Принципы психологического посредничества
Посредник (третья сторона) в конфликте – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются им помочь в достижении согласия.
Третий участник в конфликте может выступать в двух ролях:
- как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае завершение конфликта достигается с помощью насилия, а также путём социального давления, использования печать, рекламу, силу общественного мнения);
- как независимый от них беспристрастный субъект.
Способы вмешательства третьей стороны можно разделить на два класса:
- контактное вмешательство – осуществляется специалистом по улаживанию конфликтов, который имеет специальную подготовку и опыт в вопросах, ставших предметом спора;
- спонтанное вмешательство – осуществляется не специалистом, а просто тем, кто заинтересован в разрешении конфликта. Такая третья сторона обычно состоит в каких-либо отношениях с конфликтующими сторонами и заинтересована в улаживании конфликта.
Кто может выступать в роли третьей стороны?
В качестве официальной третьей стороны, обладающей нормативным статусом или возможностями воздействия на оппонентов, могут выступать:
при межгосударственных конфликтах
и конфликтах на государственного уровня
- межгосударственные организации (ООН и др.);
- отдельные государства;
- государственные правовые институты (суд, прокуратура);
- правительственные или другие комиссии (создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);
- представители правоохранительных органов;
при конфликтах между организациями
- руководители организации;
- общественные организации (комиссии по разрешению конфликтов);
- профессиональные медиаторы-конфликтологи.
В качестве неофициальной третьей стороны (не обладает нормативным статусом) в конфликте могут выступать:
- известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели);
- представители религиозных организаций;
- профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;
- неформальные лидеры социальных групп;
- старшие по возрасту;
- друзья, коллеги, соседи, просто свидетели конфликта.
Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне, когда: - конфликт затянулся;
- стороны отстаивают противоположные интересы и не могут найти точки соприкосновения;
- по разному трактуют правовые нормы;
- одной стороне нанесён серьёзный ущерб и она требует применения санкций по отношению к оппоненту;
- сторонам важно сохранить хорошие отношения, но взаимоприемлемое решение найти не могут;
- стороны пришли к соглашению, но требуется внешний объективный контроль за его исполнением.
Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны, когда:
- происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует угроза применения насилия;
- к одной стороне уже применяется насилие;
- третьей стороне лично не выгоден конфликт;
- конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной;
- стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы сторон.
Посредничество – это прежде всего психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой конструктивной основе.
Можно выделить следующие принципы психологического посредничества (речь о посредничестве психолога):
- посредник нейтрален, он не выносит собственных оценок и суждений, не присоединяется к сторонам конфликта;
- посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений;
- посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к договорённостям;
- посредник обеспечивает защищённость участников переговоров;
- посредник несёт ответственность за процесс, но не за характер принимаемых решений.
Вариант 2 - добровольность – стороны добровольно приглашают посредника и в любой момент могут от него отказаться;
- равноправие сторон – все участники в переговорах с посредником имеют равные права;
- нейтральность посредника – посредник должен находиться (сидеть за столом переговоров) на равном расстоянии от сторон;
- стороны должны высказываться с соблюдением очерёдности;
- посредник равное количество времени должен уделять сторонам;
- должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне и обеспечивать им равное право на участие в переговорах.
- он не имеет права ни словом, ни жестом/знаком показывать преимущества или что-либо делать/говорить в пользу одной из сторон.
- он не должен подвергать критике действия одной из сторон в присутствии другой стороны.
- хотя посредник может иметь свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения каждой из сторон, симпатии, все эти моменты он обязан оставлять за пределами процесса посредничества.
- если ему трудно оставаться нейтральным, он обязан отказаться от посредничества.
- он не имеет права оценивать позицию сторон, интерпр-ть документы;
- конфиденциальность – всё о чём говорится и обсуждается в ходе переговоров, остаётся внутри этого процесса;
- обеспечение паритета (равенства) сторон;
- выравнивание объёма времени работы с обеими сторонами, чтобы не было повода у одной из сторон к подозрениям или недовериям;
- поочерёдное обращение посредника к обеим сторонам. Если в каком-то эпизоде переговоров посредник сначала обратился с вопросом к одной из сторон, а затем ко второй, то в следующем эпизоде он должен обратиться к ним в обратном порядке.
ТЕМА 7