СМГС;
· Сборники Правил перевозок и тарифов;
· Тарифная политика Белорусской железной дороги (ТП БЧ);
· Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ);
· Единый транзитный тариф (ЕТТ) и Международный транзитный тариф (НТТ);
· Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности;
· План формирования вагонов с мелкими отправками, контейнерами;
· другие нормативно-технические документы.
1.3 Оперативное руководство работой товарной конторы
Все руководство работой товарной конторы осуществляет начальник товарной конторы, а при его отсутствии – старший товарный кассир, который непосредственно подчиняется начальнику станции и его заместителю.
Оперативное руководство работой товарной конторы в смену осуществляется старшим товарным кассиром.
Порядок подчинения и выполнения операций каждым работником товарной конторы должен быть изложен в инструкционно–технологических картах.